Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка проекта «Мир воды»
Познание
Автор: Токарь Ирина Михайловна   
28.03.2022 11:55

Проект «Мир воды»Проект «Мир воды»

«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон

Тип проекта: опытно-экспериментальный с применением ИКТ-технологий.

Участники проекта: дети (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) – воспитатели — родители.

По продолжительности реализации проекта: среднесрочный — 1 месяц

 Скачать конспект

Цель: Формирование познавательной и речевой активности детей через систематизацию знаний о свойствах воды и значении воды как важного природного ресурса в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные

  • Систематизировать и расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях: о свойствах воды, о её разных состояниях посредством опытно-экспериментальной деятельности, о значимости воды в жизни человека.
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Коррекционные

  • Продолжать закреплять артикуляционные умения и навыки.
  • Отрабатывать направленный, длительный речевой выдох.
  • Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные

  • Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, актив-ность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
  • Продолжать формировать коммуникативные навыки.

Актуальность проекта:

Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал Лев Семенович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. И потом, совсем неважно, открыл ли ребенок что то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода — простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Проект «Мир воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, что вода необходима для всего живого. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений педагогики в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является акту-альной по ряду причин: речь становится основой для дальнейшего развития ребенка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно вовремя начинать работу по развитию речевой активности детей и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А. Сохин, А.И. Максаков, Е.М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу в различных видах деятельности, одним из таких видов деятельности является опытное-экспериментальная деятельность.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • опыты, экспериментирование
  • беседы с детьми о воде,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций,
  • творческая мастерская,
  • заучивание стихотворений о воде,
  • отгадывание загадок,
  • постановка и решение вопросов проблемного характера,
  • опыты,
  • дидактические игры, подвижные игры
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
  • моделирование: применение метода моделирования в изучении агрегатных состояний воды.
  • постановка и решение вопросов проблемного характера.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Презентация плакатов на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».

Продукты проекта:

  • Буклеты для родителей на тему «Эксперименты в детском саду».
  • Лепбук «Вода вокруг нас»

Предполагаемый результат:

Дети: В результате реализации данного проекта дети овладеют несложными способами элементарного экспериментирования, соответствующие их возрасту, продолжат развивать исследовательские умения: сравнивать, анализировать, обобщать.

Сформируют длительный, направленный ротовой выдох, научатся контролировать время выдоха.

Дети станут активнее использовать речь как средство общения, расширят и обогатят словарный запас.

Получат положительный социально-эмоциональный опыт от совместной деятельности.

Воспитатель: Повысит уровень профессионального мастерства.

Обогатит предметно-развивающую среду в группе.

Родители: Расширят кругозор по данной теме.

Повысят степень вовлеченности в совместную деятельность с детьми

Этапы осуществления проекта.

I этап — подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • анализ условий для реализации проектной деятельности
  • подбор материала для детей и родителей по теме проекта.

II этап — основной

  • выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III этап. Заключительный.

  • анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.
  • презентация на педсовете ДОУ.

I этап – подготовительный

Сбор информации, материала для реализации идеи, подборка мультфильмов, познавательных фильмов по теме проекта, создание предметно-развивающей среды в группе, презентации для детей согласно теме проекта;

  • пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами
  • пополнение «Игротеки» играми соответствующего содержания
  • создание мнемотаблиц для проведения опытов

Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома».

Подбор методической и художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Анкетирование родителей по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Игры с водой», «Да здравствует вода»

Размещение справочной информации по теме бесед, опытов с водой.

Выставка рисунков «Рисуем вместе» на тему «Для чего нужна вода?»

II этап — основной

Предварительная работа с детьми по «Мир воды»

Чтение стихотворений, сказок, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, беседы, рассматривание лексического альбома по теме «Вода», дидактические игры.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы с использованием презентаций: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?

Опытно-исследовательская деятельность.

Просмотр фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Травел»)

Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».

Образовательная область «Речевое развитие»:

Чтение художественной литературы по теме проекта.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.

Лепка «Молекула воды»,

Рисование плакатов «Берегите воду».

Образовательная область «Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».

Алгоритм проведения опытно-исследовательской деятельности:

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • Анализ полученных результатов.
  • Формулирование выводов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год