Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Обучение основам проектной деятельности в ДОУ
Педагогика
Автор: Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна   
06.11.2011 22:36

Обучение основам проектной деятельности в ДОУПриобщение детей к миру взрослых к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.


В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности приме¬нения, универсальный подход, единые закономерности.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. В этом ему помогают продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это и есть проектирование, которое помогает устранять различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Обучение основам проектной деятельности в ДОУПроектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечи¬вающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное -раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности (М.В. Гри¬банова).
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме. Поэтому при овладении проектной деятельностью необходимо формирование следующих специальных проектных умений:
Проблематизация (умения):
-формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы:
- выделить и сформулировать проблему7 из множества проблем (поля проблем);
-рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определенной позиции;
-произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и/или времени в ситуации, породившей проблему;
-из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. Обосновать выбор.
Целеполагание (умения):
-формулировать цель деятельности по заданному результату;
-формулировать цель деятельности по решению проблемы;
-выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор;
-провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения;
-ранжировать цели:
по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие),
•     но масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие),
по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие) сделать сужение и расширение цели.
Планирование:
-    формулировать задачу исходя из формулировки цели;
-    Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи для каждого
этапа;
-    планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу
перед каждым из них для получения определенных результатов;
-    составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и
исполнителей, распределением задач. Выполнять графическое представление этого
планирования.
Прогнозирование:
-    определить возможные варианты результатов ( промежуточных и итоговых);
-    спрогнозировать возможные риски при реализации проекта;
-    определить критерии и способы оценки результатов.
Рефлексия и самоанализ (умения):
-    анализировать результат по практической важности;
-анализировать результат по социальной значимости;
-анализировать результат по оптимальности затрат;
-анализировать результат по степени решения проблемы;
-анализировать результат по соответствию цели;
-оценивать результаты решения задач;
Проектная деятельность - это процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагно-стически сформулированные цели и задачи, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда и какие отношения в ней будут преобладать.
Проектная деятельность - это целевая деятельность, обязательным условием которой является достижение логического завершения, получения конкретного ре-зультата деятельности. Разработка проекта предусматривает обязательную прямую связь с реальной образовательной ситуацией и практической деятельностью педа-гога.
Логика внедрения проектной деятельности в ДОУ реализуется по следующей схеме: анализ ситуации - проблемное самоопределение - идеализация (проработка проблемы в идеальном пространстве - «гипотезирование») - концептуализация -программирование - реализация проекта - рефлексия.
Тема моего социально-исследовательского проекта «Сотрудничество с родителями в процессе влияния макрофакторов на социализацию ребенка дошкольного возраста», у данного проекта есть проекты спутники: «Аэрокосмический салон», «Своя Луна», «Моя Родина Россия» и др.
Аэрокосмический салон

 

Аэрокосмический салон - В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу. В процессе реализации проекта дети совместно с родителями создали музей космической техники в мини планетарии нашей группы (мини музей и выставка космической техники).
Результаты  проекта:
•    У детей сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы,      экспериментировании, и применении своих навыков в играх и практической деятельности.
•    Педагоги освоили новый метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
•    Родители расширили возможности сотрудничества   со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.
Метод проектирование деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.
Жилища народов разных стран - В процессе реализации данного проекта с детьми решали вопрос «из чего люди строят дома?». Совместно с детьми мы изучали энциклопедии, составляли книгу «Дома разные нужны, дома разные важны», в которую вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов.
Цель проекта:
Формирование толерантности и познавательного интереса к народам разных стран, их культуре и жилищам, по средствам взаимодействия с родителями в вопросах влияния макрофакторов на социализацию старших дошкольников.
Задачи проекта:
•      Развитие познавательного интереса старших дошкольников.
•    Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
•     Развитие коммуникативных умений и навыков детей, умение сотрудничать и отставать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
•     Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
•    Закрепить знание последовательности аппликационной работы, и умения строить красивую пейзажную композицию.
•    Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.


ЛунаСвоя Луна - В процессе реализации данного проекта дети научились различать фазы Луны выстраивать хронологический Лунный ряд. Детям предлагалось составить «Советы улетающему на Луну», и используя нетрадиционные формы изобразить лунный пейзаж (рисунок №1 и№2) Дети неоднократно обращались к своему личному опыту, закрепляли партнерские отношения со сверстниками. У детей повысился уровень знаний по исследуемым вопросам (диаграмма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя Родина Россия - В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников.
Цель:
Патриотическое воспитание, развитие планетарного мышления и толерантности старших дошкольников.
Задачи:
•    Привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ.
•    Активизация творческого потенциала родителей.
•    Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своей страны.
•    Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
•    Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
•    Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
•    Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.

По дорогам сказокНедели литературного чтения  - Для закрепления знаний о прочитанных произведениях: инсценируем понравившиеся сказки, отгадываем кроссворды, проводим литературные викторины, совместно с библиотекарями нашей библиотеки проводим экскурсии и литературные вечера в библиотеке, выпускали семейные газеты (по дорогам сказок), предлагали выставки литературных произведений (выставка). Одним из результатов нашего проекта является то, что родители совместно с детьми стали чаще посещать нашу поселковую библиотеку, а некоторые стали её постоянными читателями.
Цель:
воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
Внутренний продукт:
•    повышение читательского интереса и поиск        ответов на поставленные вопросы дошкольниками.
Внешний продукт:
•    создание групповой книги «Это мы прочитали».

Технологией проектирования, позволяет развивать творческие способности дошкольника. В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. По определению В. Ротенберга (2001), поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция и в будущем (в школе и жизни), когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование помогает органично войти дошкольникам в новую социальную ситуацию.

Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ «Ергачинский детский сад», Пермский край, Кунгурский район, ст. Ергач,

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год