Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по созданию генеалогического древа «История в каждом листочке»
Коммуникация
Автор: Кудинова Оксана Александровна   
27.05.2025 06:28

Проект по созданию генеалогического древа «История в каждом листочке»Проект по созданию генеалогического древа «История в каждом листочке»

На сегодняшний день одним из важных направлений в развитии личности ребёнка дошкольного возраста является работа по воспитанию семейных ценностей, традиций. Одним из приоритетных направлений работы в дошкольных учреждениях выступает – семья. Изучение истории собственной семьи является важным процессом, который способствует: углублению самопознания ребёнка, пониманию истории и культуры своей семьи, сохранению традиций, а также развитию у детей исследовательских навыков.

Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ДО) в разделе «Социально-коммуникативное развитие» выделяются ключевые аспекты, в которые включены: социализация детей на основе приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. Именно поэтому одним из способов приобщения дошкольников к традициям своей семьи является создание генеалогического древа. На базе ГБОУ Школа № 2109 (дошкольное отделение «Сказочный домик») был осуществлён проект «История в каждом листочке».

 

Основной целью данного проекта является – расширение знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста относительно истории семьи, собственной родословной, семейных традиций.

Образовательные задачи: 1) формировать у детей нравственное отношение к семейным ценностям; 2) учить развиваться в родственных связях; 3) выявлять и фиксировать семейные традиции.

Развивающие задачи: 1) формировать социально-коммуникативные навыки; 2) развивать творческие способности и уровень критического мышления.

Воспитательные задачи: 1) воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, семейным ценностям; 2) воспитывать толерантность и понимание; 3) укреплять эмоциональные связи с семьей.

Материал: презентация, проектор, листы ватмана, карандаши, фломастеры, фотографии.

Структура проекта. Проект выстраивался в несколько этапов. Первым этапом являлось подключение к совместной работе родителей. Так, были организованы информационные встречи, на которых родителям представлялся краткий план будущего проекта, разъяснялись основные цели и задачи. С желающими участвовать в проекте родителями был организован отдельный чат в мессенджере для обмена идеями, опытом и обсуждением реализации проекта.

Следующим этапов проекта являлась подготовка детей к реализации основной задуманной темы, а именно созданию генеалогического древа. Важным условием по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение общими знаниями о том, что такое родословная, зачем её составляют, каковы ее истоки и традиции. С детьми старших групп проводилось несколько занятий, на которых детям пояснялось, что такое семейное (генеалогическое) древо, предлагалось и пояснялось различное оформление родословной (в виде древа, круга, в форме таблицы).

Также отдельно выделялось время для ознакомления с традициями и ценностями семьи каждого ребёнка. Для этого детям заранее давалось задание – выполнить рисунок «Традиции моей семьи». Перед заданием с детьми в группе проводилась беседа, о том какие именно традиции есть в семье у каждого ребёнка, например: любимые семейные праздники, особенные традиционные блюда, памятные места или семейные занятия (настольные игры, походы и т.д.). Каждый ребёнок выполнял рисунок на предложенную подтему, далее рисунки были включены в выставку, проведённую по итогам проектов.

Основой проекта являлось – создание генеалогического древа. Для этого было проведено совместное занятие с детьми и родителями. Каждая семья приносит фотографии для оформления генеалогического древа, выбирает форму древа. На заранее подготовленном ватмане рисуется форма дерева, дети могут добавить линии, соединяющие членов семьи, вписать имена, профессии. Далее каждая семья представляет своё генеалогическое древо, кратко рассказывая о своих предках (или выбирают для рассказа небольшую историю об одном предке) или делятся основными семейными традициями. Другие участники могут задать друг другу вопросы и обсудить интересные факты.

По итогам реализации проекта, в рекреации на этаже оформляется выставка детских работ, включающая не только созданные семейные древа, но также рисунки детей по теме: «Традиции моей семьи». Также дети могут принести на выставку несколько предметов, связанные с их семьей. Это могут быть как национальные предметы быта или детали одежды, так и предметы, имеющие личное значение: игрушки, фото, книги, грамоты и т.д.

Создание генеалогического древа является важной частью не только образовательного процесса в дошкольном учреждении, но и культурного развития детей. Разработанный проект является важным инструментом для общего развития детей, а также для обогащения их знаний о собственной семье, важных семейных традициях, культурных особенностей, что в свою очередь позволяет сформировать у детей важные социально-культурные навыки. Также проект является определенным «мостиком» между взаимодействием детей и родителей, что также помогает укрепить внутрисемейные связи, стимулировать совместное обсуждение, укреплять эмоциональное доверие в семье.

Кудинова Оксана Александровна

Воспитатель ГБОУ Школа № 2109

(дошкольное отделение «Сказочный домик») г. Москва.

Список литературы

  1. Гиндуллиина, Г.Ф., Шангареева, А.Р. Особенности реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях введения ФГОС ДО // Обучение и воспитание: методики и праткики. – 2014. – С.1-5.
  2. Губанихина, Е.В. Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте социального взаимодействия детского сада с семьёй / Е.В. Губанихина, А.Ю. Ибраева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2017. – С. 69-72.
  3. Прохорова, Т.В. Освоение ребенком дошкольного возраста семейных традиций через изучение родословной семьи // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – 2014. – С.1-4.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155 (ред. от 21. 01. 2019). – URL: https: //fgos. ru/fgos/fgos-do/? ysclid=mb0jlj6rh371775140 (дата обращения: 20. 05. 2025).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год