Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Животный мир пресных водоёмов»
Ребятам о зверятах
Автор: Кувикова Ирина Олеговна   
21.02.2015 10:10
«Животный мир пресных водоёмов»

Формирование целостной картины мира у детей подготовительной к школе группы

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром пресных водоёмов.
  • Поддерживать и развивать в детях интерес к миру животных и растений, расширять кругозор.
  • Подвести к пониманию того, что здоровье человека зависит от здоровья природы.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  • Развивать познавательный интерес, умение применять в работе ранее полученные знания.

Оборудование: Презентация

Предварительная работа:

  • Наблюдение за красотой родной природы, беседы.
  • Экскурсии на берег озера в разное время года.
  • Туристические походы совместно с родителями.
  • Чтение стихов и рассказов природоведческого характера.
  • Экологическая акция «Сбережём озеро».

Методы и приёмы:

  • Предварительная работа.
  • Творческие задания детям.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Информационно-рецептивный.

Ход деятельности:

(Слайд 2)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим модель нашей земли, какая она?

Дети: Наша планета большая, круглая, голубая, живая, красивая и т.д.

Воспитатель: Правильно, а почему она голубая?

Дети: На планете много воды, больше чем земли.

Воспитатель: Послушайте загадку: «Кругом вода, а с питьём беда.

Кто знает, где это бывает?»

Дети: Это море, океан.

(Слайд 3)

Воспитатель: Правильно, а почему с питьём беда?

Дети: Потому что она солёная, её нельзя пить.

Воспитатель: Воды на земле много, но той, которая нужна человеку и всем живым организмам мало. Где есть питьевая вода?

(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие виды пресных водоёмов вы знаете?

Дети: Река, озеро, пруд.

(Слайд 4)

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? А вы бывали где-нибудь?

(рассказы из опыта детей)

Воспитатель: Скажите, а в нашем городе есть водоём?

Дети: Да, у нас есть озеро «Синара»

(Далее дети рассматривают фото озера и обсуждают красоту природы)

(Слайды 5, 6, 7)

Воспитатель: А вы знаете правила поведения на природе?

(Беседа с детьми о правилах поведения на природе, о безопасности своей и окружающей среды)

Физминутка: Ребята, вы хотите отправиться на наше озеро...

(Дети имитируют сбор и прогулку на озеро).

Воспитатель: Давайте поговорим о растительном мире пресных водоёмов. Что вы можете сказать о поверхности озера? Какие растения есть в пруду?

(ответы детей)

(Слайд 8)

Воспитатель: Это ряска - крошечное растение, плавающее на поверхности пруда. Ряска идёт в пищу свиньям, курам, гусям и уткам («утиная трава»)

(Слайд 9)

Воспитатель: По берегам растёт камыш и рогоз. Эти растения используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков.

(Слайд 10)

Воспитатель: Белые кувшинки и жёлтые кубышки растут прямо на озере.

Корневища кубышки используют в качестве лекарственного сырья. Корневище белой кувшинки содержит много питательных веществ, они идут в пищу в жареном или варёном виде.

Эти красивые растения нуждаются в охране и занесены в красную книгу.

(Слайд 11)

В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок. Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

(ответы детей)

(Слайд 12)

Воспитатель: Водоросли выделяют кислород, которым дышат животные, являются кормом, а так же домом и убежищем для некоторых живых организмов.

Воспитатель: А теперь поговорим об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадаете, о ком идёт речь.

«Ползает наоборот, задом наперёд

Всё под водой - хватает клешнёй»

(Слайд 13)

(В предварительной работе даётся задание подготовить рассказ о речном раке)

Ребёнок: Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней.

(Слайд 14)

К вечеру он выползает на поиски пищи. Они поедают останки погибших животных - улиток и червей, тем самым очищая дно водоёмов.

Самка выметывает от 20 до200 яиц, которые вынашивает на брюшке.

(Слайд 15)

Воспитатель: «Не зверь, не птица, всего боится.

Половит мух – и в воду плюх!»

(Слайд 16)

(Дети самостоятельно рассказывают о лягушке, воспитатель дополняет)

В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Рассмотреть стадии развития лягушки. Питаются лягушки насекомыми, если не будет лягушек, то разведётся много мух и комаров.

(Слайды 17, 18, 19)

Воспитатель: «У кого глаза на рогах, а дом на спине»

(Слайд 20)

На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить улиток. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Внутри раковины - мягкое тело. Улитки травоядные. Речные улитки могут жить в домашних условиях, как домашние питомцы.

(рассказы из опыта детей)

(Слайд 21)

Воспитатель: Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – это жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунцы обитают в водоемах стоячих и медленно текущих. Плавает, как рыба. Летает, словно птица. Бегает, как паук. Плавунец – хищник. Питается он головастиками личинками насекомых и улитки.

(Слайд 22)

Для дыхания под водой плавунец берёт под надкрылья запас воздуха.

(Слайд 23)

Воспитатель: «На поверхности воды летом обитает,

Под корой, без суеты, зиму коротает.

Ход её длиннющих ног - водной глади мерка.

Кто б скользить ещё так мог? Только водомерка»

По поверхности водоёмов скользят клопы-водомеры. Эти насекомые очень проворны. Питается водомерка мелкими насекомыми и мальками рыб. Водомерки безвредные насекомые и даже приносят пользу человеку, они уменьшают численности слепней. Самки слепней откладывают яйца в воду, здесь же развиваются и их личинки. Водомерки с охотой нападают и на взрослых мух, и на личинок.

Воспитатель: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

(Слайд 24)

Каких речных рыб вы знаете?

(Слайд 25)

(рассматривание иллюстраций, обсуждение)

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

  • сосредоточение запаса пресной воды;
  • рыбная ловля;
  • место для отдыха и занятий спортом;
  • источник эстетического наслаждения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (125) выйдет
9 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год