Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Дорощенко Елена Серафимовна Ефимова Елена Юрьевна Шендюк Дарья Викторовна   
22.10.2022 17:22

«Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»«Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагоги: Дорощенко Е.С., Ефимова Е.Ю., Шендюк Д.В.

Вашему вниманию представляется научная статья «Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Изучая на курсах по психологии и педагогике дошкольного образования, множество интересных тем, нас больше всего заинтересовала тема «ГЕШТАЛЬТ-ТЕРПИИ.». Мы работаем воспитателями в дошкольном учреждении, и как нам кажется, данная тема, была бы полезна в нашей работе.

Итак. Обратимся к основным понятиям. Что же такое гештальт?

Гештальт – неделимая единица сознания, которая определяется привнесённой психологами-гештальтистами концепцией.

 

Отсюда мы можем сформулировать определение гештальт-психологии: гештальт-психология – одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 века, выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений.

Гештальт-психология основывается на нескольких принципах: близость, схожесть, целостность, замкнутость, смежность, общая зона.

Впервые термин «Гештальт» был выдвинут Кристианом Эренфельсом в 1890 г. Идея Эренфельса получила развитие в 20 веке благодаря его ученику –немецкому психологу Максу Вертгеймеру.

Так когда же появилась гештальт-терапия и каковы ее основные направления? В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. Так же, учеными-психологами, которые тоже внесли вклад в развитие гештальт-психологии являются: Лаура Перлз, Пол Гудмэн.

Стоит отметить, что практика гештальт-терапии удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, телесной терапии В. Райха, восточной философии и психоанализа. Поэтому основным достоинством гештальт-подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений.

Гештальт-терапия является признанным направлением психотерапевтической практики в мире и в нашей стране, уступая в популярности только психоанализу. Секрет ее успеха в ясной теории, большой свободе и гибкости в методах работы. В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в педагогике, организационном консультировании и других областях практики.

Стоит рассказать про основные постулаты гештальт-терапии:

  1. Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо.
  2. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм — окружающая среда.
  3. Человеческое поведение, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.
  4. Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же, как и в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ.
  5. Осознание — осведомленность о том, что происходит внутри организма и в окружающей его среде.
  6. «Здесь и теперь» — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем.
  7. Ответственность — способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции.

Что касается детей, то вопрос гештальт-терапии у детей в научной литературе раскрыт недостаточно. Вот лишь некоторые представители научного мира, которые раскрыли вопрос гештальт-терапии у детей: Вайолет Окландер, Даниил Хломов, Пьер Ван Дамм.

По словам Окладер: «…через экспериментальное и взаимодействующее сближение с ребёнком с помощью окольного пути — графического выражения — удалось создать динамическое пространство трансформации, работая и создавая смысл Я у ребёнка, чтобы укрепить функции контакта и чтобы он мог снова слушать своё тело, свои эмоции и широту своего интеллекта…»

Так что же раскрывает гештальт-терапия о природе детства:

  • Детство – это своеобразный преконтакт в жизненном контексте человека.
  • Дети обладают неиссякаемым творческим потенциалом.
  • Дети учатся устанавливать свои личностные границы, усваивая родительские интроекты.
  • Дети творчески приспосабливаются к ситуации в семье, школе и т.д., способ приспособления может восприниматься взрослыми как симптом и отклонение. (слайд 11)

Каковы особенности гештальт-терапии с детьми:

  • Сложности установления словесного контакта (эффективнее посредством творчества).
  • В работе с психотерапевтом заинтересованы, как правило, родители, но не ребёнок.
  • Нереалистичные ожидания родителей, что терапевт «исправит» поведение ребёнка.
  • «Симптом» ребёнка может не соответствовать клиническим классификациям (быть нормой). (слайд 12)

Рассмотрим основные направления в гештальт-терапии с детьми:

  • Со-участие терапевта в формировании и/или изменении границ Я ребёнка
  • Создание гармонии между психическим и физическим развитием ребёнка
  • Помощь в отделении/сепарации Я ребёнка через чередование циклов контакт-отступление
  • Развитие способности распознавать потребности, эмоции и чувства, в т.ч. и на телесном уровне
  • Высвобождение и легализация подавленных чувств, купирование травм;

По мнению Окландер, работа с детьми в направлении гештальт-терапии имеет некоторые особенности:

  • Отмечается, как правило, позднее обращение к терапевту;
  • Общая непродолжительность терапии (3-6 мес.);
  • Некоторые дети вовсе не испытывают потребность вербализровать свои открытия;
  • Терапевт должен быть абсолютно нейтрален по отношению к информации о ребенке, работать «здесь и сейчас»;

Существуют так же важные аспекты работы специалиста с детьми, на что важно обратить внимание:

  • Методы применяются дифференцировано по возрастам
  • Эффективна психотерапия других членов семьи (истинные причины в детско-родительских отношениях)

Основные причины обращения (по В. Оклендер):

  • Агрессия
  • Гнев
  • Гиперактивность
  • Замкнутость
  • Страхи
  • Стресс или травма
  • Чувство одиночества
  • Аутизм
  • Неприятие коллективом

Так какова личность гештальт-терапевта в работе с детьми?

