Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.
Моторика
Автор: Бевз Майя Антоновна   
21.02.2016 08:19

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольниковВлияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

"Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". В.А. Сухомлинский

Издавна учёными доказано, что мелкая моторика рук и уровень развития ребёнка тесно сотрудничают друг с другом. Если мелкая моторика рук у ребёнка развита

хорошо, то нормально будет развиваться и его речь. Если у ребёнка слабая моторика рук, то и развитие речи будет отставать.

Ещё из истории древнего мира мы знаем, что первой формой общения у первобытных людей было общение жестами. Люди в далёкие времена использовали жесты для того, чтобы указать на что-то, очертить, привлечь, защитить, использовать жест в виде угрозы. Таким образом люди изъяснялись между собой — разговаривали.

Но наши предки нашли способ передачи друг другу бесконечное количество разнообразных мыслей. Эта удивительная способность, которую мы называем речью, стала неотъемлемой частью человека. Но люди не рождаются с развитой речью, и к ним не прилагается учебник, как правильно развиваться до трех лет. А именно в это время мозг ребёнка максимально нацелен на развитие речи. Хотя ребенок рождается со способностью к общению, эту способность необходимо развивать. Мы научили малыша языку жестов, и теперь он начинает говорить. Но нам рано потирать руки. Родителям и педагогам предстоит провести огромную работу. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.

 

Если у ребенка будет высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно начнут активно развиваться познавательные процессы (память, внимание, логическое и словесно-схематическое мышление), что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство беспокойства, переживания. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе, школьной тревожности. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Ещё В.М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи, В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", а Аристотель сказал, что рука-это инструмент всех инструментов.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. А также при первом же интересе предлагать игрушки с различными поверхностями — гладкими, шершавыми, мягкими или твёрдыми.

Дети рано или поздно отказываются от языка жестов, потому что это способ общения не все понимают, он работает только тогда, когда видишь собеседника, и у детей есть более интересные идеи, чем занять свои руки.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (потешки, прибаутки), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: засте-гивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развитие мелкой моторики рук способствует активизации мышления, развитию речи, а вместе с ними и всех интеллектуальных процессов. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц, и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста остаётся актуальной и сегодня.

Существует множество способов развития и совершенствования мелкой моторики рук как родителями, так и педагогами.

При подборе игр и упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок должен знать и чувствовать, что получит необходимую помощь при возникающих трудностях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала и речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться постепенно.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллек-туальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успеш-ному обучению в школе. Основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников мелкой моторики. В своей работе мы применяем разнообразные формы и методы, используем разные варианты занятий. Такие формы работы позволяют нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей. Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении материала способствует развитию связной речи, поддержанию поло-жительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Виды упражнений.

  1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
  • упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
  • специальные упражнения за столом, на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом для творчества (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводке контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Нанизывание колец (шариков, кубиков) на стержень.

11. Сортировка мелких предметов.

12. Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным).

13. Использование инструментов – ложки и вилки, молотка, иголки, лопатки и грабель, сачка.

14. Пересыпание сыпучих материалов.

15. Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

16. Использование разнообразных конструкторов из разных материалов.

17. Наматывание на клубок (катушку) толстую нитку или шнур.

18. Нанизывание бусины на шнурок.

19. Отстегивание и пристегивание прищепок.

20. Выкладывание фигур из спичек (без головок), геометрического материала.

21. Разматывание и наматывание на руку шнурка.

22. Домашние дела:

  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья)
  • собирание разрезных картинок, мелкого мусора, ягод;

В результате совместной работы родителей, педагогов, детей, будет совершенствоваться и интенсивно развиваться речь ребёнка, мышление, интеллектуальные процессы. А значит ваш малыш будет уверенным, способным и успешным!!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год