Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект семинара-практикума со взаимодействием специалистов в ДОУ на тему: «Приобщаем дошкольников к природе».
Образование для педагогов
Автор: Никифорова Ольга Алексеевна   
27.07.2015 14:24

Конспект семинара-практикума со взаимодействием специалистов в ДОУ на тему: «Приобщаем дошкольников к природе».Конспект семинара-практикума со взаимодействием специалистов в ДОУ на тему: «Приобщаем дошкольников к природе».

Составила: Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ №11 г. Салавата высшей квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Проводя работу с детьми с общими нарушениями речи стараемся действовать в сотрудничестве со специалистами. Подготавливая материал к семинару — практикуму на тему: «Приобщаем дошкольника к природе», решила привлечь учителей-логопедов, музыкального руководителя.

Скачать конспект

Учителям — логопедам было предложено провести мастер-класс по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием. Проводя мастер-класс учителя — логопеды отметили воспитателям, что пальчиковую гимнастику можно проводить с сосновой шишкой, катая ее между ладонями, перебирать крупы, рисовать по крупе, или делать волны в тазике с водой, сдувать осенний листочек, с ладони делая дыхательную гимнастику. Музыкальный руководитель провел с педагогами музыкальные игры с экологическим содержанием.

Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам экологического воспитания у детей дошкольного возраста.

Обобщить знания педагогов об этапах экологического воспитания у дошкольников, формах и методах работы

2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

План семинара-практикума:

  1. Приобщаем ребенка к природе.
  2. Воспитание дошкольников через приобщение к природе.
  3. Проектно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.
  4. Советы учителей-логопедов по экологическому воспитанию.
  5. Музыкальные игры с экологическим содержанием.

Материал к семинару-практикуму: осенние листья для игры «Найди пару», загадки для каждого участника на тему овощи, фрукты, брызгалка для хороводной игры «Здравствуй, осень», маски для игры «Огородная хороводная».

Ход семинара-практикума

Чтобы зайди в зал для работы семинара-практикума педагогам предлагается листочек с загадкой, кто отгадал, получает осенний лист, проходит в зал и занимает место, где лежит пара осеннего листочка.

Загадки для педагогов на карточке с листочком:

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.

(Капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

Голова на ножке, в голове горошки.

(Горох)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...

(Горох) Синий мундир, белая подкладка,

В середине — сладко.

(Слива)

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.

(Морковь)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.

(Земляника)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.

(Вишня)

Что без боли и без печали доводит до слез?

(Лук)

Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло.

(Свекла)

Красненькая Матрешка
Беленькое сердечко.

(Малина)

Круглое, румяное с дерева достану я,
На тарелку положу, «Кушай, мамочка», — скажу.

(Яблоко)

Выступление старшего воспитателя Никифоровой О.А. на тему: «Приобщаем ребенка к природе».

Игоря Мазнина:

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом.
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться, чтоб нас любили
И зверь, и птица и доверяли.
Повсюду нам как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди, беречь планету-

Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?

В статье 72-ой Федеральном Законе об охране окружающей среды: «В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях независимо от их профиля и организационно — правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний». Этот Закон подписан Президентом и принят Государственной Думой 10 января 2002 года.

Экология — наука о взаимоотношениях живых существ между собой и окружающей средой. Именно это предполагается нашей программой для дошкольных образовательных учреждений. В ней рассматриваются такие общие вопросы экологии, как условия жизни и экологические факторы среды жизни, сообщества организмов и их взаимосвязи со средой обитания.

На наш взгляд экологические знания должны опираться на элементарные естественнонаучные представления. Таким образом, у детей формируется определенная система восприятия объектов живой и неживой природы, процессов и явлений, происходящих в ней. На основании восприятий и формируется представление ребенка об окружающем мире, о взаимосвязях в природе, ставится вопрос о его роли в охране природы, при этом внушается правило: «Прежде всего, нужно знать, как и кого охранять» и «охранять — не значит караулить».

