«Формирование социально-коммуникативных навыков через волонтерскую деятельность детей старшего дошкольного возраста». |
Коммуникация | |||
Автор: Шипаева Алевтина Геннадьевна | |||
26.05.2025 07:32 | |||
Воспитатель МБДОУ №21 г.Павлово: Шипаева А.Г. Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. События, происходящие в жизни страны, преподносят детям примеры волонтерского движения, помощников в зоне СВО, в зонах наводнения, пожаров, терактов и т.п. Это дает возможность поверить в свои силы, объединиться со сверстниками для добрых посильных дел. ФОП ДО в области формирования основ патриотизма и гражданственности рекомендует детей старшего дошкольного возраста «знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте». Поэтому, мы и взяли за основу волонтерского движения технологию Гришаевой «Мы – волонтеры».
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство — это бесплатная помощь, где в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО. Дети могут реализовать себя как личность, проявлять инициативу, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, значит формируются социально-коммуникативные навыки детей и возможность взаимодействовать с другими людьми, что способствует развитию начал социально-значимой активности. Формирование социально-коммуникативных навыков в совместной деятельности со сверстниками происходит успешно, если дети объединены интересной для них деятельностью, где учитывается их индивидуализация и предоставлены возможности для проявления инициативы. Поэтому, мы включали желающих детей в волонтерскую деятельность. Общение детей в рамках данной технологии было организовано в три этапа: На самом первом этапе — ЗНАКОМСТВО С ПРАКТИКАМИ ВОЛОНТЕРСТВА (с детьми и их родителями) На втором этапе- ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ На третьем этапе- ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ На самом первом этапе для реализации технологии мы в начале года познакомили детей с понятиями «волонтер» и «волонтерское движение», показали видеоматериалы с примерами волонтерской деятельности у взрослых и детей, влияющие на формирование позитивной установки к волонтерству. Ежедневно, в «Кругу друзей» дети обменивались впечатлениями после просмотра телепередач о событиях в стране, о примерах волонтерской помощи. На просьбы родителей о пошиве элементов костюмов – откликнулись приобретением косынок и галстуков с буквой В- волонтеры. На втором этапе мы провели опрос детей подготовительной группы «Чтобы я хотел сделать как волонтер?» и предложили подключиться родителей к задумкам детей по волонтерству. Например, дети решили подарить свои игрушки для малышей в младшую группу. Без совместного отбора и совета с мамой не обойтись!!! Это дало значимый подьем на втором этапе реализации технологии. Многие загорелись на волонтерскую деятельность. Дети планировали свою помощь для малышей, средней группы, отмечали схемами на экране «Мы-волонтеры» и начинали подготовку. На третьем этапе дети занимались волонтерской деятельностью: Дети самостоятельно делились, выбрав любой способ (по общим интересам, по желанию) Или выполняли задуманное индивидуально, по одному. В подгруппах проявлялись лидеры, которые обьединяли ребят вокруг себя. Если в подгруппе кто-то перетягивал лидерство на себя – то дети уже могли обьяснить: кто первый дал идею волонтерской помощи, кто подобрал информацию для всех, кто срежиссировал их выступление??? Спор разрешали самостоятельно. Например, игры по доброжелательности в группе натолкнули детей на желание поделиться знаниями с малышами. Воспитатель не давал прямых указаний, лишь направлял, например, вопросом: «Малышам, я уверена, понравятся ваши стихи. На какой день вы планируете волонтерское выступление?» Волонтеры дарят игрушки для малышей: книги, совсем детские игрушки. Родители посвящены и поддерживают волонтерское движение. Как без мамы соберешь все необходимое? Зима была снежная. Участки чистили ежедневно. Волонтеры предложили помочь малышам. Чаще дети обьединялись в подгруппы. Кто придумывал помощь- тот и собирал команду. Проговаривали план действий, намечали день помощи и шли к воспитателю малышей. Самым простым делом была поточка карандашей. Сговаривались быстро: дело- то привычное. Тут волонтерами побывали все. Старались до мозолей, до смены родителями точилок… Вечерами стремились доделать и просили родителей подождать: «Завтра мы обещали утром отнести малышам — они ждут карандаши». В Кругу друзей мы обсуждали, чем мы можем порадовать сотрудников ДОУ за их заботу к 8 марта: купить цветы-это подарок от мам, открытки уже делали… Испечь самим печенье согласились все! Волонтерская деятельность направлена на социально-коммуникативное развитие детей, в ходе волонтерства дети не ждут поощрения. Нередко, в Кругу друзей, они давали следующую оценку: «Мы принесли малышам карандаши _ они сразу побежали рисовать. Мы их обрадовали!»; «Мы прямо, как воспитатели, малышам все рассказывали, а они слушали внимательно! Мне это понравилось. Можно еще к ним сходить» и др. Работая в данном направлении, я увидела, что в результате применения технологии «Дети – волонтеры» в работе с дошкольниками, дети стали интересоваться событиями, происходящими вокруг, в стране и мире, проявлять инициативу, помогая нуждающимся в их помощи, договариваться со сверстниками, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга; определять свою часть деятельности для общего дела, радоваться, что помощь каждого необходима команде. Технология «Дети – волонтеры» необходима в практике работы со старшими дошкольниками.
|