Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: научная конференция «По следам древних животных. Мамонт». |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Павленко Валентина Васильевна | |||
12.03.2016 15:00 | |||
Павленко Валентина Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» воспитатель ЯНАО, г. Надым Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность. Задачи:
- воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.
Оборудование:
- музыка для фона; фотоаппарат.
Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности). 1. Введение в ситуацию: Упражнение «Ветерок» Цель: - формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя. Воспитатель: — Ой, ребята! Налетел легкий ветерок и расставленные мною картинки рассыпались! Помогите их собрать! (дети поднимают картинки, воспитатель благодарит детей и помещает картинки на доску). Что изображено на картинках? Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт. Воспитатель: Как вы думаете, есть что – то общее между этими картинками? (дети рассуждают: дерево – одно, кукла – игрушка, ничего общего, арбуз – ягода, снежинка – это явление природы, мамонт – животное). Картинки разные, между ними нет ничего общего. Дидактическая игра «Найди загаданное слово» Цель: - создание мотивации к включению в деятельность на занятии посредством умозаключения. Воспитатель: Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этой волшебной коробочке лежит то, что может подходить к одной из картинок. Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»): - Это игрушка? - Нет! - Ягоды? - Нет! - Это животное? - Да! - Хищное? - Нет! - Травоядное? - Да! - Животное большое или маленькое? - Да! Очень большое! - Живет в жарких странах? - Да! - Хобот есть? - Да! - Это слон? - Да! - К какой картинке подходит картинка «слон»? ( «мамонт»). - Почему? - Они оба животные, большое тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши. Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем городе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала? Дети: Кто такие палеонтологи? Ребенок: (заранее подготовленный). Палеонтолог — это ученый–исследователь. Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад. Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи — это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог»). Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся. (Дети перемещаются в мини – музей «Ямал – мой край родной»). 2. Актуализация знаний: Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем? Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля. Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему? Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете. Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе? Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни. Воспитатель: Глобус вращается (вращает), так и наша планета Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца. Поэтому и происходит смена времен года. А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно — 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные. 3. Затруднение в ситуации: Беседа по теме: «Как работают палеонтологи». Рассматривание экспонатов и иллюстраций Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске). Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей. Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:
- кости (муляжи). Научный сотрудник (воспитатель): — Что делают ученые? - Кому могли принадлежать эти кости и черепа? - Что могут сказать ученые? (Дети указкой демонстрируют скелет на картинке) - Коллеги, что вы знаете о динозаврах? 1 ребенок: Динозавр – это ящер огромный Жил когда-то, но мы его помним. 2 ребенок: Динозавра давно уже нет – По костям его создан скелет. 3 ребенок: Шея длиннее жирафовой шеи – С деревьев листву доставать ею умеет. Научный сотрудник (воспитатель): Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему? Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.) Научный сотрудник (педагог доп. образования): Здравствуйте, коллеги! Рада встрече с вами. Проходите в конференцзал. - Уважаемые участники конференции! Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы). 4. Открытие нового знания: Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт» Научный сотрудник (педагог доп. образования): Это было очень давно — 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.
О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог Дима (рассказ ребенка о мамонте) 4 слайд. Мамонт. Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды. Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Сегодня он хранится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга, а его муляж — в выставочном музее города Салехард. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка с хоботом, глазами и остатками шерсти на теле. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года. 5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком. Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов. 5. Включение нового знания в систему знаний и умений: 6 слайд. Скелет мамонта. Научный сотрудник: (педагог доп. образования) Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний. 7 слайд. Мамонт. Задание «Восстанови животное по скелету» У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела. Физкультминутка «Динозаврики и мамонты»: У динозавра есть мурашки На шее, на локтях. Густая везде: С нею мамонтам теплее! (Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до называемых частей тела.) Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается. Сейчас вы должны для нашего музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта – мамонта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши). Что это? А это какая часть тела?.. Работа предстоит большая и ответственная, поэтому вам нужно разбиться на рабочие группы. Одна группа палеонтологов будет собирать тело мамонта, другая группа делать заготовки шерсти мамонта, третья – воссоздавать глаза и ступни ног. На столах вы видите сигнальные операционные карточки (схемы): а) – последовательность изготовления тела мамонта; б) – последовательность изготовления шерсти мамонта; в) – последовательность изготовления глаз и ступней. Уважаемые палеонтологи! У вас есть возможность самому выбрать работу по душе и своему умению и подойти к тому столу, за которым и начнется работа. Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов! Практическая работа: коллективное изготовление мамонта. Звучит легкая музыка. В процессе работы научные руководители (воспитатель, педагог дополнительного образования) наблюдают, дают индивидуальные советы по необходимости, оказывают помощь в соединении деталей пластиковыми хомутиками. Обращает внимание ученых на использование в работе операционных схем. 6. Осмысление. Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта? - Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами? - А кто такие палеонтологи? - Какие новые знания вам помогли в работе? - Какие новые умения вы приобрели? - Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля? Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи! Общая фотография на память. Экспонат мамонт помещается в мини – музей.
|