Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».
Ребятам о зверятах
Автор: Голубева Светлана Валентиновна   
20.10.2024 08:01

Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».

Цели:

  • Познавательное развитие: расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.
  • Речевое развитие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток; глаголами: линяет, впадает в спячку. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.

1) Воспитатель: «Ребята, в выходной день я проходила мимо пруда. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?»

Дети: «Осенью, кораблики – осенние листья».

В.: «А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?»

Д.: «Листопад».

2)Воспитатель: По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение? (Дети: «Об осени»).

3) В.: «Ребята, давайте с вами вспомним, какие изменения происходят в природе осенью?»

  • Солнышко прячется за тучи, часто идут дожди.
  • День становится короче, а ночь – длиннее.
  • Листья на деревьях пожелтели.
  • Дует сильный, часто холодный ветер.

В.: «А какие изменения происходят в живой природе?»

  • Птицы улетают в тёплые края.
  • Звери готовятся к зиме.

В.: «Ребята, как вы думаете, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?»

Д.: «Всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду».

В.: «Верно! Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы».

4)В.: «Ребята, к нам в гости пришёл зайка и принёс конверт с картинками, на которых нарисованы животные. А вот какие животные на картинках мы с вами узнаем, если правильно отгадаем загадки».

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (Ёж)

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это? (Волк)

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц) Все картинки с животными вывешиваются на доску.

5)В.: «Ребята, скажите, пожалуйста, как можно назвать всех этих животных?

Д.: «Лесные, звери, дикие».

В.: «Как вы думаете, ребята, почему этих животных называют дикими?»

Д.: «Они сами себе ищут пищу, строят жилище, живут на воле».

В.: «Ребята, расскажите мне про диких животных. Для этого я предлагаю вам поиграть. Я кому-то из вас дам картинку с животным, а вы назовёте этого зверя и расскажите, какой он. Итак, начинаем играть!».

В.: «Волк, ты какой?» Ребёнок: «Я серый, зубастый, страшный, …»

В.: «Медведь, ты какой?» Ребёнок: «Я бурый, косолапый, неуклюжий, …»

В.: «Лиса, ты какая?» Ребёнок: «Хитрая, пушистая, рыжая, …»

В.: «Ёж, ты какой?» Ребёнок: «Я колючий, маленький, …»

В.: «Заяц, ты какой?» Ребёнок: «Длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…»

В.: «Белка, ты какая?» Ребёнок: «Я рыжая, пушистая, …»

В.: «Молодцы, ребята! Отлично поиграли и про диких животных много узнали!»

6) В.: «Ребята, а ведь у диких зверей есть детёныши. Давайте вспомним, как их называют:

у лисы – лисята, у ежихи – ежата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата, у медведицы – медвежата, у волчихи – волчата.

7)В.: «Ребята, адавайте с вами отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме».

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём. (Дети идут друг за другом, по кругу паровозиком).

8)В.: «Вот мы и оказались в лесу! Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу».

Д.: «Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

В.: «А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей».

9)В.: «Ребята, смотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались, кто это?

Д.: «Да, конечно, это заяц».

В.: «Но он очень грустный. Что могло с ним случиться, как вы думаете, ребята?».

Д.: «Испугался лисы, холодно ему, морковки нет…».

В.: «Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково». Д/игра «Скажи ласково».

Д.: «Зайка, зайчишка, зайчик, заинька».

В.: «Ребята, а как же зайчик готовится к зиме?»

Д.: «Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками».

В.: «Вот так зайчик сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте, ребята, ему поможем найти друзей».

10) В.: «Предлагаю вам, ребята, отгадать, кто же эти друзья зайчика. Д/игра «Угадай, кто это?».

Бурый, косолапый, неуклюжий… (медведь)

Маленький, колючий… (ежик)

В.: «Скажите, ребята, куда же пропали ежик и медведь?»

Д.: «Ёжик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное место под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе и засыпает на всю зиму до весны».

В.: «А где же мишка?».

Д.: «Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку».

В.: «А где же он спит?».

Д.: «Он спит в берлоге. Натаскает туда сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло».

В.: «А вы не знаете, ребята, почему говорят, что медведь, когда спит, сосёт лапу?».

Д.: «Не знаем».

В.: «Ребята, оказывается, происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы».

В.: «Посмотрите, ребята, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть?». Д.: «Наверное, белка».

В.: «А вот и ещё один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой».

В.: «Ребята, а где живёт белка?»

Д.: «В дупле».

В.: «Ребята, а вы знаете, как белочка подготовилась к зиме?»

Д.: «Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст».

11). Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

12) В.: «Ребята, а как вы думаете, кто же зайчика мог напугать?».

Д.: «Лиса или волк».

В.: «Да, ребята, лиса и волк – это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

В.: «А как вы думаете, нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?»

Д.: «Наверное, не нужно».

В.: «Конечно, нужно, ребята! Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех – подшёрсток».

В.: «А кто из вас, ребята, знает, как называется период, когда животные меняют свой мех?». Такой период в жизни животных, называется линькой. Но цвет шерсти у лисы, и у волка остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи».

В.: «Давайте скажем, как звери готовятся к зиме и поиграем в д/и «Один – много».

13) Д/игра «Один – много».

  • К зиме готовится не один волк, а много… (волков).
  • Не один заяц, а много… (зайцев.)
  • Не один ёж, а много… (ежей).
  • Не один медведь, а много… (медведей).
  • Не одна белка, а много… (белок.)
  • Не одна лиса, а много… (лис).

14) В.: «А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назовивсю семью»:

Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок.

Папа – ёж, мама – ежиха, детеныш – ежонок.

Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок.

15) В.: «Ну, вот и закончилось, ребята, наше с вамипутешествие. Пора возвращаться в детский сад».

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе окажись.

16) В.: «Итак, ребята, мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что же вы запомнили:

-Каких зверей мы можем встретить в лесу?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Как медведь утепляет свою берлогу?

-Как ежик готовится к зиме осенью?

-Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?».

17) В.: «Ну, вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Спасибо вам, ребята, за ваше участие в этом путешествии. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали много полезной информации о том, как животные готовятся к зиме».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год