Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сообщение из опыта работы: «Создание условий для развития навыков общения у детей с ТНР»
Коммуникация
Автор: Рогулина Анна Викторовна Кондратьева Наталия Александровна Невская Ирина Николаевна   
01.05.2025 19:15

Сообщение из опыта работы: «Создание условий для развития навыков общения у детей с ТНР»Сообщение из опыта работы: «Создание условий для развития навыков общения у детей с ТНР»

Подготовили педагоги подготовительной логопедической группы: учитель-логопед Рогулина А.В, воспитатели Кондратьева Н.А., Невская И.Н.

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному развитию.

Коммуникация является основой социальной адаптации, поэтому работа в этом направлении помогает детям не только развивать речь, но и чувствовать себя уверенным в обществе. В рамках данной презентации будут рассмотрены особенности детей с ТНР и эффективные условия для их социализации, созданные педагогами логопедической группы.

Особенности речевого развития у детей с ТНР.

 

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка и всех его психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Для детей с ТНР характерно недоразвитие звуковой, лексической, грамматической стороны речи. Как следствие многие из них испытывают коммуникативные трудности, чувство нереализованной потребности свободного речевого общения.

Это указывает на необходимость подбора форм, методов и приемов по формированию коммуникативных умений у дошкольников с ТНР, направленных на развитие речевых средств языка.

Важнейшим условием успешной социализации детей сТНР является человеческое общение.

Общение – это условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности. Формирование коммуникативной способности — важное условие нормального психологического и речевого развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшему развитию.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения. Вербальное – свойственно только человеку, связано с усвоением языка. Невербальное – без использования звуковой речи: мимика, жесты.

Умение ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии.

Наряду с речевыми навыками детям необходимо овладевать системой коммуникативных умений: желание вступить в контакт с окружающими и организовывать общение, поддержать разговор, использовать при этом вербальные и невербальные средства общения.

Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, эмпатии. Работа, направленная на создание условий навыков общения у детей сТНР будет успешной при системном подходе и взаимодействии всех педагогов группы и родителей.

В работе с детьми мы решали следующие коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать у детей мышцы лица и тела, участвующие в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений;
  • учить детей восприятию мимических и жестовых движений, а также схем лица, тела, и их воспроизведению;
  • формировать у детей умение определять значение мимики, жеста и позы на сюжетной картинке, выделять и воспроизводить ее.

Процесс обучения был разделен на 4 основных этапа:

  • снятие напряжения мышц лица и тела или напротив, повышение их тонуса
  • знакомство с мимикой, жестами, позами
  • обучение выразительным движениям лица и тела
  • включение неречевых средств общения в игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку. Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

Дети передают характер музыкальной композиции с помощью невербальных средств общения.

2. Динамические паузы и физминутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры — пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Предлагаем несколько игр для детей 6-7 лет, направленных на развитие вербальных и невербальных средств общения.

Игра «Крокодил»

Цель: развитие творческих способностей с помощью эмоций, мимики и жестов.

Правила игры:

  1. На каждой карточке 3 задания: зелёное слово – показать жестами, голубое слово – объяснить словам, оранжевое слово — нарисовать.
  2. Игрок выбирает задания и выполняет его, остальные угадывают.

«Веселые мартышки»

Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения детей, развитие невербальной чувствительности.

Педагог: А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

Мы веселые мартышки,

Мы играем

громко слишком.

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

И друг другу даже

Языки покажем.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасою замри.

Дети изображают необычную позу и выражение лица. Педагог касается поочередно каждого ребенка, тот «отмирает» и рассказывает, кого изобразил.

Коррекция эмоционального настроя (индивидуальная работа).

Вариант применения дидактического пособия "Кубик эмоций".

Ребенок пришёл в грустном настроении в детский сад в понедельник утром (причина — не хотелось прощаться с мамой). Ему было предложено выбрать на кубике изображение эмоции, которую он испытывал. Он выбрал смайл грустный со слезой. Далее было предложено на бумаге нарисовать то, что бы вызвало у ребенка радость. Воспитанник нарисовал коробку с бантом, а в ней просматривается игрушка. Объяснил, что обрадовался бы подарку, заулыбался. Показал на кубике изображение той эмоции, которую бы испытал. Чтобы ребёнок отвлёкся от грустных мыслей, ему было предложено нарисовать то, что могло бы вызвать эмоции удивления, восхищения и т. д. В течение этой игры ребёнок забыл, что грустил и через 10-15 минут включился в игру с другими детьми.

С целью повышения познавательной активности детей и развития навыков общения, нами использовались различные дидактические пособия:

  • традиционные игровые пособия: «Коммуникативные ладошки», «Кубик эмоций», карточки для игр «Крокодил», «Кто я?», «Попробуй повтори», «Изобрази предмет», «Делай как я!», пиктограммы;
  • атрибуты к играм-драматизациям;
  • электронные дидактические игры: «Калейдоскоп эмоций», «Азбука настроений Буратино», «Угадай настроение сказочных героев» и др.

Взаимодействие с педагогами ДОУ.

Формирование коммуникативных навыков у детей с ТНР осуществлялось при взаимодействии с педагогами ДОУ.

Особое место при развитии коммуникативных навыков занимает музыкально-игровая деятельность. Дети учатся распознавать эмоции других, у них формируется позитивное отношение к окружающим, формируется умение сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Изобразительная деятельность также имеет неоценимое значение для эмоционального развития ребёнка. Она позволяет детям при помощи рисунка передать эмоции и чувства.

Родители – участники образовательного процесса.

Основные направления работы:

  • консультирование по вопросам речевого развития
  • обучение приёмам стимулирования речи: чтение, описательные игры
  • участие родителей в совместных мероприятиях для освоения навыков эффективного общения.

Сотрудничество с родителями способствует закреплению у детей навыков общения в повседневной жизни.

В процессе анализа проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

  • педагогическая деятельность, направленная на создание условий навыков общения у детей с ТНР становится успешной в условиях системного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • дети активнее включаются в процесс общения, если используются привлекательные для них игровые методы и приемы;
  • сочетание применения традиционных и электронных дидактических игровых пособий способствует развитию интереса у детей к игровой и коммуникативной деятельности.

Использованная литература:

  1. Арушанова А.Г. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2005. — № 10. — С. 26-33;
  2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. — М.: Аркти, 2002;
  3. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2012. — № 11. — С. 3 – 10;
  4. Левшина Н.И. Развиваем навыки общения // Методист, 2016. — № 17. -С. 92 -99;
  5. Шипицына Л.М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография. – СПб.: Речь, 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год