Для этого, прежде всего, детям необходимо усвоить связи организма с другими организмами данного сообщества, а также многочисленные его связи со средой обитания. Ведь к гибели растений и животных приводит именно разрушение экологических связей.

Очень часто говорят, что по — настоящему охранять природу может только тот, кто ее любит. Однако это чувство — любовь к природе, зачастую подменяют более простым понятием о красотах природы: красивом пейзаже, красивыми облаками, цветами, птицами и т.д. Любовь к природе не просто любование красотами природы, а понимание гармонии в природе, целесообразности взаимосвязей в природе. И это сложное чувство необходимо воспитывать с малых лет.

Цели и задачи

экологического воспитания детей

В образовательном процессе мы руководствуемся личностно- ориентированным подходом, добиваясь тем самым большего воспитательного эффекта.

Цель экологического образования дошкольников как непрерывный процесс развития личности, процесс воспитания и образования, направленный на формирование системы научных знаний и умений, способствующих миропониманию, а также ценностной ориентации нравственно — этических норм, способствующих обеспечению ответственного отношения к окружающей человека среде и его здоровью.

Педагогические задачи экологического образования дошкольников — развитие элементарных естественно — научных экологических представлений об окружающем мире, включающее овладение знаниями о взаимосвязях в природе, о роли человека в ней, формирование элементарных практических навыков деятельности в природе.

Процесс воспитания включает в себя выработку ценностных ориентаций, потребностей и мотивов поведения, установки на разумную деятельность человека в природе с учетом экологических законов, формирование понятий о ценности природы и ценности жизни.

Развитие личности предполагает наличие экологической культуры, гуманного отношения к окружающей природе, милосердия, способности оценивать эстетическое состояние среды, воспитание гражданина, понимающего связи человечества со всем окружающим миром.

В целом экологическое образование нацелено на развитие сознания и мышления, на понимание того, что только знание и правильное использование экологических законов позволит человеку развиваться и, в дальнейшем, в содружестве с природой, эволюционировать.

Для реализации единой модели непрерывного экологического образования необходимо решать комплекс задач, которые, на наш взгляд, включают следующее:

  • формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
  • воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
  • усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно — научных представлений;
  • формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
  • развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

В результате выполнения поставленных задач у ребенка формируется миропонимание, он учится правильному отношению к природе, к себе и к другим людям.

При знакомстве детей с окружающим миром, педагог должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Процесс обучения должен быть интересным и доставлять ребенку радость познания. Воспитателю необходимо развивать устойчивый интерес к природе и давать не только сумму знаний, но и научить ребенка мыслить самостоятельно.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг)
  • детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе
  • общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными)
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер
  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова
  • наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

- проектная деятельность.

Выступление воспитателя на тему: «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Работа в этом направлении должна начинаться с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий.

Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.

Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению в нашей группе осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности.

Скажите, в каких видах деятельности мы используем экологическое воспитание?

  • непосредственно – образовательная деятельность,
  • чтение художественной литературы,
  • театрализованная деятельность
  • развлечение
  • прогулок,
  • наблюдений,
  • игр (сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные)
  • индивидуальных бесед с детьми,
  • работа с родителями и т. д.

В процессе этой работы мы опираемся на то, что необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке.

Приобщение детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д., с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на формировании целостной картины мира. С помощью игрушек и картинок я знакомлю дошкольников с домашними животными – кошкой, собакой, коровой и т. д. Здесь часто использую фольклорные произведения, рассказы, стихи, беседую с ребятами по их содержанию о том, как нужно обращаться с животными, заботиться о них. При этом непосредственно провожу беседы с родителями по этому вопросу, рекомендую им привлекать детей к уходу за домашними питомцами.

С дикими животными ребята знакомятся через чтение и рассказывание сказок ( «Маша и медведь»; «Теремок»; «Колобок»). После этого проводятся беседы с детьми о том, что животным, как и детям, может быть больно, что нельзя причинять им боль, необходимо заботиться и оберегать их, также организуются игры-драматизации. Следует подвести детей к положительным реакциям на животных. На занятиях по рисованию и лепке ребята изображают этих животных, а я непосредственно сопровождаю их работу занимательным художественным рассказом.

