Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование речевого этикета у дошкольников.
Коммуникация
Автор: Власова Ирина Александровна   
26.12.2023 07:23

Формирование речевого этикета у дошкольников.Формирование речевого этикета у дошкольников.

Власова Ирина Александровна ГКОУ СКОШИ №2 дошкольное отделение Воспитатель

Ребенок постигает окружающий мир через слово, через общение с людьми. Открыть мир общения во всем его многообразии, научить малыша сопереживанию – значит решить проблему нравственного воспитания. Основным принципом современного образования и воспитания является опора на культурные традиции, признание важности духовных ценностей. Речевое поведение – это зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутреннюю культуру человека, проявляющуюся, прежде всего в общении. Существенной частью культуры общения является речевой этикет. В языке и речевом поведении отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, условий быта каждого народа. Речевой этикет тесно связан с характером человека, отражает его морально – нравственные установки: будь добр к окружающим, не обижай, не оскорбляй, будь совестлив, защищай слабых. По мнению ученых, речевой этикет – это определенные правила, опирающиеся на речевые средства проявления уважения к окружающим людям.

 

Овладеть речевым этикетом значит:

  • знать основные правила речевого этикета.
  • понимать, что для формирования доброжелательных отношений необходимо уметь подбирать слова, строить предложения, высказывания.
  • обладать определенными умениями и навыками по соблюдению и выполнению правил речевого этикета. «Волшебство» речевого этикета в том, что он открывает двери к нашим взаимодействиям, отражает особый уровень информации, которой мы обмениваемся в процессе общения.

Л.С. Выготский в своих трудах отмечал, что в старшем дошкольном возрасте значительная роль приобретает планирующую и регуляторную функцию. Соответственно, с детьми можно провести цикл занятий по изучению правил речевого этикета. Главным содержанием таких занятий будут поведенческие правила, подкрепленные этическими нормами.

Помимо занятий можно организовывать театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, ставить перед детьми проблемные ситуации – все это создает условия для лучшего усвоения этических норм и правил.

Цельзанятий по обучению детей речевому этикету:

  • Обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения
  • формирование понятий о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать культуру речевого поведения (речевой этикет)
  • совершенствовать умения уместного употребления этикетных правил.

Развивающие:

  • развивать умение использовать в речи вежливые слова: развивать речь.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим людям
  • воспитывать коммуникативные навыки

Беседа о вежливых словах

Счастливого пути

Усталый человек идет,

Рукой с лица стирает пот, -

Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет,

Счастливого пути!

(Голландская народная песенка)

- Вежливые слова «Счастливого пути» — это доброе пожелание. Но пожелать людям добра можно подругому: «Доброго пути», «Хорошей дороги», «Будьте счастливы». Как еще можно высказать добрые пожелания? ( «Всего вам доброго», «Всего хорошего»)

- Послушайте, как в русском народе говорят о добрых делах и хороших поступках:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Вы тоже можете совершать хорошие поступки, делать добро своим друзьям, помогать им. Давайте подумаем, как нужно поступать в таких ситуациях?

- Вы играете в мяч. Вам весело. Роман стоит около забора один. Ему грустно.

Что вы сделаете. Что скажете Роману?

- На улице сыро и грязно. Маленький Сережа упал, испачкался и заплакал.

Что вы сделаете? Что вы ему скажете?

- В группу входят два мальчика. Покажите, как они это делают, что говорят?

- В группу входит воспитатель и мальчик. Что они скажут друг другу, детям?

Самые слова

- Где же твое «здравствуй»?

- Взял петух горластый.

- Где твое «спасибо»?

- Проглотила рыба.

  • А скажи, «пожалуйста»

Где твое «пожалуйста»?

- Пробежал сердитый пес

И «пожалуйста» унес

-Ну, тогда прощай!

- Куда ты?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

Рыбу, петуха и пса

Громко звать я принялся:

- Скорее!

Верните слова мои!

Слова мои

Нужные самые!

Пришел петух горластый

Отдал мое «здравствуй».

Приплыла рыба.

Принесла мое «спасибо».

И пес ворчит: — Не жалуйся,

Возьми мое «пожалуйста».

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

Пожалуйста,

Спасибо,

Здравствуй,

До свидания.

Г. Сапгир

- Кто взял у мальчика слово «здравствуйте»? (Унес петух слово «здравствуй», и мальчик перестал со всеми здороваться).

- Кто проглотил слово «спасибо»? (Проглотила рыба и мальчик перестал всех благодарить)

- Кто унес слово «пожалуйста»? (пес унес слово «пожалуйста» и мальчик не говорил его, когда что –то просил у товарищей) — Послушайте как грустно говорит мальчик:

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне жить?

- Почему с мальчиком не стали дружить ребята?

- Почему плохо быть невежливым?

- О чем попросил мальчик петуха, рыбу и пса?

- Почему с мальчиком снова стали дружить дети?

- Почему он назвал вежливые слова самыми нужными?

Послушайте, как весело говорит мальчик:

И теперь со мною снова

Вся моя компания.

- Почему он снова стал веселым? (Он повеселел потому, что снова стал вежливым и с ним дружат ребята)

- О каких вежливых словах вы прочитали?

После обсуждения можно разыграть с детьми ситуацию с использование вежливых слов, например, такую:

Воспитатель: Давайте посмотрим, сможем ли мы быть вежливыми?

