Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование социально-коммуникативных навыков через волонтерскую деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Коммуникация
Автор: Шипаева Алевтина Геннадьевна   
26.05.2025 07:32

«Формирование социально-коммуникативных навыков через волонтерскую деятельность детей старшего дошкольного возраста».«Формирование социально-коммуникативных навыков через волонтерскую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ №21 г.Павлово: Шипаева А.Г.

Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. События, происходящие в жизни страны, преподносят детям примеры волонтерского движения, помощников в зоне СВО, в зонах наводнения, пожаров, терактов и т.п. Это дает возможность поверить в свои силы, объединиться со сверстниками для добрых посильных дел.

ФОП ДО в области формирования основ патриотизма и гражданственности рекомендует детей старшего дошкольного возраста «знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте». Поэтому, мы и взяли за основу волонтерского движения технологию Гришаевой «Мы – волонтеры».

 

Скачать конспект

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство — это бесплатная помощь, где в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО. Дети могут реализовать себя как личность, проявлять инициативу, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, значит формируются социально-коммуникативные навыки детей и возможность взаимодействовать с другими людьми, что способствует развитию начал социально-значимой активности.

Формирование социально-коммуникативных навыков в совместной деятельности со сверстниками происходит успешно, если дети объединены интересной для них деятельностью, где учитывается их индивидуализация и предоставлены возможности для проявления инициативы. Поэтому, мы включали желающих детей в волонтерскую деятельность.

Общение детей в рамках данной технологии было организовано в три этапа:

На самом первом этапе — ЗНАКОМСТВО С ПРАКТИКАМИ ВОЛОНТЕРСТВА

(с детьми и их родителями)

На втором этапе- ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ

На третьем этапе- ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ

На самом первом этапе для реализации технологии мы в начале года познакомили детей с понятиями «волонтер» и «волонтерское движение», показали видеоматериалы с примерами волонтерской деятельности у взрослых и детей, влияющие на формирование позитивной установки к волонтерству. Ежедневно, в «Кругу друзей» дети обменивались впечатлениями после просмотра телепередач о событиях в стране, о примерах волонтерской помощи. На просьбы родителей о пошиве элементов костюмов – откликнулись приобретением косынок и галстуков с буквой В- волонтеры.

На втором этапе мы провели опрос детей подготовительной группы «Чтобы я хотел сделать как волонтер?» и предложили подключиться родителей к задумкам детей по волонтерству. Например, дети решили подарить свои игрушки для малышей в младшую группу. Без совместного отбора и совета с мамой не обойтись!!! Это дало значимый подьем на втором этапе реализации технологии. Многие загорелись на волонтерскую деятельность. Дети планировали свою помощь для малышей, средней группы, отмечали схемами на экране «Мы-волонтеры» и начинали подготовку.

На третьем этапе дети занимались волонтерской деятельностью:

Дети самостоятельно делились, выбрав любой способ (по общим интересам, по желанию) Или выполняли задуманное индивидуально, по одному. В подгруппах проявлялись лидеры, которые обьединяли ребят вокруг себя. Если в подгруппе кто-то перетягивал лидерство на себя – то дети уже могли обьяснить: кто первый дал идею волонтерской помощи, кто подобрал информацию для всех, кто срежиссировал их выступление??? Спор разрешали самостоятельно. Например, игры по доброжелательности в группе натолкнули детей на желание поделиться знаниями с малышами. Воспитатель не давал прямых указаний, лишь направлял, например, вопросом: «Малышам, я уверена, понравятся ваши стихи. На какой день вы планируете волонтерское выступление?»

Волонтеры дарят игрушки для малышей: книги, совсем детские игрушки. Родители посвящены и поддерживают волонтерское движение. Как без мамы соберешь все необходимое?

Зима была снежная. Участки чистили ежедневно. Волонтеры предложили помочь малышам. Чаще дети обьединялись в подгруппы. Кто придумывал помощь- тот и собирал команду. Проговаривали план действий, намечали день помощи и шли к воспитателю малышей.

Самым простым делом была поточка карандашей. Сговаривались быстро: дело- то привычное. Тут волонтерами побывали все. Старались до мозолей, до смены родителями точилок… Вечерами стремились доделать и просили родителей подождать: «Завтра мы обещали утром отнести малышам — они ждут карандаши».

В Кругу друзей мы обсуждали, чем мы можем порадовать сотрудников ДОУ за их заботу к 8 марта: купить цветы-это подарок от мам, открытки уже делали… Испечь самим печенье согласились все!

Волонтерская деятельность направлена на социально-коммуникативное развитие детей, в ходе волонтерства дети не ждут поощрения. Нередко, в Кругу друзей, они давали следующую оценку: «Мы принесли малышам карандаши _ они сразу побежали рисовать. Мы их обрадовали!»; «Мы прямо, как воспитатели, малышам все рассказывали, а они слушали внимательно! Мне это понравилось. Можно еще к ним сходить» и др.

Работая в данном направлении, я увидела, что в результате применения технологии «Дети – волонтеры» в работе с дошкольниками, дети стали интересоваться событиями, происходящими вокруг, в стране и мире, проявлять инициативу, помогая нуждающимся в их помощи, договариваться со сверстниками, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга; определять свою часть деятельности для общего дела, радоваться, что помощь каждого необходима команде. Технология «Дети – волонтеры» необходима в практике работы со старшими дошкольниками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год