Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. |
Коммуникация | |
Автор: Мухаметзянова Разина Зуфаровна Хасанова Эльвира Газизяновна, Тимуршина Лилия Фаридовна | |
11.03.2025 16:23 | |
Статья для воспитателей Авторы:
В настоящее время в детской психологии и в практике работы дошкольных учреждений много внимания уделяется вопросам оптимизации взаимоотношений детей в группах, так как становление личностных качеств, определяющих успешность совместной деятельности, закладывается именно в дошкольном возрасте. Недостаточно учитывать положение детей в группе при организации деятельности, можно и нужно еще и формировать, корректировать это положение, учитывая различные факторы, влияющие на положение ребенка среди сверстников.
Одним из условий формирования дружеских взаимоотношений дошкольников является игра. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. Игра имеет возможность сформировать положительное отношение и к неигровой деятельности. Через игру осуществляется социализация ребенка. Содержание сюжетно-ролевой игры является одной из ее важнейших особенностей. Общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т.д. Обогащение социально-нравственного опыта ребенка дошкольного возраста, путем организации специальной игровой деятельности, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфическую деятельность и детскую наивность, приобретает новый смысл, перерастая в сочувствие к другим людям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных. Именно в игровой форме деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования:
Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения среди сверстников способствует становлению коллективных отношений, которые проявляются, прежде всего, в дружеской совместной игре, в согласованности действий, в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещая, игрушкам и т. п. В сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. В процессе игры дети самостоятельно используют разные формы общения, при этом симпатии детей постепенно расширяются, перерастая во взаимную привязанность. Межличностные отношения способствуют развитию навыков самопознания, самооценки ребенка. Он начинает глубже понимать себя, свою личность именно благодаря развивающимся отношениям с другими детьми, тогда как в более младшем возрасте понимание своих возможностей происходит у ребенка посредством практической деятельности. Сюжетно-ролевая игра оказывает непосредственное влияние на формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок, постигая игру, начинает понимать действия людей, это помогает ему не теряться в объяснении тех или иных поступков. Узнавая правила межличностных отношений, ребенок начинает понимать и свое место в жизни. Сюжетно-ролевая игра учит ребенка управлять своим поведением, подчиняясь ее правилам, что в последствие отражается в его остальных действиях. К тому же, чем сложнее сюжетно – ролевая игра, тем шире ее возможности для импровизации. Это способствует развитию у детей творческого воображения. В сюжетно-ролевой игре постоянно создаются ситуации, которые требуют координации действий ребенка. Опыт игрового общения ребенок учиться использовать в дальнейшем на практике. Нормы поведения, которые закладываются в процессе сюжетно-ролевой игры, постепенно адаптируются к жизненным ситуациям. Но дети не всегда могут отыскать правильные варианты поведения. Вследствие этого между ними происходят конфликты. Формы конфликтов при этом напрямую зависят от постигнутых ими образцов семейного общения. То есть приобретение опыта общения способствует формированию правил межличностного общения ребенка. В сюжетно-ролевой игре правила задаются детьми, а не взрослыми. Дети самостоятельно распределяют роли, следят за правильностью порядка игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием. В процессе реальных взаимоотношений, которые складываются в сюжете игры, дети учатся принимать интересы сверстников, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело. Развитие сюжетно-ролевой игры рассматривается как показатель коммуникативной компетентности детей. Сюжетно-ролевая игра в то же время как сфера коммуникативной самостоятельности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера. А. Арушанова отмечает, что диалог детей в сюжетно-ролевой игре – не средство, а результат освоения опыта общения в других видах деятельности. Она подчеркивает, что диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития. Механизмом такого саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между имеющимися у детей средствами общения и объективными требованиями к их эффективности в игре. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду. Обогащенная сюжетно-ролевая игра способствует развитию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в группе. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, где моделируются человеческие отношения. Ребенок старшего дошкольного возраста стремится к совместной со сверстниками сюжетной игре. Он может выбрать непривлекательную роль только для принятия в игровой процесс. Соответственно, и в данном случае ребенок сдерживает личные желания и подчиняется общим требованиям игры. Выбирая партнеров, дети полагаются на симпатии, качества товарища, игровые умения. В рамках сюжетно-ролевой игры содержанием реальных отношений выступает организация игры детьми: выбор сюжета, подбор заменителей, атрибутов, распределение ролей, согласования спорных вопросов по ходу игры. Ведется оценивание игровых действий друг друга, даются определенные указания по выполнению выбранной роли. В исследовании А.А. Рояк было показано, что наличие способностей к игре у детей обеспечивает популярность их в группе сверстников. К этим способностям относятся операционные навыки и умения; интеллектуальные качества ребенка, проявляющиеся в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и доброжелательное внимание к партнерам, уступчивость. В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники демонстрируют способность учитывать действия партнера, собственные действия. Ребенок моделирует свое взаимодействие, учитывая поступки сверстника. Особенности взаимодействия сверстников в сюжетно-ролевой игре имеет большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. В игре у ребенка учится ориентироваться в социальных взаимоотношениях и усваивает умения соподчиняться социальным ролям. В сюжетно-ролевых играх детей иногда проявляются и отрицательные стороны, в которых ребенок отражает свое видение реальности. Особенности развития и психического состояния ребенка, его чувства, темперамент можно заметить при наблюдении за игрой ребенка, где могут проявляться его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам скрывает от взрослых. Находясь в сложной ситуации, ребенок от незнания проигрывает ее, так он пытается принять роль на себя. Благодаря сюжетно-ролевой игре можно воздействовать на мироощущение ребенка. Опираясь на исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Д.Б. Эльконина можно говорить о том, что в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…».
|