Во время прогулок непосредственно идет формирование эстетического и доброжелательного отношения к окружающей природе в процессе наблюдений, я подвожу ребят к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать веточки деревьев.

Во время рассматривания растений на клумбах, на картинках, я обращаю внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Показываю, как нужно правильно ухаживать за растениями. Если дети проявляют желание помочь, я поручаю им прополоть, полить растения.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром.

В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольных персонажей: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как «Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом».

Так же значительно способствуют расширению знаний детей о различных объектах живой природы и помогают развивать у детей чувство красоты тематические беседы и использование художественного слова.

Вот некоторые особенности сезонных наблюдений:

  1. Осень. Идет формирование элементарных представлений об осенней природе: на деревьях разноцветные красивые листья, которые потом опадают. Для закрепления этих знаний можно провести дидактические игры «Найди такой же листок», «Покажи красный листок» и др. Мы играем в игру «Мы осенние листочки».
  2. Зима. Я обращаю внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, что он заботится о том, что бы они ни замерзали. Следует сказать детям, что характерная особенность этого времени года в том, что вся природа спит.
  3. Весна. На прогулке внимание детей обращается на то, как красиво становится на участке детского сада с появлением зеленой травки и первых весенних цветов. Мы учимся бережно относиться ко всему этому. Наблюдаем за птицами, прилетающими на участок.
  4. Лето. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они поливали цветочки. Следует расспрашивать детей, для чего они это делают.

Приобщение детей к природе происходит непосредственно и в процессе прогулки. Здесь мы с детьми организуем увлекательные занятия: «У цветочной клумбы», где детям рассказываю о том, что необходимо заботиться о цветочках, нельзя их рвать и топтать; «Ласковый щенок Тишка»; «Птицы зимой» — воспитывается желание заботиться о зимующих птицах, стимулируются добрые чувства по отношению к ним; «Кролик серенький, зайка беленький», целью которого является воспитание бережного отношения к животным, желание заботиться о них; «Веселые воробьи»; «Солнышко на травке», где я учу детей заботиться о растениях.

Одним из структурных компонентов прогулки являются дидактические игры и упражнения, которые стимулируют детскую активность. Их я использую и как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников. «Какой цветок?», «Найди дерево», «Угадай по описанию птичку», «Угадай по описанию животное» и др. В процессе дидактических игр у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность.

Часто дидактические игры переплетаются с трудовыми поручениями: собрать семена растений, засушить природный материал для поделок, опрыскать цветы, убрать сухую траву, покормить животных и птиц, посадить цветочки. Подобные трудовые поручения так же являются средством воспитания гуманного отношения дошкольников к природе.

Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные мною подвижные игры и игровые упражнения, которые решают несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, соответствие поставленной воспитателем цели. Одной из такой целью является воспитание гуманности у детей по отношению к природе. Ребята с удовольствием участвуют в таких играх, как: «Садовник и цветы», «Жуки», «Собачка и воробьи», «Птички, раз! Птички, два!», «Цыплята», «Козлята и волк», «Листопад», «Лохматый пес».

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Проведение игр музыкальным руководителем.

Музыкальная игра «Огородная-хороводная»

Музыка: Можжевелов Б.

Слова: Пассова

Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!

Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!

Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.

А потом не зевай, увози наш урожай.
Музыкальная игра «Здравствуй, осень!»

Слова: Благинина Е.

В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем Осень и Дождик… Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга. На

ней венок из осенних листьев, рябиновое ожерелье, в руках осенние листья.

Мы начинаем медленно ходить и петь:

Все:

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам муки!
Все: Значит, будут пирожки! Руками лепим в воздухе пирожки.
Осень: Принесла вам гречки!
Все: Каша будет в печке! Хлопаем в ладоши.

Осень: Принесла вам овощей!

