Дидактическая игра как средство формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников |
Коммуникация | |
Автор: Годящева Юлия Валерьевна | |
09.03.2025 17:33 | |
Здравствуйте, коллеги. Я. Годящева Юлия Валерьевна, детского сада Академия Крохи Томского района. Тема моего доклада представлена на слайде. Дидактическая игра-это форма обучения, в которой используются игровые элементы для достижения образовательных целей. Она сочетает в себе элементы игры и обучения, что делает процесс более эффективным и увлекательным. В таких играх участники взаимодействуют друг с другом, что способствует формированию их коммуникативных навыков, что является важным аспектом полноценного развития. Слайд 2 Современные дети заменяют живое общение со сверстниками на компьютерные игры или телефон, разговаривают с умными колонками, что вызывает беспокойство среди родителей и нас, специалистов дошкольного образования.
Поэтому мы уделяем большое внимание развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Самый простой способ формирования коммуникативных умений и взаимоотношений через игру. Слайд 3 Коммуникация в дидактических играх играет важную роль. Она включает в себя:
Слайд 4 Дидактические игры делятся на:
В своей работе я применяю все 3 вида игр, так как с их помощью расширяем представление детей об окружающем мире, развиваем мыслительные процессы, воспитываем терпение и умение соблюдать правила. Слайд 5 Например, игра «Лесная математика» (картинки чисел, геометрических фигур, желуди, орехи): Упражняет детей в счете, развивает мышление, внимание, моторику, слух, усидчивость, логическое мышление, смекалку, речь, закрепление счета, соседние числа, закрепление восприятия геометрических фигур, учит обобщать предметы по существенным признакам. Играть можно как минигруппами (дети играют парами, в тройках), так и группой (самостоятельно). Также мы формируем навык выбора партнера по игре (не только по внешности, но и по настроению, характеру) Методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель выполняет роль направляющего, но не руководителя) Можно выделить главный принцип игры — это визуализация. Дети видят, что изображено на картинках, комментируют свои действия и самостоятельно выполняют задание. На этапе игры объясняю или напоминаю правила, знакомлю с материалом. Помогаю, направляю и обязательно хвалю каждого ребенка, независимо от результата. Слайд 6 Такие игры можно использовать в разных центрах активности, включать в проектную деятельность. Например, в проекте «Зимовье зверей» дети в центре творчества создавали из орехов животных. В центре конструирования строили дома, норы для них. В центре экспериментирования находили, с какого дерева желудь, орех. Слайд 7 Также в своей практике использую словесные игры, например «Я никогда не..». Все дети садятся в круг, кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего никогда не делал. Например, он говорит «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает палец на руке. Затем говорит следующий игрок и так по кругу. Побеждает тот, кто первый загнет все пальцы. Эта игра очень нравится детям, и они предлагают свои варианты игры: «Что было бы, если..». И дети уже самостоятельно организовывают такие словесные игры. В ходе игры развивается слуховое внимание, умение прислушиваться к говорящему, наблюдательность, развивают способность анализировать, тренируют и расширяют словарный запас. Игра «Угадай-ка». Учит понимать образованные слова в пословицах, поговорках, фразиологизмах, активно использовать их в речи. Развивать интерес к значению слова. Что вешают, приходя в уныние? (нос) Не цветы, а вянут? (уши) Что можно услышать в полной тишине? (как муха пролетит) В группе имеется уголок эмоций, настроений, где дети учатся определять настроение Слайд 11 Дидактические игры помогают не только отработать, закрепить полученные знания, но и развивают коммуникативные навыки, познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игры: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Чтобы достичь положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы:
Среди всех видов игр, которые есть в дошкольном возрасте отдельное внимание, уделяют дидактическим играм. Это связано с тем, что в данном виде игр общение между участниками игры необходимо. В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно. В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: больше понимают взаимоотношения между людьми, у них начинает накапливаться первый опыт взаимодействия между собой, становятся способными действовать в соответствии с доступными пониманию нормами и правилами. У Т.В. Артемовой указывается, что к старшему дошкольному возрасту общение со сверстниками становится главным в развитии самооценки ребенка, устанавливается его эмоционально-волевые черты и стереотипов поведения и деятельности. Старший дошкольник проявляет большой интерес к своим сверстникам, у него появляется все большая потребность взаимодействовать с ним, в результате этого взрослые как бы уходят на второй план в развитии его личности, а влияние сверстников увеличивается. При этом, коммуникация детей старшего дошкольного возраста характеризуется: – большой насыщенностью разнообразными событиями, происходящими с ними каждый день, наличием конфликтов, ссор, дружеских отношений; – наличием помощи и соревнованиями друг с другом. Как подчеркивают В. Н. Белкина, И. В. Маврина, лишь в условиях детского окружения ребенок способен более полноценно проявить свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказываний или поступков другого человека, сравнить себя с другим. Ребенок учиться учитывать мнение сверстников по общению, подчиняться в той или иной мере правилам социального взаимодействия, а с другой стороны, только в общении и совместной деятельности с детьми формируется индивидуальность дошкольника. Мы можем увидеть, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка происходят значительные изменения в развитии интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах. Развитие этих сфер является причиной формирования у старших дошкольников нового характера взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. Так, например, дети хотят узнать мнение взрослого на свою точку зрения. Игре отводится особая роль в деятельности ребенка. Сначала она совместная; цели и мотивы в ней совпадают, детей увлекаются самим процессом игры. В то же время именно к игре дети относятся произвольно: она легко возникает, но и также легко распадается. Совместная деятельность старших дошкольников со сверстниками становится причиной того, что меняются мотивы коммуникации старших дошкольников друг с другом. Среди таких мотивов коммуникации в данный возрастной период начинают появляться: – завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий; – уважительное отношение к сверстникам; – соревновательный момент. Согласно определению Е.О, Смирновой, коммуникативные навыки представляют собой автоматизированные умения устанавливать контакт, развивать и поддерживать диалог в общении со сверстником, разрешать конфликты, ориентироваться на поведение партнера по общению. Коммуникативные навыки включают в себя:
Проблемой изучением дидактической игры как средства и метода развития детей, а также как формой организация деятельности занимались такие учёные, как А. К. Бондаренко, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова. Эти ученые рассматривали цели и задачи, особенности и структуру дидактической игры как метода развития и воспитания детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности. В педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
Дидактическая игра имеет свою структуру:
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. В дидактической игре создаются определенные условия для развития коммуникативных навыков. Наличие в игре правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь обращаться, выражать свои мысли. Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом. Изменение игровой ситуации стимулирует ребенка к тому, чтобы он откликался на действия сверстника и чтобы возникал диалог. Использование дидактических игр также способствует решению следующих задач: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствовать закреплению навыков пользования речью; совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь. В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия, потому что не все дети одинаково успешны: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения. В разных дидактических играх у ребенка появляется опыт общения, т к игровая ситуация меняется и у игры есть правила. В словесно-логических играх у детей развивается речь и они могут поддерживать диалог. Наличие в игре четких правил побуждает держать себя в рамках игры, следовать правилам, что способствует развитию эмоциональной регуляции в том числе. Таким образом формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста происходит в совместной деятельности. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Среди всех видов игр потенциалом для развития коммуникативных навыков обладает не только сюжетно-ролевая игра, но и дидактическая игра. В ней создаются условия для установления контакта, построения диалога, формирования важных умений связанных с учетом интересов партнером по игре, предупреждению конфликтов, развитием речи и диалога.
|