Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)
Фольклор
Автор: Лазукова Людмила Викторовна   
21.05.2020 18:14

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)

Лазукова Л.В. МБДОУ №55 «Пчелка» (г. Калуга)

На данном этапе развития дошкольного образования делается акцент на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных способностей, в том числе и знаний о родном крае. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается важность формирования представлений о малой родине, представлений о ценностях народа[3]. (п. 2. 4)

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции, познакомить с его историей, народными промыслами. Важности ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством рассматривали многие исследователи проблем детского творчества — Е.А. Флёрина, А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями изобразительного народного творчества развивают познание дошкольника, формируют знания о родном крае, приобщают к миру прекрасного.

 

Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения любой культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. Знакомство с ним помогает решать задачи патриотического, нравственного и художественного воспитания, дает детям дошкольного возраста не только определенный объем знаний о промыслах, но, и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий, расширяет представления дошкольников о родном крае.

Калужская земля издавна славится народными промыслами: бисероплетением, изготовлением тряпичных кукол, ткачеством, плетением из лозы, гончарным искусством и росписью глиняных хлудневских игрушек.

Художественные произведения, созданные калужскими мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Хлудневская игрушка проста по форме, своеобразна, украшена простым орнаментом, имеет множество сюжетов. Распространены в раскраске глиняной хлудневской игрушки знаки воды и дождя — волнистые и прямые параллельные вертикальные и горизонтальные линии, колоса и травы — точки, пучки точек разного цвета. Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха.

Хлудневская игрушка — это старинный народный промысел Думиничского района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами. Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась — ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.

Хлудневские мастерицы сохранили и открыли миру удивительную красоту местной игрушечной традиции, уходящей корнями в глубокую древность. В них близость русского крестьянина к природе выражена настолько ярко и наглядно, что любуясь игрушками, непроизвольно погружаешься в те времена, когда человек относился к окружающей природе как к высшему божественному началу.

Хлудневская игрушка — свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой.

И сейчас в деревне Хлуднево изготавливают игрушки – Александр Заборских, который даже у нас в Калуге проводит мастер-классы, Инна Ахалова. Они продолжают ремесло своих предков.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста мы вносим хлудневские игрушки на занятие, как персонаж сказок. Ведь у хлудневских мастеров есть множество свистулек в виде разнообразных животных. Такие как петушки, конь, коза, олень, птицы и, конечно же, люди. Ещё хлудневские мастерицы очень любят создавать образ медведя и медведицы, ведь медведь — излюбленный герой русских народных сказок, его называли «дедушко», «Михайло Потапыч». Он постоянный и очень древний сюжет в народной игрушке, знак знатности и достатка. При рассматривании хлудневской игрушки задаются вопросы, происходит знакомство с элементами орнамента. Совместно с изучением орнамента происходит освоение пластической формы хлудневской игрушки. Дети пробуют с помощью пластилина лепить несложные фигуры.

В старшем дошкольном возрасте дети больше узнают о хлудневской игрушке. Мы рассказываем историю этой игрушки, ее происхождение. Знакомим детей с таким видом хлудневской игрушки, как грематушки — полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Затем дошкольники сами пробуют лепить хлудневскую игрушку, но уже из глины. Сначала делается роспись на листе бумаги, нанося орнамент на силуэт хлудневской игрушки, а затем расписывают уже готовое изделие, сделанное своими руками.

В рамках работы по данному направлении в ДОУ был реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомьтесь – Хлудневская игрушка», результатом которого стало оформление альбома и проведение открытого занятия «Конкурс знатоков народной игрушки».

Чтобы еще больше заинтересовать детей декоративно-прикладным искусством нашего края, мы проводим экскурсии в «Дом Музей народных промыслов», где широко представлена коллекция хлудневской игрушки.

Собранный материал по декоративно-прикладному искусству Калужского края станет частью программы, по реализации регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста, которая разрабатывается коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения.

Сейчас в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется информационно – просветительский проект для родителей «Наш Калужский край», одна из частей которого посвящена декоративно-прикладному искусству края.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности ребенка, близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), доступно детскому восприятию и понятно ему. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Посредством общения с народным искусством хлудневских мастеров происходит расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о разных видах народно-прикладного творчества, формирование знаний и позитивного отношения к своей малой Родине — Калужском крае. Я не случайно увлеклась этим проектом, потому что сама родилась и выросла рядом с деревней Хлуднево и мне это близкое и родное.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 1997. 269 с.
  2. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика- Синтез, 2008. — 168с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год