Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы»
Ребятам о зверятах
Автор: Гринёва Ольга Владимировна Серий Ирина Сергеевна Лебедева Ирина Александровна   
05.12.2024 19:09

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы»Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ТНР «Зимующие птицы»

Цель: создать условия для речевого развития дошкольников в процессе составления рассказа-описания о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить знания детей о птицах, понятие «зимующие»
  • обогатить и актуализировать словарь по теме
  • продолжать учить осмысленно использовать в речи прилагательные
  • совершенствовать умение отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие:

  • продолжать учить составлять связный рассказ по мнемотаблице
  • развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание
  • развивать мелкую моторику, речевое дыхание

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц (синица, снегирь, голубь, сорока, воробей), картинка с изображением кормушки, аудиозапись с голосами птиц, мнемотаблица для составления рассказа-описания, мяч.

Ход занятия

I. Вводно — организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, о каких представителях живой природы мы с вами говорили на этой неделе. А для этого угадайте мою загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица)

II. Мотивационно-побудительный этап.

Воспитатель: Молодцы, давайте отгадаем еще несколько загадок о птицах. (После того, как дети отгадывают загадку, на мольберт вывешивается картинка с изображением птицы, затем дети прослушивают голос птицы и говорят, какой звук она издает).

Длинный хвост и с белым боком,

А летает не высоко.

Хочет всё стащить с наскока!

Это хитрая … (Сорока)

Воспитатель: Правильно ребята, вы угадали, это сорока. Какой звук издает сорока. (Ответы детей: Сорока трещит, сорока тараторит).

Отгадайте следующую загадку.

Угадайте, что за птица скачет по дорожке

Кошек точно не боится, собирает крошки.

А потом на ветку прыг,

И чирикает «Чирик!» (Воробей)

Воспитатель: послушайте, какой звук издает воробей (демонстрируется аудиозапись голоса воробья). Какой звук издает воробей? (Ответы детей: воробей чирикает.)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель: Правильно, это снегирь. Послушайте, какой звук издает снегирь (демонстрируется аудиозапись голоса снегиря). Часто про снегиря говорят, что он щебечет или щелкает.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель: Это синица. Послушайте, какой звук издает синица (демонстрируется аудиозапись голоса синицы). Какой звук издает синица? Почему так говорят? (Синица тинькает, так говорят потому что ее голос напоминает звон колокольчика «тинь-тинь»).

Эти птички с хохолком

И красивые при том,

На рябину прилетели.

Птички эти … (Свиристели)

Воспитатель: Послушайте, как поет свиристель (демонстрируется аудиозапись голоса свиристели). Эта птичка редко прилетает к кормушке, но как и снегирь очень любит рябину, зимой она питается в основном оставшимися на рябине ягодами.

Сизый — дикий, каждый знает.

И почтовым он бывает!

Очень нежный, очень смелый

Символ мира – это белый. (Голубь)

Воспитатель: Голубя мы все знаем очень хорошо, часто его встречаем в парках, скверах. О голубе говорят, что он воркует (демонстрируется аудиозапись голоса голубя).

Кар-кар-кар! — кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

Воспитатель: Какой звук издает ворона? (Ответы детей) (демонстрируется аудиозапись голоса сороки). Ворона живет рядом с человеком, мы можем встретить ее почти в каждом дворе. Как назвать всех этих птиц одним словом? (Зимующие птицы). Почему их так называют? (Ответы детей).

III. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла девочка Маша, которая любит наблюдать за кормушкой, потому что это очень интересно и познавательно. Маша знает всех зимующих птиц, умеет отличать их по внешнему виду и по голосу, знает, чем они питаются. Она предлагает нам угадать, какие птицы прилетели сегодня к ее кормушке.

Воспитатель: Но прежде, чем выполнить это задание, я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра с мячом «Скажи одним словом».

У снегиря красная грудка, значит он красногрудый,

У синички желтая грудка, значит она желтогрудая,

У вороны черные глаза, значит она черноглазая,

У сороки длинный хвост, значит она длиннохвостый,

У воробья пестрые крылья, значит он пестрокрылый,

У сороки белые бока, значит она белобокая,

У голубя сизые крылья, значит он сизокрылый,

У вороны черные крылья, значит она чернокрылая.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Есть птицы маленькие, а есть … (большие).

У одних птиц перья темные, а у других … (светлые).

У одних птиц клюв тупой, а у других… (острый).

У одних птиц ноги длинные, а у других… (короткие).

У некоторых птиц клюв толстый, а у других … (тонкий).

Птицы бывают сытые, а наоборот … (голодные).

Бывают птицы тяжелые, а бывают … (легкие).

Одни птицы спят ночью, а другие … (днем).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Логопед: Молодцы. Дети, сейчас один из вас будет рассказывать о птице, которая прилетела к Машиной кормушке, не называя ее. Остальные дети попробуют догадаться, о какой птице идет речь.

Логопед: Эта таблица поможет вам составить рассказ. Сначала надо сказать, кто это: птица или животное. Какая это птица: перелётная или зимующая. Какая она по величине: крупная, среднего размера, мелкая. Рассказать, какого цвета (крылья, голова, грудка и т.д.). Чем питается и как подаёт голос. Используйте слова из упражнений.

Например: Это птица, она зимующая. Эта птица мелкая, красногрудая, у нее маленькая черная голова, короткие лапки, серая спинка, крылья и хвост черные, толстый широкий клюв. Зимой он питается рябиной. Он свистит.

Первый ребенок берет карточку с птицей, которая прилетела на кормушку, закрепляет ее перед собой рядом с планом. И рассказывает: Это птица, она зимующая. Она маленькая и шустрая. У нее маленькая черная голова, белые щечки, желтое брюшко, длинный черный хвост, короткие лапки, толстый короткий клюв. Она очень любит сало. Эта птица тинькает.

Логопед: Ребята, вы догадались, о какой птице идет речь? (Ответы детей).

Изображение синицы закрепляется на кормушке.

Аналогично дети составляют рассказ о голубе, воробье, вороне и сороке.

Логопед: Молодцы, дети, вы отлично справились с заданием, угадали всех птиц, которые прилетели к кормушке Маши. Спасибо вам большое ребята, а сейчас давайте поиграем с Машей в ее любимую игру.

Подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы»

Логопед: Когда я называю зимующих птиц, вы приседаете, а когда перелётных – «летаете». Будьте внимательны. (Сорока, соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, ласточка, синица, кукушка, журавль, голубь, клёст, снегирь, трясогузка и др.)

IV. Заключительный этап.

Логопед: Ребята, скажите, о ком мы с вами сегодня говорили? Кому помогли? Как нам это удалось? Чему мы с вами научились?

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии больше всего? Что для вас показалось сложным? Чей рассказ-описание вам понравился больше всего? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Маша мне сейчас сказала, что ей очень понравились все ваши рассказы, и она хочет подарить вам интересные картинки, на которых нужно найти и обвести только птиц. Это задание вы можете выполнить после занятия в группе или дома.

Гринева Ольга Владимировна

учитель – логопед,

Серий Ирина Сергеевна

учитель-логопед,

Лебедева Ирина Александровна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №102»,

г. Рязань, Рязанская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год