Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).
Фольклор
Автор: Полянская Ольга Валерьевна   
24.05.2020 16:29

Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Юго-Западный административный округ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2103

Название номинации: интерактивное занятие для детей дошкольного возраста

Должность: воспитатель

Фамилия, имя, отчество полностью: Полянская Ольга Валерьевна

Пояснительная записка

Данное интерактивное занятие разработано для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Целью занятия является приобщение детей к русской истории и культуре, углубление и систематизация знаний о традициях и обычаях русского народа.

Знакомство детей с русской тряпичной куклой, ее историей, технологией изготовления предполагает деятельностный подход. Занятие проводится в музее «Русский быт XIX- XX в.в.» ГБОУ СОШ №2103. В ходе образовательной деятельности активно используются экспонаты музея, а так же куклы, изготовленные педагогом.

 

Скачать конспект

Методические приемы, используемые в ходе интерактивного занятия, направлены на развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Занятие проводится в игровой форме, предполагается смена деятельности (диалог, дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность), что является необходимым условием для детей с ТНР.

Конспект интерактивного занятия

для детей подготовительной группы «Чудеса из сундучка»

(тряпичная кукла).

Цель: приобщение детей к русской истории и культуре, знакомство с бытом и обычаями русского народа.

Задачи: познакомить с русской тряпичной куклой, способами её изготовления.

Воспитывать любовь к Родине. Расширять словарный запас. Продолжать учить вести беседу, отвечать на вопросы, задавать вопросы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Предварительная работа: беседа дома с родителями, бабушками об игрушках, которые были у них в детстве. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Ход занятия.

Мотивация.

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей в школьном музее «Русский быт XIX- XX в.в.»

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости. Давайте познакомимся. Зовут меня бабушка Забавушка. Как вы думаете, что значит слово «забавушка» или «забава».

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно ребята, забава значит игра. Позабавится, значит поиграть. Вы любите играть, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. Какие у вас игрушки? Из чего они сделаны?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вы сможете отгадать загадку?

«Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький… (сундук)»

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно! Сейчас я вам его покажу. Где мой волшебный сундучок?

«Сундучок, сундучок!

Покажи нам свой бочок!»

Воспитатель. Что же в моем сундучке? Я вам опишу, а вы отгадайте.

Игра «Угадай по описанию».

«Эту игрушку все девочки знают:

Заботливо нянчат, в коляске катают,

Моют и кормят, с нею играют.

В красивое платье её наряжают».

Кто это? О какой игрушке эта загадка?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это кукла, но не обычная.

Достает из сундучка тряпичную куклу.

Воспитатель. Вы знаете, ребята, что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель. Угадали. Это — кукла. Из чего она сделана?

Ответы детей (она сделана из тряпочек, лоскутков).

Воспитатель. У вас дома есть такие куклы?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы. В наше время редко можно встретить такую куклу.

«Русская тряпичная куколка простая,

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная».

С давних пор на Руси тряпичная кукла была любимицей русского народа.

«В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки».

Во времена ваших прапрабабушек эти куклы мастерили женщины и девочки.

Посмотрите, ребята, есть ли в нашем музее куклы из лоскутков?

Дети рассматривают музейные экспонаты и находят тряпичных кукол.

Воспитатель. Куклы предназначались не только для игры, имели они разное значение.

Оберегали дом, защищали здоровье. Так считали наши предки. В старину люди были суеверными, это значит, верили разным приметам. И поэтому куклы были своеобразным оберегом, помощником.

«Я кукла, кукла – оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай

И никогда не обижай».

Помните сказку «Василиса Прекрасная», как говорила Василиса: «На куколка покушай, горя моего послушай». Конечно, были куклы и для игры.

В старину уже пятилетняя девочка могла «свертеть» простую куклу. Играя в куклы, ребенок развивался, учился жить, и кукла росла вместе с ним. Для совсем маленьких детей мастерили маленьких куколок, для детей постарше – кукла была больше. Как вы думаете ребята, почему у этой куклы нет лица?

Предположения детей.

Воспитатель. В старые времена куклам не рисовали лица, считалось, если нет лица, злые силы не могут вселиться в куклу и навредить человеку.

Куклы по своему назначению делились на обереговые – они берегли дом, здоровье. Это куклы: Берегиня (берегла дом), кукла Колокольчик –оберегала дом от плохих вестей, вешали над дверью.

Крупеничка или Зерновушка – оберегала достаток в доме. Травница – оберегала здоровье.

Обрядовые куклы: Веснянка, куклу мастерили для встречи весны, Неразлучники – мастерили на свадьбу. Кукла Масленица, эту куклу мастерили для проводов зимы и встречи весны.

Игровые: Зайчик на пальчик – эту куклу мастерили ребенку 3 лет. С этого возраста детей оставляли дома одних, эта кукла была его другом.

По тому, каким способом мастерились куклы, они делились на скрутки, столбушки, кукла-мешочек.

Столбушка – простой тряпичный столбик. Скрутка- ткань скручивалась. Кукла-мешочек, шили маленький мешочек, заполняли его крупой, одевали.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, в нашем музее есть не только куклы, но и лоскутки и нитки, ленточки. Что же можно сделать из этих лоскутков?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а вы умеете мастерить таких кукол?

Ответы детей. Дети просят научить их делать куклу- «пеленашку».

«Лоскуток, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка».

Сегодня мы с вами будем мастерить куклу- «пеленашку».

Эту куколку мастерили для грудного малыша и клали ему в колыбельку до крещения, приговаривая: «Не играй с моей деточкой, а играй с этой куколкой».

Ребята, эту куклу мастерили из лоскутков, остававшихся от старой одежды. В старые времена одежду не выбрасывали все лоскутки шли в дело.

Перед тем, как возьмемся за дело, давайте потренируем пальчики.

«Кручу, верчу,

Создать хочу,

Куколку красивую,

Добрую, милую.»

Сначала мы с вами сделаем скрутку. Для этого нам потребуется белая ткань. Мы ее скатаем. У нас получился столбик. Перевяжем ниточкой, завяжем узелок. Надо постараться, одной рукой узелок не завяжешь. Получилась голова.

Теперь мы возьмем цветную ткань и запеленаем, перевяжем ленточкой. Получилась куколка – младенчик.

Воспитатель в ходе деятельности оказывает помощь, предлагает детям оказать помощь друг другу.

Воспитатель. Шли годы, менялся окружающий мир, менялись куклы. Сейчас они совсем другие. Но тряпичные куклы остаются любимыми у русского народа.

Рефлексия. Воспитатель предлагает детям полюбоваться своими куколками и посмотреть, что получилось у друзей.

Воспитатель. Ребята, какие чувства вы испытывали, когда мастерили кукол – пеленашек? Кому бы вы хотели подарить этих куколок?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год