Все: И для каши и для щей! Топаем ногами.

Осень: А уж яблоки? что мед!

Все: На варенье, на компот! Покружились во круг себя.

Осень: Принесла и мёду!

Все:

Полную колоду! Удивляемся мы.
После этого опять кружимся и поём:
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Все: Не хотим, не надо! Кричим мы и бросаемся врассыпную.

Но Дождик тут как тут? он гоняется за нами,

звонко приговаривая:

Все: Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Правило: Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не

поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся и выберем.

Выступление воспитателя на тему: «Проектно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста».

В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать много-стороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!

Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Мы отметили, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не в словесной форме, а когда у детей есть возможность самим практически действовать. В летний оздоровительный период воспитатели МБДОУ №11 г. Салавата вместе с детьми занимались проектной деятельностью на темы: «Этот удивительный песок» руководитель Семенова Татьяна Михайловна, «Наши соседи насекомые» руководитель Крюкова Екатерина Васильевна, «Воздух вокруг нас» руководитель Набиуллина Элиза Сагировна, «Вода нужна всем» руководитель Ершова Екатерина Ивановна.

Проект на тему: «Этот удивительный песок» автор проекта: воспитатель Семенова Татьяна Михайловна.

Песок – символ бессознательного, символ принимающего (напоминает маму). Это материнский символ. Демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать, успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Тип проекта: педагогический, вид проекта: познавательно – исследовательский, проблема: при наличии песочницы на участке дети не проявляют интерес к самостоятельным играм с песком

Цель: Развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста к играм с песком.

Предполагаемый результат: развить способность к самостоятельному формированию цели наблюдения и экспериментирования; самостоятельные игры детей с песком.

Проект на тему: «Наши соседи – насекомые» автор проекта: Крюкова Екатерина Васильевна, тип проекта: педагогический, вид проекта: познавательно – исследовательский, актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые». Предполагаемый результат: дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик); иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые; знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; находить сходства и различия; владеть обобщающим понятием «насекомые».

Проект на тему: «Вода нужна всем» автор проекта: Ершова Екатерина Ивановна.

Вода (оксид водорода) – прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Вода издает различные звуки, включая капель, приятное журчание, успокаивающий шум ручья или прибоя, могучий грохот прилива и штормовых волн. «Любая вода символизирует Великую Мать и ассоциируется с рождением, женским началом, вселенским чревом, первичной материей, водами плодородия и обновления, а также с основой жизни».

Тип проекта: педагогический, вид проекта: познавательно – исследовательский.

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на земле.

Проблемные вопросы для выдвижения гипотез. Без чего трудно представить нашу жизнь? Что вы знаете про воду? Кому она нужна? Какой бывает вода? Почему происходит круговорот в природе? Какое значение имеет вода в жизни человека?

Предполагаемый результат: развить способность к самостоятельному формированию цели наблюдения и экспериментирования; самостоятельные игры детей с водой.

Проект на тему: «Воздух вокруг нас» автор проекта: Набиуллина Элиза Сагировна

Загадка:

Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Тип проекта: педагогический,

вид проекта: познавательно – исследовательский.

Цель: Развитие познавательного интереса, формируя навыки экспериментирования.

Предполагаемый результат: развить способность к самостоятельному формированию цели наблюдения и экспериментирования; самостоятельные игры детей с воздухом.

В своих проектах педагоги применяли новый методический подход к организации поисковой – исследовательской деятельности, использовали творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

В ходе проектно-исследовательской деятельности дети познакомились со свойствами воды, песка, воздуха, расширили свои знания о насекомых. Воспитатели пополнили природные уголки картотеками игр по темам проектов, инструментарием для проведения опытов и экспериментов.

Итоги проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности в летний период позволил сделать следующие выводы: участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Экологическое воспитание через логопедические игры и упражнения

Составили учителя – логопеды МБДОУ №11 г. Салавата:

Рахимкулова А.Ф.,

Колпащикова Т.В.,

Крюкова Е.В.

