Сообщение из опыта работы: «Создание условий для развития навыков общения у детей с ТНР» |
Коммуникация | |||
Автор: Рогулина Анна Викторовна Кондратьева Наталия Александровна Невская Ирина Николаевна | |||
01.05.2025 19:15 | |||
Подготовили педагоги подготовительной логопедической группы: учитель-логопед Рогулина А.В, воспитатели Кондратьева Н.А., Невская И.Н. ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному развитию. Коммуникация является основой социальной адаптации, поэтому работа в этом направлении помогает детям не только развивать речь, но и чувствовать себя уверенным в обществе. В рамках данной презентации будут рассмотрены особенности детей с ТНР и эффективные условия для их социализации, созданные педагогами логопедической группы. Особенности речевого развития у детей с ТНР.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка и всех его психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Для детей с ТНР характерно недоразвитие звуковой, лексической, грамматической стороны речи. Как следствие многие из них испытывают коммуникативные трудности, чувство нереализованной потребности свободного речевого общения. Это указывает на необходимость подбора форм, методов и приемов по формированию коммуникативных умений у дошкольников с ТНР, направленных на развитие речевых средств языка. Важнейшим условием успешной социализации детей сТНР является человеческое общение. Общение – это условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности. Формирование коммуникативной способности — важное условие нормального психологического и речевого развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшему развитию. Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения. Вербальное – свойственно только человеку, связано с усвоением языка. Невербальное – без использования звуковой речи: мимика, жесты. Умение ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Наряду с речевыми навыками детям необходимо овладевать системой коммуникативных умений: желание вступить в контакт с окружающими и организовывать общение, поддержать разговор, использовать при этом вербальные и невербальные средства общения. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, эмпатии. Работа, направленная на создание условий навыков общения у детей сТНР будет успешной при системном подходе и взаимодействии всех педагогов группы и родителей. В работе с детьми мы решали следующие коррекционно – развивающие задачи:
Процесс обучения был разделен на 4 основных этапа:
Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения: 1. Мини-этюды под музыку. Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Дети передают характер музыкальной композиции с помощью невербальных средств общения. 2. Динамические паузы и физминутки Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей. 3. Игры — пантомимы Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами. 4. Драматизация сказок Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития. Предлагаем несколько игр для детей 6-7 лет, направленных на развитие вербальных и невербальных средств общения. Игра «Крокодил» Цель: развитие творческих способностей с помощью эмоций, мимики и жестов. Правила игры:
«Веселые мартышки» Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения детей, развитие невербальной чувствительности. Педагог: А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной: Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все в ладоши хлопаем И ногами топаем. Надуваем щечки, Скачем на носочках. Оттопырим ушки, Хвостик на макушке, И друг другу даже Языки покажем. Как скажу я слово «три», Все с гримасою замри. Дети изображают необычную позу и выражение лица. Педагог касается поочередно каждого ребенка, тот «отмирает» и рассказывает, кого изобразил. Коррекция эмоционального настроя (индивидуальная работа). Вариант применения дидактического пособия "Кубик эмоций". Ребенок пришёл в грустном настроении в детский сад в понедельник утром (причина — не хотелось прощаться с мамой). Ему было предложено выбрать на кубике изображение эмоции, которую он испытывал. Он выбрал смайл грустный со слезой. Далее было предложено на бумаге нарисовать то, что бы вызвало у ребенка радость. Воспитанник нарисовал коробку с бантом, а в ней просматривается игрушка. Объяснил, что обрадовался бы подарку, заулыбался. Показал на кубике изображение той эмоции, которую бы испытал. Чтобы ребёнок отвлёкся от грустных мыслей, ему было предложено нарисовать то, что могло бы вызвать эмоции удивления, восхищения и т. д. В течение этой игры ребёнок забыл, что грустил и через 10-15 минут включился в игру с другими детьми. С целью повышения познавательной активности детей и развития навыков общения, нами использовались различные дидактические пособия:
Взаимодействие с педагогами ДОУ. Формирование коммуникативных навыков у детей с ТНР осуществлялось при взаимодействии с педагогами ДОУ. Особое место при развитии коммуникативных навыков занимает музыкально-игровая деятельность. Дети учатся распознавать эмоции других, у них формируется позитивное отношение к окружающим, формируется умение сопереживать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. Изобразительная деятельность также имеет неоценимое значение для эмоционального развития ребёнка. Она позволяет детям при помощи рисунка передать эмоции и чувства. Родители – участники образовательного процесса. Основные направления работы:
Сотрудничество с родителями способствует закреплению у детей навыков общения в повседневной жизни. В процессе анализа проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Использованная литература:
|