Воспитатель подзывает ребенка и дает ему мяч. Зовет другого ребенка и предлагает вежливо поздороваться, передав мяч.

Если ребенок не назвал имени, то воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову.

Воспитатель: Миша, попроси у Саши мяч.

Миша — «Саша, дай, пожалуйста, мне мячик»

Саша – «Возьми, пожалуйста»

Необходимо обратить внимание на то, чтобы дети обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо», «пожалуйста».

Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики.

Важно, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения.

Игра – упражнение «Пожалуйста»

Цель: Игра – упражнение вырабатывает навык употребления «волшебныхслов».

Ход игры: Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется – выбывает из игры.

Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым»

Цель: Игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам.

Дидактический материал: игрушка Буратино.

Подготовка: Перед игрой педагог предлагает детям понаблюдать за поведением окружающих, запомнить вежливые слова, которые используют при общении.

Ход игры: Педагог разговаривает с детьми и с игрушкой Буратино.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях?

Дети: Буратино.

Педагог: А почему Буратино молчит? Пришел, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что же с ним случилось? Знаете, что мне рассказал Буратино? Сегодня он играл с ребятами из другой группы и поссорился с ними. (Обращается к игрушке). Буратино, а почему ты поссорился с детьми?

Педагог: Знаете, сначала Буратино захотел красивую машинку и

отобрал ее у мальчика. Потом Буратино надоело играть с машинкой, и он сломал ее.

Увидел Буратино у девочки красивую куклу и отобрал ее. Надоело Буратиноиграть и стал он дергать девочек за косички, а мальчиков за уши. Рассердились ребята на Буратино и прогнали его из группы. Ребята, как вы думаете, почему Буратино прогнали и не захотели с ним играть?

Педагог: Да, Буратино, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. (Обращается к игрушке) Когда ты захочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать?

Буратино: «Я отберу эту игрушку»

Педагог: «А что вы будете делать, ребята?»

Дети: Мы скажем: «Дай, пожалуйста, поиграть»

Педагог: «Буратино, когда тебя угощают, что ты говоришь?

Буратино: «Ничего»

Педагог: «А вы, что говорите, ребята?»

Дети: «Мы говорим: спасибо»

Педагог: «Буратино, а ты защищаешь слабых?» (обращается к детям) А вы кого защищаете?

Дети: «Девочек»

Педагог: А какие волшебные слова вы еще знаете?

Дети: Доброе утро, здравствуйте, извините, благодарим, спасибо, будьте добры, всего хорошего.

Педагог: Давайте научим Буратино как надо входить в группу, как надо просить игрушки, как надо относиться к девочкам.

Дети начинают учить Буратино правилам хорошего тона. Ты все понял, Буратино?

Буратино: Я все понял! Теперь я всегда и везде буду говорить волшебные слова. Ведь они такие красивые, и когда их слышат, то все становятся добрыми и приветливыми.

Педагог: А теперь мы все будем играть и говорить друг другу вежливые «волшебные» слова.

Буратино: Алеша, у тебя такая красивая машинка. Пожалуйста, дай мне с ней немного поиграть. Большое спасибо.

Педагог: Ай да Буратино! Научился у наших детей вежливости.

Буратино: Я таким всегда буду!

В конце игры педагог читает стихотворение И.Токмаковой. Дети хором произносят определенные слова (ниже в тексте – заключенные в скобки)

И.Токмакова

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом За подарком, за обедом,

Это слово, говорят,

Если вас… (благодарят).

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо).

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель: Игра учит детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучает общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Ход игры: Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала надо вспомнить вежливые слова. Какие вежливые слова люди говорят друг другу, когда встречаются? (ответы детей)

Педагог: Слово «здравствуйте» — очень интересное слово. Послушайте: «Здравствуйте» — мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно слышать это слово – приветствие.

Педагог читает стихотворение В.Солоухина

«Здравствуйте»

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

- Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?

Дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении. Педагог говорит, что для того, чтобы людям было радостнее, приятнее, мы добавляем к словам – приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение к собеседнику более теплым и доброжелательным. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!», «Привет, зайчишка!».

Педагог спрашивает, какие еще вежливые слова знают дети и говорят их при встрече с друзьями, родными.

Читает стихотворение:

А.Яшин

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром», «Добрый вечер»,

«Доброй ночи» говорим.

Чтение стихотворения В. Кривошеева

«Доброе утро»

Придумано кем – то и просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Чтение стихотворения Т.Собакина

«Здравствуй, гусь»

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе: «не трусь!

Быть может, этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной»

Но у гуся свирепый вид –

Он угрожающе шипит.

Щипаться будете?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

«Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ,

И мне послышалось: «При-ве-е-ет!»

Педагог спрашивает детей, почему свирепый Гусь поздоровался с мальчиком. В заключении делает вывод о том, что если ты идешь на встречу с улыбкой, с добрым словом приветствия – это значит, что ты не хочешь причинить вред, обидеть, и, наверное, даже самый сердитый гусь смягчится.

Список используемой литературы

Баринова Е.В. «Уроки вежливости и доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития» — Ростов н/Д.: Феникс, 2014

Быкова С.С. «Формирование умений общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательныхучреждений» 2е изд., испр. и доп. -М.: Аркти, 2013

Г. Сапгир «Самые слова»

И. Токмакова «Маша знала слов не мало»

В. Солоухин «Здравствуйте»

А. Яшин «Я люблю, когда при встрече»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год