Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Итоговая организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы «Путешествие по миру литературы»
Итоговые занятия
Автор: Харитонова Оксана Петровна   
19.10.2024 16:59

Итоговая организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы «Путешествие по миру литературы»Итоговая организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы «Путешествие по миру литературы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад № 46»

Подготовила: воспитатель Харитонова О.П. Саранск, 2024 г

Цель: систематизировать знания о литературных произведениях и их авторах.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи)
  • с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений
  • закреплять умение детей применять знания о прочитанных произведениях
  • упражнять в способах лепки из целого куска пластилина, комбинированном и конструктивном; учить моделировать вылепленную форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения
  • содействовать закреплению знакомых приемов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путем прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов
  • закрепить умение задумывать содержание своей работы по мотивам любимых сказок
  • закрепить умение добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки.

Развивающие:

  • развивать диалогическую и связную речь, умение рассуждать, активно участвовать в беседе
  • развивать восприятие, внимание, мышление, воображение, творчество.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё
  • воспитывать у детей интерес, доброжелательное отношение к героям сказки
  • воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру
  • воспитывать вежливость, дружеские отношения, сочувствие друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие (чтение художественной литературы)
  • Художественно-эстетическое развитие (лепка)
  • Физическое развитие

Оборудование и материалы:

Магнитофон, ковер-самолет, иллюстрации из сказок, картинки: волшебная палочка, цветочек, щука, пластилин, дощечки, стеки.

Методические приемы: организационный момент, беседа-диалог, дидактические игры: «Отгадай сказку», «Сказочные предметы», «К какой сказке иллюстрация» «Угадай стих», гимнастика для глаз, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, подведение итогов, поощрение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь, встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, и остановки — в сказочном королевстве, в краю рассказов, в мире стихов, в художественной мастерской. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").

Первая остановка «Сказочное королевство»

Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: в сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

Воспитатель: Какие бывают сказки? (Ответы детей: «русские – народные» и «авторские» сказки).

Воспитатель: Что такое авторская сказка? (Ответы детей: где есть свой автор).

Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? (Ответы детей: «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. д.).

Воспитатель: Почему сказка называется русская народная? (Ответы детей: автор – народ).

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит).

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.

Какими словами обычно начинаются сказки? (Ответы детей: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)

Воспитатель: Какими заканчиваются? (Ответы детей: Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо;)

А теперь немножко поиграем.

Дидактическая игра «Сказочные предметы».

Воспитатель: Я буду показывать предметы из сказок. А вы назовите назвать сказку, из которой этот предмет.

Воспитатель: Из какой сказки стрела? (Ответы детей: «Царевна-лягушка»), цветок? (Ответы детей: «Аленький цветочек», волшебная палочка? (Ответы детей:"Золушка"), щука? (Ответы детей:"По щучьему велению"), красная шапочка (Ответы детей:"Красная шапочка")

Остановка «Край рассказов»

Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)

Воспитатель: Давайте вспомним и назовем несколько рассказов (Ответы детей: «Волшебное слово Валентина Осеева; «Живая шляпа, «Мишкина каша» Николай Носов; «Друг детства» Виктор Драгунский; «Лев и собачка» Лев Толстой)

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Остановка «Мир стихов»

Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? (в стихах есть ритм и рифма – похожие слова, а в рассказах – нет)

Дидактическая игра «Угадай стих?»

1)Иллюстрация к стихотворению «Багаж» С. Маршак.

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

2) Вас узнать довольно просто, —

Раздается дружный смех, —

Мы узнаем вас по росту:

Вы, товарищ, выше всех! (Дядя Степа) С. Михалков

3) Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу. (Мама спит, она устала…) Е. Благинина

Конечная остановка «Художественная мастерская»

Воспитатель: Ребята, вы хорошо помните сказки, рассказы, стихи, их главных героев. А сейчас, пройдите, пожалуйста, за столы. Я предлагаю вам слепить героев из своей любимой сказки, но сначала разомнем пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Колобок»

1. Жили-были дед да баба

На поляне у реки (стучим кулачком о кулачок)

2. И любили очень-очень

На сметане колобки. (сжимаем, разжимаем кулачки)

3. Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила. (встряхиваем кисти рук)

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках. (трем ладошки)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий. (гладим поочередно руки)

6. Очень круглый, очень вкусный

Только есть его мне грустно. (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Давайте вспомним, каким способом будем лепить? (Ответы детей: по частям, из целого куска пластилина, комбинированным). Какими приемами будем пользоваться? (Ответы детей: скатывание, раскатывание, оттягивание, прижимания, присоединения и др).

Помнем, погреем пластилин, чтобы он стал послушным.

Самостоятельная художественная деятельность.

Рассмотреть вылепленные фигурки, и отгадать из какой сказки герой, поощрить детей.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад.

Итог занятия: Скажите, где мы с вами сегодня побывали? Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Какие задания вам показались лёгкими, а какие трудными?

Вы молодцы! Сегодня вы заслужили эти медали.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева, А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения [Текст] / А.А. Алексеева // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2. — С. 72-78.
  2. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе [Текст] / С. Болотская, Т.Сквирер // Детский сад от А до Я. — 2008. — № 4. — С. 150-153.
  3. Барташева, Н.В. Воспитание будущего Читателя [Текст] / Н.В. Барташева // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 8. — С. 28-34.
  4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп. / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. -128 с.
  5. Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 49-52.
  6. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С. 35-39.
  7. Ефимова, Л.А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2006. — № 3. — С. 82-88.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год