Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Дидактическое пособие «Умные пальчики»
Моторика
Автор: Шаченкова Светлана Викторовна   
09.02.2025 10:09

Педагогический проект «Дидактическое пособие «Умные пальчики»Педагогический проект «Дидактическое пособие «Умные пальчики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1454 «ТИМИРЯЗЕВСКАЯ» «ДОП АСТРАДАМСКАЯ 11»

Номинация: «Дидактическая игра»

Категория: внедренный

База выполнения: средняя группа ДОУ, 22 человека

Автор проекта: воспитатель Шаченкова Светлана Викторовна

Проблема проекта: недостаточное развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность темы проекта: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Скачать конспект

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому использовать дидактические игры, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, очень важно для его умственного и психического развития. Развитие мелкой моторики – важная задача дошкольного возраста.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей посредством использования дидактических игр.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики пальцев.
  2. Активизировать активные и пассивные движения пальцев.
  3. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости.
  4. Обучать ловкости в обращении с различными предметами, тренировать умение работать в коллективе и индивидуально.
  5. Создавать условия для развития монологической и диалогической речи детей.
  6. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  7. Создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.
  8. Способствовать развитию памяти, мышления, связной речи, лексико-грамматической наполняемости речевого высказывания.

Гипотеза: развитие мелкой моторики детей среднейгруппы будет проходить успешнее, если в работе будет использована система дидактических игр и упражнений с мелкими предметами (с прищепками, бусами разного размера и цвета, массажными шариками Су-джок и т.д.).

Ресурсы:

  • материально-технические: прищепки, шарики Су-джок, доски-дорожки со съемными сказочными персонажами, картинки для игр «Чей хвост?», «Кто чем питается?». «Придумай сказку», бусы из соленого теста разного размера и цвета, шнурки, карточки с изображением последовательности сбора бус
  • кадровые: воспитатели, привлеченные специалисты: психолог, логопед, родители воспитанников
  • информационные: методическая литература, интернет-ресурсы

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (методическое и материально-техническое обеспечение – подобрать и проанализировать методическую литературу по проблеме, подобрать дидактические игры, связанные с развитием мелкой моторики рук, иллюстрации к сказкам, изготовить бусы из соленого теста, картинки для игр, отобрать героев русских народных сказок для игр с шариком Су-джок.
  2. Этап реализации проекта (реализация проектных мероприятий).
  3. Итоговый этап (подведение итогов, оформление продуктов проекта)

Поэтапный план реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый

результат

Ответственный (ФИО, долж­ность)

 

Подготовительный этап

 

Довести до участников проекта важность про­блемы

Консультации для родителей

«Для чего нужны пальчиковые игры»

«Су-джок терапия в детском саду»

«Развиваемся играя»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр на развитие мелкой моторики

06.02.-07.02.2024г.

Проявление интереса к проблеме проекта

Шаченкова С.В.

воспитатель

 

Разработать методиче­ское обеспечение про­екта

Разработка плана работы с детьми

Разработка планирующих   материалов.

Накопление информации по проблеме проекта и необходимого материала

 

Анализ методической литературы по проблеме проекта, подбор дидактических игр на развитие мелкой моторики, изготовление дидактических игр «Чей хвост», «Кто чем питается», «Волшебные прищепки», «Собери бусы», «Игры с шариком Су-джок»

 

Подбор   иллюстраций к играм, отбор сказочных персонажей

 

Этап реализации (содержательный)

 

Активизировать активные и пассивные движения пальцев, закреплять и обогащать знания детей о внешнем виде животных, их строении, отличительных особенностях, работа над грамматическим строем речи

Дидактическая игра «Чей хвост»

Варианты игры:

-назвать хвост какого животного потерялся;

-назвать чей хвостик потерялся;

-найти и правильно прикрепить хвост к каждому животному;

-хвосты прикреплены неправильно, прикрепить хвосты правильно;

-прикрепить хвосты только к домашним животным;

-прикрепить хвосты только к диким животным.

10.02.-21.02.2024г.

Закрепить родительный падеж существительных в самостоятельной речи: Хвост кого?- Это хвост лисы.

Знакомить со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чьи?- лисий, волчий и т.д.

Развитие мелкой моторики, закрепление знаний по темам «Дикие и домашние животные»

ВоспитательШаченкова С.В.

 

Закрепить знания детей о том, чем питаются дикие и домашние животные, развивать мелкую моторику рук, а также речь, внимание, мышление

Дидактическая игра « Кто чем питается?»

Варианты игры:

-накормить животных;

-накорми только диких животных;

-накорми только домашних животных;

-правильно ли накормили животных (расположить прищепки правильно);

 

Проявление интереса к изучению особенностей питания диких и домашних животных, развитие мелкой моторики рук

Проявление интереса к составлению небольших рассказов и сказок, используя прищепки

Развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации, различение предметов по цвету и величине

Поддерживать интерес к русским народным сказкам, мультфильмам, развитие мелкой моторики

Воспитатель Шаченкова С.В.

 

Развитие воображения, логики, памяти, внимания, связной речи, мелкой моторики пальцев

Дидактическая игра «Волшебные прищепки»

Варианты игры:

-чего не хватает у предмета;

-дополни предметы из моего рассказа недостающими элементами;

-выбери картинки (картинку), к которым подойдут желтые прищепки (зеленые, синие, красные), объясни свой выбор;

- художник перепутал краски, помоги ему разобраться (Например: зеленые лучи солнца, красный дождь);

   

Закреплять знания основных цветов, величины предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие

Дидактическая игра «Собери бусы»

Варианты игры:

-собери любые бусы;

-собери бусы из больших шаров;

-собери бусы из маленьких шаров;

-собери бусы только из красных (или другого цвета) шаров;

-собери бусы по образцу (выбери карточку сам или предлагает педагог)

Воспитатель Шаченкова С.В.

 

Развитие мелкой моторики рук, закрепление названий сказок, сказочных сюжетов, мультипликационных героев и мультфильмов

Дидактические игры с шариком Су-джок «Волшебные дорожки»

Варианты игры:

-прокати шарик по дорожке (один из 5 вариантов доски – дорожки);

-помоги сказочному герою (выбирается любой герой и сказочный сюжет на усмотрение педагога или по желанию ребенка) добраться до дома или помочь спрятаться;

Воспитатель Шаченкова С.В.

 

Итоговый этап

 

Обобщить материалы по организации проекта

Выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики

 

Обобщить материал из опыта работы

Воспитатель Шаченкова С.В.

 

Оформление методической разработки к пособию «Умные пальчики»

 

Оформление фотоотчета « Мы играем»

 
   
             

Конечный продукт проекта:

  • выставка методического пособия
  • методическая разработка к пособию «Умные пальчики»
  • мастер- класс для родителей

Список использованной литературы

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста.- 3-е изд.- Спб.: КОРОНА- Век, 2008

2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- 2013

3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.-2015

4. Интернет- ресурсы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год