Педагогический проект «Дидактическое пособие «Умные пальчики»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1454 «ТИМИРЯЗЕВСКАЯ» «ДОП АСТРАДАМСКАЯ 11»
Номинация: «Дидактическая игра»
Категория: внедренный
База выполнения: средняя группа ДОУ, 22 человека
Автор проекта: воспитатель Шаченкова Светлана Викторовна
Проблема проекта: недостаточное развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность темы проекта: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Скачать конспект
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому использовать дидактические игры, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, очень важно для его умственного и психического развития. Развитие мелкой моторики – важная задача дошкольного возраста.
Цель: развитие мелкой моторики рук детей посредством использования дидактических игр.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики пальцев.
- Активизировать активные и пассивные движения пальцев.
- Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости.
- Обучать ловкости в обращении с различными предметами, тренировать умение работать в коллективе и индивидуально.
- Создавать условия для развития монологической и диалогической речи детей.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.
- Способствовать развитию памяти, мышления, связной речи, лексико-грамматической наполняемости речевого высказывания.
Гипотеза: развитие мелкой моторики детей среднейгруппы будет проходить успешнее, если в работе будет использована система дидактических игр и упражнений с мелкими предметами (с прищепками, бусами разного размера и цвета, массажными шариками Су-джок и т.д.).
Ресурсы:
- материально-технические: прищепки, шарики Су-джок, доски-дорожки со съемными сказочными персонажами, картинки для игр «Чей хвост?», «Кто чем питается?». «Придумай сказку», бусы из соленого теста разного размера и цвета, шнурки, карточки с изображением последовательности сбора бус
- кадровые: воспитатели, привлеченные специалисты: психолог, логопед, родители воспитанников
- информационные: методическая литература, интернет-ресурсы
Этапы проекта:
- Подготовительный этап (методическое и материально-техническое обеспечение – подобрать и проанализировать методическую литературу по проблеме, подобрать дидактические игры, связанные с развитием мелкой моторики рук, иллюстрации к сказкам, изготовить бусы из соленого теста, картинки для игр, отобрать героев русских народных сказок для игр с шариком Су-джок.
- Этап реализации проекта (реализация проектных мероприятий).
- Итоговый этап (подведение итогов, оформление продуктов проекта)
Поэтапный план реализации проекта
Задачи
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ожидаемый
результат
|
Ответственный (ФИО, должность)
|
|
Подготовительный этап
|
|
Довести до участников проекта важность проблемы
|
Консультации для родителей
«Для чего нужны пальчиковые игры»
«Су-джок терапия в детском саду»
«Развиваемся играя»
Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр на развитие мелкой моторики
|
06.02.-07.02.2024г.
|
Проявление интереса к проблеме проекта
|
Шаченкова С.В.
воспитатель
|
|
Разработать методическое обеспечение проекта
|
Разработка плана работы с детьми
|
Разработка планирующих материалов.
Накопление информации по проблеме проекта и необходимого материала
|
|
Анализ методической литературы по проблеме проекта, подбор дидактических игр на развитие мелкой моторики, изготовление дидактических игр «Чей хвост», «Кто чем питается», «Волшебные прищепки», «Собери бусы», «Игры с шариком Су-джок»
|
|
Подбор иллюстраций к играм, отбор сказочных персонажей
|
|
Этап реализации (содержательный)
|
|
Активизировать активные и пассивные движения пальцев, закреплять и обогащать знания детей о внешнем виде животных, их строении, отличительных особенностях, работа над грамматическим строем речи
|
Дидактическая игра «Чей хвост»
Варианты игры:
-назвать хвост какого животного потерялся;
-назвать чей хвостик потерялся;
-найти и правильно прикрепить хвост к каждому животному;
-хвосты прикреплены неправильно, прикрепить хвосты правильно;
-прикрепить хвосты только к домашним животным;
-прикрепить хвосты только к диким животным.
|
10.02.-21.02.2024г.
|
Закрепить родительный падеж существительных в самостоятельной речи: Хвост кого?- Это хвост лисы.
Знакомить со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чьи?- лисий, волчий и т.д.
Развитие мелкой моторики, закрепление знаний по темам «Дикие и домашние животные»
|
ВоспитательШаченкова С.В.
|
|
Закрепить знания детей о том, чем питаются дикие и домашние животные, развивать мелкую моторику рук, а также речь, внимание, мышление
|
Дидактическая игра « Кто чем питается?»
Варианты игры:
-накормить животных;
-накорми только диких животных;
-накорми только домашних животных;
-правильно ли накормили животных (расположить прищепки правильно);
|
|
Проявление интереса к изучению особенностей питания диких и домашних животных, развитие мелкой моторики рук
Проявление интереса к составлению небольших рассказов и сказок, используя прищепки
Развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации, различение предметов по цвету и величине
Поддерживать интерес к русским народным сказкам, мультфильмам, развитие мелкой моторики
|
Воспитатель Шаченкова С.В.
|
|
Развитие воображения, логики, памяти, внимания, связной речи, мелкой моторики пальцев
|
Дидактическая игра «Волшебные прищепки»
Варианты игры:
-чего не хватает у предмета;
-дополни предметы из моего рассказа недостающими элементами;
-выбери картинки (картинку), к которым подойдут желтые прищепки (зеленые, синие, красные), объясни свой выбор;
- художник перепутал краски, помоги ему разобраться (Например: зеленые лучи солнца, красный дождь);
|
|
|
Закреплять знания основных цветов, величины предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие
|
Дидактическая игра «Собери бусы»
Варианты игры:
-собери любые бусы;
-собери бусы из больших шаров;
-собери бусы из маленьких шаров;
-собери бусы только из красных (или другого цвета) шаров;
-собери бусы по образцу (выбери карточку сам или предлагает педагог)
|
Воспитатель Шаченкова С.В.
|
|
Развитие мелкой моторики рук, закрепление названий сказок, сказочных сюжетов, мультипликационных героев и мультфильмов
|
Дидактические игры с шариком Су-джок «Волшебные дорожки»
Варианты игры:
-прокати шарик по дорожке (один из 5 вариантов доски – дорожки);
-помоги сказочному герою (выбирается любой герой и сказочный сюжет на усмотрение педагога или по желанию ребенка) добраться до дома или помочь спрятаться;
|
Воспитатель Шаченкова С.В.
|
|
Итоговый этап
|
|
Обобщить материалы по организации проекта
|
Выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики
|
|
Обобщить материал из опыта работы
|
Воспитатель Шаченкова С.В.
|
|
Оформление методической разработки к пособию «Умные пальчики»
|
|
Оформление фотоотчета « Мы играем»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конечный продукт проекта:
- выставка методического пособия
- методическая разработка к пособию «Умные пальчики»
- мастер- класс для родителей
Список использованной литературы
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста.- 3-е изд.- Спб.: КОРОНА- Век, 2008
2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- 2013
3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.-2015
4. Интернет- ресурсы
|