Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков
Моторика
Автор: Маркисеева Марина Валерьевна   
23.03.2022 20:35

Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыковРазвитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков

Аннотация: Статья раскрывает актуальность развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, поскольку у дошкольников этой категории отмечаются специфические трудности в развитии мелкой моторики рук. Автор статьи даёт определение понятию «графические навыки» и подробно рассматривает наиболее эффективные методы и приёмы по их формированию.

Формирование графических навыков является одной из сторон общего развития детей на дошкольном уровне образования. Способность человека с помощью графических знаков выражать содержание речи считается необходимым навыком в современном мире. Графика – ключевое понятие в методике обучения первоначальному письму. В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв. Термин «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Мелкая моторика отвечает за скоординированность действий человека, направленных на выполнение точных движений кистями и пальцами рук [8].

 

Скачать конспект

Актуальность данной проблемы состоит в том, что специалистами отмечается значительной увеличение количества детей с несформированными графическими навыками. Отмечено, что графические движения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста зачастую неловки, плохо координированы, замедленны или импульсивны [3].

А.Р. Лурия считает, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление; хорошее развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, так как речь очень тесно связана и с мышлением [6].

В настоящее время, стоит вопрос формирования графических навыков при подготовке руки к письму, поскольку высокий уровень этих навыков является основным фактором, который указывает на эффективность письма и готовность дошкольника к обучению в школе.

Итак, графический навык — это автоматизированный способ дифференцирования и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, их начертание с помощью определенных движений руки [8].

Уровень развития графического навыка напрямую связан с ручной умелостью ребёнка, поэтому очень важно на этапе формирования этого навыка развивать мелкую моторику рук. На дошкольном этапе обучения уделяется большое значение этой работе. Тем более, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым характерны трудности выполнения графических движений, копирования простого рисунка, штрихования; отсутствие координации всех нужных звеньев руки во время письма и рисования; отсутствие зрительного контроля за графическими движениями, колебания наклона, различная ширина букв и так далее. Дети не могут правильно ориентироваться на листе бумаги [7].

В связи с этим развитие мелкой моторики рук представляется важным направлением в развитии графических навыков у дошкольников.

Целесообразно рассмотреть некоторые методы и приёмы по формированию графических навыков.

Начинать следует с подготовительных упражнений в виде:

  • отстукивания ритма стихотворения, затем «прошагивание» указательным и средним пальцем этот ритм по столу;
  • введение в работу остальных пальцев руки в определённой последовательности;
  • одновременные движения пальцами обеих рук;
  • одновременные разнотипные движения пальцами обеих рук [2].

После проведённой подготовительной работы следует приступать непосредственно к работе над развитием навыка штрихования и рисования, такие задания способствуют подготовке руки ребёнка к выполнению письменных упражнений.

Такие упражнения могут включать в себя:

  • штрихование по контуру (прямое, вертикальное, горизонтальное, наклонное, клубочками, с одинаковым нажимом), обводка;
  • срисовывание геометрических фигур, копирование рисунка;
  • зарисовка деталей и предметов с натуры;
  • дорисовывание предметов;
  • рисование узора;
  • раскрашивание листа в разных направлениях;
  • использование метода вероятностей, который основан на рисовании по точкам, дорисовывании незавершённого рисунка, копирование рисунков посредством копировальной бумаги;
  • ориентировка в тетради в клетку, где можно рисовать прямые линии, короткие и длинные палочки, дуги, овалы и полуовалы (по точкам и без) и т.д.;
  • выкладывание по контуру различных изображений ниток;
  • использование крупной и мелкой мозаики, конструктора, собирание пазлов;
  • использование пластилинографии (рисование пластилином), пальчиковой живописи, монотипии, кляксографии (рисование кляксы способом выдувания), штампинга (печатание оттисками), рисования ватными палочками, аппликации из бросового материала, оригами и т.д.;
  • проведение физпауз с использованием элементов пальчиковой гимнастики.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Упражнение «Соедини картинки» [4] нацелено на развитие пространственной ориентировки на листе бумаги и развитие графических навыков. Ребёнку предлагается обвести пунктирные линии, соединяющие картинки, как показано на рисунке 1 [10].

Рисунок 1 – «Соедини картинки»

  • Упражнение «Дорисуй вторую половинку» [5] нацелено на развитие внимания, зрительной и двигательной координации, мелкой моторики. Ребёнку предлагается дорисовать вторую половинку изображённого предмета, например, как показано на рисунке 2 [10].

