Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Моторика
Автор: Клочко Наталья Николаевна   
23.09.2020 13:51

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисованияРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Обоснование необходимости проекта: анализ проблемной ситуации; актуальность проекта.

Важнейшую роль на всех этапах жизни ребенка имеет уровень развития мелкой моторики. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности и развития тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.

 Скачать конспект

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Однако наблюдения показывают, что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений, что говорит об общей неготовности большинства детей к письму, а также возникают проблемы с речевым развитием.

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Это и определило тему моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Разработать и внедрить технологию нетрадиционных техник рисования;
  2. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
  3. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству;
  4. Сформировать у родителей и педагогов представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
  5. Разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

Содержание работы по развитию мелкой моторики с детьми через нетрадиционные техники рисования.

Этапы работы над проектом:

1 этап — начальный (сентябрь)

Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики уровня развития творческих способностей детей, выявление проб-лемы, изучение индивидуальных особенностей;

2 этап – основной (с декабря по апрель)

Основной этап предполагает апробацию различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3 этап – заключительный (май)

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме.

Ожидаемый результат

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук
  • обострению тактильного восприятия
  • улучшению цветовосприятия
  • концентрации внимания
  • повышению уровня воображения и самооценки.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Сформируются навыки трудовой деятельности:

  • активность и самостоятельность детей изо деятельности
  • умение находить новые способы для художественного изображения
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Литература:

  1. Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.
  3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
  4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
  5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
  6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.
  7. Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.
  10. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. — СПб: КАРО, 2008.
  11. Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.
  12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
  13. Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт. -сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.
  14. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(образовательный проект)

Ф.И.О. Клочко Наталья Николаевна

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Этапы

Содержание

Постановка проблемы:

На недостаточном уровне используются формы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Низкий профессиональный уровень педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам использования нетрадиционной техники рисования.

Не компетентность  родителей по использованию нетрадиционных техник рисования направленных на развитие мелкой моторики рук;

Причины:

Недостаточно развита у детей мелкая моторика рук. У некоторых детей отмечается плохая координация движений. Не владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

Не компетентность педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам использования нетрадиционной техники рисования

Не заинтересовать родителей в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Цель:

Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:

1.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

2. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству;

3.Сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;

4.Разнообразить, пополнить предметно- пространственную развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

Методологическая основа:

1. Цквиария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования»

Интегрированные занятия в ДОУ, 2004.

2.​ Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения». М. ТЦ Сфера, 2006

3.​ Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.

4.​ Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

5 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Планируемые мероприятия, ответственные:

- мастер – классы (для педагогов и родителей)

- оформление выставок, газет, стендов, альбомов и др.;

- консультации для родителей;

- оформление папок- передвижек;

- информация на сайте ДОУ;

- анкетирование для родителей;

- пополнение пространственно-предметно развивающей среды.

Предполагаемый результат:

(дети, родители, коллеги)

Положительная динамика развития моторики рук, координации движений рук. Появится интерес к нетрадиционной технике рисования. Приобретут первоначальные знания и умения в использовании таких техник изобразительного искусства как: рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование по крупе.

 Расширение знаний педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Родители имеют представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельность

Период реализации проекта:

декабрь   -  май 

2017 – 2020 учебный год

Продукт:

- альбом для рассматриваний;

- картотека «Пальчиковые игры»;

- папка с описанием нетрадиционных техник рисования;

- папка «советы для родителей».

Способ презентации результатов реализации проекта:

- фото – отчет;

- показ презентации;

- выступление на педагогическом совете

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год