Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.
Моторика
Автор: Бевз Майя Антоновна   
21.02.2016 08:19

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольниковВлияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

"Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". В.А. Сухомлинский

Издавна учёными доказано, что мелкая моторика рук и уровень развития ребёнка тесно сотрудничают друг с другом. Если мелкая моторика рук у ребёнка развита

хорошо, то нормально будет развиваться и его речь. Если у ребёнка слабая моторика рук, то и развитие речи будет отставать.

Ещё из истории древнего мира мы знаем, что первой формой общения у первобытных людей было общение жестами. Люди в далёкие времена использовали жесты для того, чтобы указать на что-то, очертить, привлечь, защитить, использовать жест в виде угрозы. Таким образом люди изъяснялись между собой — разговаривали.

Но наши предки нашли способ передачи друг другу бесконечное количество разнообразных мыслей. Эта удивительная способность, которую мы называем речью, стала неотъемлемой частью человека. Но люди не рождаются с развитой речью, и к ним не прилагается учебник, как правильно развиваться до трех лет. А именно в это время мозг ребёнка максимально нацелен на развитие речи. Хотя ребенок рождается со способностью к общению, эту способность необходимо развивать. Мы научили малыша языку жестов, и теперь он начинает говорить. Но нам рано потирать руки. Родителям и педагогам предстоит провести огромную работу. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.

 

Если у ребенка будет высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно начнут активно развиваться познавательные процессы (память, внимание, логическое и словесно-схематическое мышление), что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство беспокойства, переживания. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе, школьной тревожности. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Ещё В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи, В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", а Аристотель сказал, что рука-это инструмент всех инструментов.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. А также при первом же интересе предлагать игрушки с различными поверхностями — гладкими, шершавыми, мягкими или твёрдыми.

Дети рано или поздно отказываются от языка жестов, потому что это способ общения не все понимают, он работает только тогда, когда видишь собеседника, и у детей есть более интересные идеи, чем занять свои руки.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (потешки, прибаутки), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: засте-гивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развитие мелкой моторики рук способствует активизации мышления, развитию речи, а вместе с ними и всех интеллектуальных процессов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц, и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остаётся актуальной и сегодня.

Существует множество способов развития и совершенствования мелкой моторики рук как родителями, так и педагогами.

При подборе игр и упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок должен знать и чувствовать, что получит необходимую помощь при возникающих трудностях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала и речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться постепенно.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллек-туальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успеш-ному обучению в школе. Основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников мелкой моторики. В своей работе мы применяем разнообразные формы и методы, используем разные варианты занятий. Такие формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении материала способствует развитию связной речи, поддержанию поло-жительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Виды упражнений.

  1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
  • упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
  • специальные упражнения за столом, на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом для творчества (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводке контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Нанизывание колец (шариков, кубиков) на стержень.

11. Сортировка мелких предметов.

12. Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным).

13. Использование инструментов – ложки и вилки, молотка, иголки, лопатки и грабель, сачка.

14. Пересыпание сыпучих материалов.

15. Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

16. Использование разнообразных конструкторов из разных материалов.

17. Наматывание на клубок (катушку) толстую нитку или шнур.

18. Нанизывание бусины на шнурок.

19. Отстегивание и пристегивание прищепок.

20. Выкладывание фигур из спичек (без головок), геометрического материала.

21. Разматывание и наматывание на руку шнурка.

22. Домашние дела:

  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья)
  • собирание разрезных картинок, мелкого мусора, ягод;

В результате совместной работы родителей, педагогов, детей, будет совершенствоваться и интенсивно развиваться речь ребёнка, мышление, интеллектуальные процессы. А значит ваш малыш будет уверенным, способным и успешным!!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год