Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта дошкольников через дидактические игры по сенсомоторике.
Моторика
Автор: Кашапова Венера Галиевна Силова Елена Владимировна Макарова Юлия Владимировна Галиахмедова Эльмира Мухтасиповна Габбасова Оксана Вячеславовна Кочеткова Клавдия Анатолиевна   
11.04.2023 08:20

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта дошкольников через дидактические игры по сенсомоторике.Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта дошкольников через дидактические игры по сенсомоторике.

Знаменитый психолог Гальперин П.Я. считал, что руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Среди этих функций особое значение имеют движения пальцев рук, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, а своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на всё его развитие.

Самая первая игрушка у любого ребенка – это его руки. С их помощью он начинает познавать мир, который его окружает. Моторика (лат. Motus) – движение. Различают мелкую и крупную моторику.

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальчиков: ребенок одевается, завязывает шнурки, держит ложку, рисует, пишет, выполняет многообразные бытовые действия – вся жизнь ребенка соткана из того, что он выполняет различные движения руками. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и проходит у каждого ребенка своими темпами. Дидактические игры и упражнения являются хорошим средством для развития тонкой моторики.

Дети со сложной структурой дефекта часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.

Так у детей с нарушением ОДА очень часто встречаются разнообразные нарушения мышечного тонуса – это гипертонус, когда мышцы напряжены даже в состоянии покоя и гипотонус, состояние при котором мышцы слабые. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития.

 

У Детям с аутистическими нарушениями игры с мелкими предметами оказывает успокаивающий и умиротворяющий эффект, кроме того, приобретая опыт игры с сыпучими предметами, таких как песок, крупа, дети с РАС преодолевают свойственную им брезгливость и неприязнь.

Детей с нарушением интеллекта характеризует крайняя неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений, движения рук плохо координированы, затруднено осмысление и запоминание движений. Впоследствии, категория этих людей трудоустраиваются в тех областях, где мелко моторное развитие является ведущим, поэтому здесь крайне важно развивать ручную умелость, формировать правильный захват предметов двумя пальцами или щепотью, а не всей рукой.

Ученые Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности.

Дети, посещающие нашу группу, очень часто имеют сочетанную патологию, где имеет место и нарушение зрения. Сниженная острота, суженное поле зрения, нарушение координации функции рука-глаз и ориентировка в макро и микро пространстве. Детям очень трудно бывает провести прямую и волнистую линии, обвести по точкам и т.д. Работа по развитию мелкой моторики позволяет расширить восприятие окружающего мира, познавать его через тактильное восприятие, что от части, компенсирует недостаток зрения.

Целенаправленные и систематические занятия, построенные в игровой форме, подкрепленные положительными эмоциями, помогут преодолеть некоторые трудности в развитии детей с ОВЗ, а также обогатить сенсорный опыт и знания об окружающем мире.

В дефектологической группе № 5 педагоги Силова Е.В., Кашапова В. Г., Кочеткова К. А., Макарова Ю.В. используют различные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики:

  1. Игры с песком;
  2. Игры с прищепками;
  3. Настольные игры;
  4. Игры с камешками и природным материалом;
  5. Игры с сортерами;
  6. Игры вкладыши;
  7. Сухой бассейн;
  8. Массаж и самомассаж;
  9. Пальчиковые игры;
  10. Игры с пинцетом;
  11. Игры на пересыпание (переливание);
  12. Игры со счетными палочками.

Их основное назначение – воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Перечисленные виды игр оказывают тонизирующее, расслабляющее действие на психику ребенка в целом, стимулирует деятельность мозга, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции другой. При коррекции моторики у детей происходит более быстрое улучшение речи и мышления ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Успешность работы педагогов зависит от соблюдения следующих принципов:

Педагогический оптимизм — опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющимся актуальном уровне ребенка, его потенциальных возможностях.

Системность — развитие ребенка — это процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям — работа должна строиться с учетом психофизиологического развития, индивидуальных и специфических особенностей детей.

Постепенность — следование от простых заданий к более сложным, комплексным.

Таким образом, степень развития мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта поддается изменению, при систематических упражнениях кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает впоследствии овладением навыков письма, рисования, ручного труда, самообслуживания, позволяет лучше адаптироваться в практической жизни и в социуме.

Авторы:

Галиахмедова Э.М. – старший воспитатель

Габбасова О.В. – педагог-психолог

Силова Е.В. – учитель-дефектолог

Кашапова В.Г. – учитель-логопед

Кочеткова К.А. – воспитатель

Макарова Ю.В. — воспитатель

На фото: Формировать правильный захват предметов пальцами, щепотью или двумя пальцами, а не всей рукой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год