Советы учителя-логопеда

Указания к проведению артикуляционной гимнастики:

  1. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных с учителем – логопедом упражнений.
  2. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:
  • в детском саду с учителем – логопедом во время фронтальных и индивидуальных занятий
  • в детском саду с воспитателем и самостоятельно

- с родителями дома.

3. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

4. Выполняется артикуляционная гимнастика — стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

5. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т. д.

6. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

7. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

8. Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком.

9. Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами и заблудилась (экологическая сказка)

Жила – была девочка. Как – то раз пошла она в лес, за грибами. (Упражнение «Грибок») Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь. (Упражнение «Накажи непослушный язычок») Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел. (Упражнение «Дятел») Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку. (Упражнение «Трубочка») На берегу речки сидела большая лягушка (Упражнение «Лягушка») Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками. (Упражнение «Часики») Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.

Советы учителей-логопедов

Проведение пальчиковой гимнастики с природным материалом.

1. Упражнения с горохом.

Я взяла горошка выложить дорожку.

Чтобы бегали по ней зайчик или кошка.

Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек, покрути и покатай и другому передай.

Насыпаем горох на тарелочку. Ребенок пальчиками берет горошинку и удерживает ее в кулачке, как при сборе ягод. Потом берет следующую, потом еще и еще и так набирает целую горсть. Можно делать двумя руками.

2. Массаж шишками

Прокатывание между ладонями, сжимание в кулаке.

3. Камушки.

Захватить ладонями, высыпать, можно в воде.

4. Раскопки.

В мешочках насыпана крупа — горох, фасоль, гречка, рис. В крупу закапывают маленькие игрушки, пуговицы. Ребенку предлагается провести «раскопки». Малыш работает, опуская в крупу кисти рук. Отличный естественный массаж пальчиков!

Можно набирать крупу в ладонь, сжимать и разжимать её.

Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу.

5. Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в любую ёмкость, говоря:

Сеем мы фасоль, горох.
Урожай у нас неплох.
Мы корзины принесем,
Урожай наш соберем.

6. Грецкий орех.

Катают между ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать»

«Орешек катаю, руки развиваю» — катаем круговыми движениями, надавливаем каждый пальчик.

Проведение дыхательных упражнений и игр на занятиях по экологическому воспитанию.

"Дует ветерок".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

"Изобрази животное".

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

"Кораблик".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Белой — реки.

Решение семинара практикума:

1. Проводить НОД в соответствии тематического плана по экологическому воспитанию, планировать в совместной деятельности воспитателя и детей разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию.

Сроки: в течение учебного года. Ответственные: воспитатели.

2. Каждой возрастной группе разработать проект и предоставить презентацию проекта на педагогическом совете.

Срок: по готовому плану. Ответственные: воспитатели.

Список использованной литературы:

  1. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
  2. Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.
  3. Бобылева Л., Бобылева О. Жалеть надо уметь//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 42.
  4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! /образовательная программа «Школа 2100». Метод. рекомендации. / Москва, Баласс, 2000.
  5. Вересов Н. Мы-земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994, №12; 1995 №1, стр. 19.
  6. Зацепина В. Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр. 29
  7. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45.
  8. Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог» //Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр. 42.
  9. Королева А. Естествознание для малышей//Дошкольное воспитание. 1998 №10, стр. 48.
  10. Королева А. Земля — наш дом//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 34.
  11. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир//Дошкольное воспитание, 1996 №7, стр. 20.
  12. Левана Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 49.
  13. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры//Дошкольное воспитание. 1998, №1-5, 1997 №7-12, 1996 №7.
  14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  15. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
  16. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 2001.
  17. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М.: Линка-Пресс, 2000.
  18. Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1995, №5, стр. 35.
  19. Фокина В. Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта// Дошкольное воспитание. 1995 №7.
  20. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт. — сост. В. Ю. Дьяченко и др. — Волгоград: Учитель, 2007.

Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.; «Просвещение, 2002»

21. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год