Рисунок 2 — «Дорисуй вторую половинку»

  • Упражнение «Весёлые дорожки» [4] нацелено на развитие тонкой моторики пальцев рук. Ребёнку предлагается проводить указательным пальцем по изображённым дорожкам, не отрываясь от них, затем пальцами обеих рук одновременно, как показано на рисунке 3 [10].

Рисунок 3 — «Весёлые дорожки»

  • Использование бросового материала (пуговицы, бусины, камешки, зерна, веревочки, ленты пластмассовые или деревянные палочки и т.п.). Работая с различным бросовым материалом, ребёнок развивает не только моторику пальцев рук, но и творческие способности, мышление, внимание, воображение. При помощи этого материала возможно проводить следующие игровые упражнения:
  • выкладывание заданного ряда (из пуговиц, бусин, зерен) или узора, рисунок 4 [10].

Рисунок 4 – Выкладывание узора из бусин

  • наклеивание лент, шнурков, ниток на основу – лабиринт, рисунок 5 [10].

Рисунок 5 – Наклеивание ниток на основу-лабиринт

  • наматывание шнурков на катушку;
  • раскладывание зерен, камешек, бусин в разные коробки;
  • размещение прищепок по цвету на какой-либо основе, рисунок 6 [10].

Рисунок 6 – Размещение прищепок по цвету

  • Использование песочной терапии для развития мелкой моторики пальцев руки, её графических навыков достаточно эффективно и интересно для дошкольников. С песком выполняют также различные упражнения: рисование заданных узоров пальчиками на песке; начертание заданных палочек, крючочков, петелек; написание отдельных букв, слогов, слов; рисование на свободную тему; одновременное рисование заданных линий пальчиками обеих рук [9].
  • Достаточно эффективным считается применение в логопедической практике развивающих игр В. Воскобовича [1]. Например, графический тренажёр «Игровизор» с комплектом дидактического материала полностью направлен на формирование и развитие графомоторики, логики и внимания, рисунок 7 [10]

Рисунок 7 – «Игровизор»

  • При помощи этого тренажёра дошкольники с ОВЗ могут развивать навыки ориентирования на листе бумаги (графический диктант, задания на нахождение объекта на листе бумаги); навыки дорисовывания, обводки и штриховки различных объектов и фигур, прописывания по точкам и без них букв и цифр и т.д. Тренажёр интересен тем, что его верхняя прозрачная часть, на которой пишет и рисует ребёнок, легко стирается мягкой губкой и можно продолжать бесконечно работать на этой поверхности. Дети с удовольствием работают с этим пособием, поскольку оно позволяет осуществлять самоконтроль и легко убирать ошибки и недочёты.

Также эффективна в применении игра В. Воскобовича «Шнур-затейник Малыш» [1]. При помощи трёх цветных шнурков ребёнок может выполнить узор на рабочем поле по заданному образцу, рисунок 8 [10].

Рисунок 8 — игра «Шнур-затейник Малыш»

Таким образом, рассмотренные выше методы и приёмы предусматривают поэтапное развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ставят во главу работу над формированием тонких координированных движений рук.

Формирование графических навыков является важным направлением коррекционно-развивающей деятельности педагога дошкольного образования, поскольку их сформированность влияет на готовность детей к письму.

Список использованной литературы

  1. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. -СПб., 2007.
  2. Гаврина С.Е. Развиваем моторику / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль, 2007. – 45 с.
  3. Григорьева Г.В. Изобразительная деятельность дошкольников // Дошкольное образование. — 2018. — № 3. — 147 с.
  4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. – М.: Владос, 2003.
  5. Куликова Е.Н. «Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам) / Е.Н. Куликова, М.М. Шерипова. // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247. 1). — С. 109-114. — URL: https: //moluch. ru/archive/247/56843/.
  6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950. – 98 с.
  7. Нарихнюк Ю.В., Васильева В.С. Нарушение мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https: //scienceforum. ru/2017/article/2017036891.
  8. Тасуева М.А. Ручная моторика и графо-моторные навыки в психолингвистической литературе // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http: //scienceforum. ru/2017/article/2017035062.
  9. Тимощенко Е.Г. Развитие графо-моторного навыка у детей. // Логопед. -2012. — № 5.
  10. https: //yandex. kz/images/search
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год