Инклюзия в ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Лукьянова Елена Анатольевна | |||
08.01.2023 22:28 | |||
Инклюзия в ДОУ За последние годы увеличился процент количества детей с особыми образовательными потребностями. Безусловно, большинству таких детей необходим социум, в котором им будет комфортно развиваться. Детский сад – это та среда, в которой каждый ребенок может проживать свое детство с учетом его потребностей и возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут полноценно пройти адаптацию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и получить дошкольное образование в коллективе сверстников без ущерба для развития и обучения в таком социуме. Но в такой работе должно быть системное и комплексное сотрудничество специалистов ДОУ и родителей ребенка. Такое включение детей с ОВЗ в общеобразовательные группы сверстников называется инклюзией. Безусловно, ДОУ, в первую очередь, должно иметь высоко квалифицированных специалистов и воспитателей для работы с такими детьми, а также в учреждении должны быть созданы специальные условия для реализации инклюзивного образования с учетом потребностей каждого ребенка. Если нет так условий, как может реализовываться инклюзивное образование? Какие дети могут посещать ДОУ с учетом отсутствия специальных условий?
Из опыта работы можем сказать, что без дефектолога, сурдолога, медицинского работника, а также невозможности изменить помещения, лестницы для доступа инвалидов с колясками мы реализуем инклюзивное образование на базе нашего учреждения: это дети аутистического спектра, с задержкой психического развития, дети с СДВГ, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом дауна, с нарушениями функций сердца, с частыми заболеваниями легких, ТНР и ФФН и др. В нашем саду работают воспитатели, младшие воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физической физкультуре, музыкальный руководитель, которые совместно организуют работу по адаптированным программам дошкольного образования для каждой категории детей с ОВЗ. Ребенку лучше расти и развиваться в коллективе, где его принимают таким, какой он есть; помогают и ценят сверстники, играют и учатся вместе с ним, проживают полноценную жизнь. Совместная работа сотрудников ДОУ и родителей, конечно, заключается в помощи детям, в их развитии и обучении в ДОУ. Понимающие родители оказывают своим детям дополнительную помощь в качестве консультаций со специалистами других организаций. Безусловно, в коллективе таким детям необходимо чувствовать себя обычным ребенком, как другие дети. Создание благоприятной атмосферы, развивающей и доступной среды – это важные факторы, способствующие легкой адаптации таких детей в рамках инклюзивного образования. Кроме того, формирование понятий эмпатия (сочувствие, сострадание), взаимопомощь, уважение друг другу – становятся основой коммуникативной деятельности в коллективе. Сплочению коллектива и формированию дружеских отношений способствуют такие активные формы взаимодействия, как: совместное участие в конкурсах, концертах, праздниках, спортивных соревнованиях. Бесспорно, подвижные игры проводятся с учетом ограничений ребенка. К каждому воспитаннику находится свой подход. Внедрение инклюзии в «здоровую среду» важный шаг для всех участников образовательного процесса на пути ко взрослой жизни. Инклюзия очень важна для детей с ОВЗ, после прохождения дошкольного образования, ребенку с ОВЗ легче адаптироваться в школе, имея друзей и интерес к общению со сверстниками. Включенная инклюзия не «тормозит» образовательный процесс, а открывает новые возможности для всех участников образовательного процесса. Развитие такой формы взаимодействия, как детское наставничество, способствует развитию коммуникативных и речевых навыков у детей дошкольного возраста. Кроме того, поиск новых форм, методов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями объединяет коллектив родителей, детей и педагогов, позволяет целенаправленно двигаться в одном направлении, решая трудные вопросы дружно, сообща. Необходимо отметить, что внедрение инклюзии в общеобразовательные группы позволяет расширять возможности развивающей среды, выстраивая тем самым индивидуальные маршруты для каждого ребенка с учетом его возможностей и потребностей. И самое главное, на мой взгляд, инклюзия позволяет исключить социальную изоляцию, усугубляющую патологию ребенка и ведущей к развитию ограниченных возможностей. Мир «особого» ребёнка –интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка –безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих. Автор — Калиман Н.А. Уважаемые коллеги, инклюзивное образование –это настоящий ресурс, направленный на равноправие!
|