Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моторика
Автор: Исакова Ольга Валерьевна   
05.08.2019 19:18

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. И это безусловно так и есть.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Таким образом, чтобы развился ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.

Чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

 

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Проблема развития мелкой моторики отражена также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

Развитие мелкой моторики рук имеет огромной значение и для личностного развития самого ребенка. Владея руками, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Вначале хотелось бы рассмотреть социально-педагогическое понятие- мелкая моторика рук.

Так что же такое моторика в целом, и мелкая моторика в частности:

Так, Большой энциклопедический словарь дает следующее определение моторики – это вся сфера двигательных функции организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты 1.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку2.

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков считают, что моторика движений рук – это осуществление двигательных функций рук, их точность и четкость при выполнений физических упражнений и трудовых операций 4.

С точки зрения А.Л. Сиротюк, мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды 5.

Смирнова Е.А определяют мелкую моторику как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук 7.

Мелкие моторные движения имеют следующие характеристики:

  1. гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой
  2. ловкость – это способность быстро осваивать сложные по координации движения, их элементы.
  3. быстрота – это способность выполнять двигательные действия в кротчайший срок.
  4. синхронность – это способность рук совершать движения с одной скоростью, двигаться в одном направлении.
  5. точность- это правильность выполнения движений

В быту человеку ежеминутно приходится совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо и т.д., поэтому от ее развития напрямую зависит его качество жизни.

И.Е. Светлова выделяет 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий 6.

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движения рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

С развитием мелкой моторики рук тесно связано развитие речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Она отмечает, что мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза 3. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

В.М. Бехтерев утверждал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал так: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Но для того чтобы развитие мелкой моторики рук было более гармоничным необходимо тренировать кисти и пальцы в различных движениях:

  • на сжатие
  • на растяжение
  • на расслабление.

Для этого необходимо соблюдать определенные требования:

  1. должна быть систематичность проведения игр, упражнений, занятий. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением;
  2. должна быть последовательность (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать или перепрыгивать через какие-то виды упражнений, занятия, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  3. все игры, упражнения, занятия должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;
  4. во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка, поскольку это может привести к негативному отношению с его стороны.

Таким образом, можно сказать, что развитие мелкой моторики рук влияет и на развитие таких процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления.

Развивая руки ребенок, тренирует не только мышцы, но и способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, одновременно воспитывается усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, идет развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Ведь прав был В.А. Сухомлинский, когда писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума и умнее ребенок».

Используемая литература:

  1. Большой энциклопедический словарь Текст/ под ред. А. М. Прохоров. – СПб.: Норинт, 2001. – 341с.
  2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии Текст / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175с.
  3. Кольцова, М.М. Движение и развитие сенсомоторной речи Текст / М.М. Кольцова. – М.: Омега, 2000. – 21с.
  4. Нижегородцева, Н.В. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе Текст / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. –М.: Сфера, 2009. – 12с.
  5. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников Текст / А.Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2001. – 12с.
  6. Светлова, И.А. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Текст /И. А. Светлова. – М.: АСТ, 2010. – 56с.
  7. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Текст / Е.А. Смирнова. – СПб.: Детство–Пресс, 2013. – 144 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год