Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инклюзия в ДОУ
Педагогика
Автор: Лукьянова Елена Анатольевна   
08.01.2023 22:28

Инклюзия в ДОУИнклюзия в ДОУ

За последние годы увеличился процент количества детей с особыми образовательными потребностями. Безусловно, большинству таких детей необходим социум, в котором им будет комфортно развиваться. Детский сад – это та среда, в которой каждый ребенок может проживать свое детство с учетом его потребностей и возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут полноценно пройти адаптацию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и получить дошкольное образование в коллективе сверстников без ущерба для развития и обучения в таком социуме. Но в такой работе должно быть системное и комплексное сотрудничество специалистов ДОУ и родителей ребенка. Такое включение детей с ОВЗ в общеобразовательные группы сверстников называется инклюзией.

Безусловно, ДОУ, в первую очередь, должно иметь высоко квалифицированных специалистов и воспитателей для работы с такими детьми, а также в учреждении должны быть созданы специальные условия для реализации инклюзивного образования с учетом потребностей каждого ребенка. Если нет так условий, как может реализовываться инклюзивное образование? Какие дети могут посещать ДОУ с учетом отсутствия специальных условий?

 

Из опыта работы можем сказать, что без дефектолога, сурдолога, медицинского работника, а также невозможности изменить помещения, лестницы для доступа инвалидов с колясками мы реализуем инклюзивное образование на базе нашего учреждения: это дети аутистического спектра, с задержкой психического развития, дети с СДВГ, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом дауна, с нарушениями функций сердца, с частыми заболеваниями легких, ТНР и ФФН и др.

В нашем саду работают воспитатели, младшие воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физической физкультуре, музыкальный руководитель, которые совместно организуют работу по адаптированным программам дошкольного образования для каждой категории детей с ОВЗ.

Ребенку лучше расти и развиваться в коллективе, где его принимают таким, какой он есть; помогают и ценят сверстники, играют и учатся вместе с ним, проживают полноценную жизнь. Совместная работа сотрудников ДОУ и родителей, конечно, заключается в помощи детям, в их развитии и обучении в ДОУ. Понимающие родители оказывают своим детям дополнительную помощь в качестве консультаций со специалистами других организаций.

Безусловно, в коллективе таким детям необходимо чувствовать себя обычным ребенком, как другие дети. Создание благоприятной атмосферы, развивающей и доступной среды – это важные факторы, способствующие легкой адаптации таких детей в рамках инклюзивного образования. Кроме того, формирование понятий эмпатия (сочувствие, сострадание), взаимопомощь, уважение друг другу – становятся основой коммуникативной деятельности в коллективе.

Сплочению коллектива и формированию дружеских отношений способствуют такие активные формы взаимодействия, как: совместное участие в конкурсах, концертах, праздниках, спортивных соревнованиях. Бесспорно, подвижные игры проводятся с учетом ограничений ребенка. К каждому воспитаннику находится свой подход. Внедрение инклюзии в «здоровую среду» важный шаг для всех участников образовательного процесса на пути ко взрослой жизни. Инклюзия очень важна для детей с ОВЗ, после прохождения дошкольного образования, ребенку с ОВЗ легче адаптироваться в школе, имея друзей и интерес к общению со сверстниками.

Включенная инклюзия не «тормозит» образовательный процесс, а открывает новые возможности для всех участников образовательного процесса. Развитие такой формы взаимодействия, как детское наставничество, способствует развитию коммуникативных и речевых навыков у детей дошкольного возраста. Кроме того, поиск новых форм, методов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями объединяет коллектив родителей, детей и педагогов, позволяет целенаправленно двигаться в одном направлении, решая трудные вопросы дружно, сообща.

Необходимо отметить, что внедрение инклюзии в общеобразовательные группы позволяет расширять возможности развивающей среды, выстраивая тем самым индивидуальные маршруты для каждого ребенка с учетом его возможностей и потребностей. И самое главное, на мой взгляд, инклюзия позволяет исключить социальную изоляцию, усугубляющую патологию ребенка и ведущей к развитию ограниченных возможностей.

Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

Почему он так испуган? И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Автор — Калиман Н.А.

Уважаемые коллеги, инклюзивное образование –это настоящий ресурс, направленный на равноправие!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год