Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Шляпный сезон»
Познание
Автор: Салкевич Ирина Александровна   
28.03.2022 10:26

Проект «Шляпный сезон»Проект «Шляпный сезон»

Постановка проблемы.

Проведенный анализ по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию.

Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения. Кроме того, долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В нашей группе традиционно проводятся занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений и другие. Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и педагогов:

  • в изучении одной из интереснейших страниц в истории человека
  • в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей
  • в приобретении практических навыков.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Цель проекта: способствовать развитию творческого воображения и фантазии, чувства цвета и стиля.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать элементарные знания дошкольников: о головных уборах (беретки, кепки, шапки, шляпы, панамы, колпаки); о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая); о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы); о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик);
  2. Стимулировать поисковую деятельность детей;
  3. Показать значимость и ценность коллективного труда;
  4. Активизировать словарь детей: дизайнер, модельер, ателье, тулья.
  5. Для чего нужно так много разных головных уборов?

Актуальность:

Исследовательско — творческая работа «В мире головных уборов» посвящена изучению истории возникновения головных уборов, их разнообразия и значения в жизни человека. Выбор темы вызван интересом к разнообразию головных уборов сказочных персонажей, к форменным головным уборам людей разных профессий. Отсутствие головных уборов в холодное время года, а так же на сильном солнцепеке пагубно влияет на здоровье как взрослых, так и детей. Появление шляпы в истории человека — одна из интересующих ее страниц. Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы. Головные уборы в Древней Греции использовались, но имели исключительно хозяйственный характер. Чаще всего люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Кстати, именно в античные времена появилась традиция снимать шляпу при встрече. В средние века выбор фасонов шляп был велик. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона. Как и в Древней Греции, в Европе та или иная форма шляпы обозначала определенный род деятельности человека. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку. Женщины обязательно должны были покрывать голову. Замужние дамы прятали волосы под специальной повязкой. Юным девушкам разрешалось ходить с распущенными волосами с вплетенными в них цветами. Был похожий обычай и на Руси. ХХ век прославился большими переменами в моде. В начале века были в моде дамские головные уборы огромных размеров, которые отлично сочетались с элегантными приталенными платьями. В годы Второй мировой войны головные уборы приобрели очень маленькие размеры, что остается модным и сегодня. Современные шляпки разнообразны, ярки и неповторимы. У женщин есть немало способов изменить свой облик до неузнаваемости. Но самый простой – надеть шляпу! Он несколько под забылся в конце 20 века, но сейчас, похоже, становится все актуальнее. Шляпа — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, просто красивый аксессуар. Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов. В настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей второй младшей группы МБДОУ №48 г. Томска. Тип проекта: творческий, досуговый; детско-взрослый. Продолжительность: краткосрочный, недельный. Методы достижения поставленных целей и задач. Использование методов исследовательского обучения будет эффективным при реализации следующих условий. Условия:

  1. При выявлении результатов диагностирования детей и выяснении условий для проведения исследовательской деятельности.
  2. При системном внедрении методов исследовательского обучения в образовательную и свободную деятельность детей.
  3. При развитии у детей интереса к поисковой активности.

Ресурсы проекта:

В реализации проекта принимают участие воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.

Все участники проекта могут использовать в своей практике Интернет-ресурсы.

Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

  • компьютер с подключением к Интернет-ресурсам
  • принтер
  • ксерокс.

Набор материалов, оборудование (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, картон, соленое тесто, тесьма, цветная бумага, салфетки, гуашь, фантики от конфет, игр и др.) Подбор художественной литературы.

Продукт проекта:

  • сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской
  • лепка по сказке «Кот в сапогах»
  • оригами — изготовление шляп из бумаги
  • моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами, лепки из соленого тесто
  • нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе
  • изготовление шляпки для кукол способом оригами.

Предполагаемый результат: Расширятся и систематизируются знания детей о работе художника-дизайнера, модельера; сформируются умения и навыки работы с бросовым материалом. Дети научатся самостоятельно задумывать сюжет и доводить работу до завершения. У детей сформируется навык планирования своей работы по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение; приобретается навык совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • расширение знаний об истории появления шляпы;
  • обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
  • приобретение практических навыков.
  • оформление игрового уголка «Салон шляп» и его использование в сюжетно-ролевых играх детей второй младшей группы;
  • Совместно с родителями изготовления лэпбука «Головные уборы», изготовление книжек-малышек.

Этапы работы:

1 Подготовительный этап

Задачи:

  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучить и создать информационную базу по проекту.
  • Составить план проекта.
  • Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
  • Провести анкетирование родителей «Что я знаю о шляпах?».

2 Основной этап

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления шляпы.
  • Систематизировать элементарные знания дошкольников:
  • о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки)
  • о тканях (прозрачная, толстая, плотная, шелковая, шерстяная, ворсистая)
  • о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы…)
  • о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).
  • Обогатить словарный запас дошкольников.
  • Развивать навыки связной речи.
  • Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать психические процессы через художественно – творческую деятельность.
  • Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.

Заключение

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Деятельность в рамках проекта

Беседы на темы: «Головные уборы», «Как делают ткани», «Что люди носят?», «Шляпки», «Как быстро можно изготовить шляпу?»

Наблюдения за людьми, «Какие головные уборы носят люди?» Рассматривание иллюстраций к сказкам; Просмотр видеослайдов «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны»

Сюжетно-ролевые игры: «Салон шляп», «Фотосалон»; «Ателье»

Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;

Изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани;

Чтение художественной литературы: «Кот в сапогах», «Золушка»

Утренняя гимнастика «Модные грибочки»

Упражнение на равновесие «Книга на голове»

Хороводная игра «Колпачок»

Подвижные игры «Краски», «По дороге в «Ляпы-тяпы»

Взаимодействие с семьями:

  • Поиск информации в Интернете
  • Оформление консультации для родителей в родительском уголке «Художественно-эстетическое развитие детей»;
  • Привлечение родителей к созданию условий для игры в магазин «Салона шляп»
  • Оформление выставки книжек-малышек «Наши шляпки»
  • Оформление лэтбука «Головные уборы»

Использованная литература:

  1. Волчкова И.Р. Степанова Н.И. “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада по развитию речи”. – Воронеж: Учитель, 2006, с. 47- 48.
  2. Дошкольное образование. Газета. – С.П.: № 2, 2005, с. 4-5.
  3. Ребенок в детском саду. Журнал. — М: №3, 2009, с. 53.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. http: //nsportal. ru/detskii-sad/raznoe/shlyapnyi-karnaval
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год