  • Готовность и открытость совместному творчеству с детьми;
  • Любопытство и непредвзятость;
  • Чуткость и недирективность;
  • Экспрессия и спонтанность и способность поддержать это в ребенке;
  • Личная проработанность в терапии;
  • Живой «внутренний ребенок»

Как мы знаем, цель гештальт-терапевтической работы заключается в поддержке осознавания клиентом своего непосредственного проживания опыта. Под осознаванием в гештальт-терапии понимается ясное и четкое переживание, содержащее образ, эмоции и действия как единое целое. Поэтому важно подобрать такое занятие, в котором ребенок будет чувствовать себя естественно и комфортно, соответственно своему возрасту и предпочтениям. Это может быть игра с предметами, игра по правилам, ролевая игра, рисование или лепка, фантазирование, обсуждение или разыгрывание ситуаций и историй — все, что может помочь терапевту, психологу, воспитателю создать безопасную ситуацию для раскрытия переживаний и экспериментирования, приблизиться к проблеме ребенка, обеспечить необходимой поддержкой и обнаружить новые способы поведения в сложной ситуации. За проблемным поведением и жалобами гештальт-терапевт видит прерванный контакт ребенка с окружающим миром, неоформленное неузнанное переживание, неудовлетворенную потребность. Задача специалиста — определить момент остановки контакта и поддержать осознавание переживания ребенка.

Давайте более подробно разберем формы работы с детьми в гештальт-терапии.

Форма работы в гештальт-терапии могут быть как индивидуальные так и групповые (больше подходят для подростков). А так же могут проходить в различных формах и методах.

Игровая терапия. Эта методика позволяет определить проблемы, так как малыши из-за особенностей возраста, несформированных понятий и слабых вербальных навыков не могут точно и четко рассказать о причинах беспокойства. Игры помогают понять, какие проблемы волнуют детей больше всего. Сначала специалист, наблюдая за игрой, определяет ту роль, которую отводит себе ребенок, оценивает других участников и реакции на складывающиеся ситуации, а также вмешательства в игры взрослых или дополнительных персонажей. Это способ определить бессознательные проблемы ребенка. В играх он чувствует себя свободным, выражая истинные эмоции или глубинные переживания. К таким методам можно отнести: игры с песком, с куклами, сюжетно-ролевые игры, теневой театр, разыгрывание сценок от лица героя и т.д.

Использование творчества для коррекции подсознательных психических процессов. В основе – механизм сублимации. При использовании арт-терапии подсознательные негативные эмоции и переживания перенаправляются в творчество, давая возможность ребенку отразить свое отношение к семье и ситуациям, которые его беспокоят. По анализу рисунка специалист оценивает эмоциональное состояние. Важен не только выбор цветов, но и расположение элементов на рисунке, близость их друг к другу, многие другие аспекты. Методика позволяет с помощью взрослых корректировать ситуацию, направляя эмоции в нужное русло.

Помимо использования карандашей или красок можно применять и другие методики:

  1. Создание коллажей из разных материалов;
  2. Использование сыпучих материалов для создания полотен;
  3. Вязание, использование различных природных материалов;
  4. Применение глины, плетение, бисер и т.д.

Один из важных способов поддержания целостности — обращение к метафоре, поскольку в ней могут быть объединены самые разные аспекты переживаний ребенка. Метафора естественным образом включается в игру и фантазирование ребенка, позволяя более безопасно и глубоко интегрировать опыт переживаний. Метафора позволяет ребенку предъявить терапевту свои проблемы, которые он не может адекватно представить в вербальной, рациональной форме. Помимо этого, метафора может стать хорошим средством интеграции нового опыта.

Еще одним из методов, которые применяются в гештальт-терапии с детьми, является: сочинительство и поэзия. Применяя эти методы, специалист может увидеть: выражение чувств через стихи, придумывание альтернативной концовки, фантазирование на тревожащую тему,.

Так какие выводы мы можем сделать:

  1. Применение методов гештальт-терапии с детьми в дошкольном образовании, помогает в работе воспитателя;
  2. Применение таких методов в работе. способствует более гармоничному и правильному психо-эмоциональному развитию ребенка;
  3. Актуально применять данные методы работы в период адаптации к детскому саду. А так же в индивидуальной работе с детьми;
  4. При тревожном состоянии ребенка, данные методы помогут ребенку более мягко и менее травмировано пережить данный опыт.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год