Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Яковишина Виктория Александровна   
04.12.2022 17:47

Использование информационно-коммуникационных технологий в НОД с детьми с ЗПР старшего дошкольного возрастаИспользование информационно-коммуникационных технологий в НОД с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. В условиях динамично меняющегося мира и информатизации информационно-коммуникационные технологии призваны стать неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, значительно повышающего его качество, эффективность, мотивированность детей на поисковую деятельность, организовать дифференцированное обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка [1].

Применение информационно-коммуника-ционных технологий в дошкольных учреждениях обусловлено разработкой Национальной образовательной концепции «Наша новая школа», подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к Интернету, принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.

В последнее время в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках коррекции нарушенных функций у детей дошкольного возраста с ЗПР большое влияние имеет использование информационнокоммуникационных технологий по формированию понятий и развития речевых средств [2].

 

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей: ограниченность словарного запаса, дефекты произношения, формирование связной речи, незрелость слухового и зрительного анализаторов, трудности в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения, снижение уровня мышления, снижение объемов памяти, способности к запоминанию, в слабой познавательной активности, безынициативности, эмоциональной невыразительности.

В нашем дошкольном учреждении используются следующие средства: ноутбук, музыкальный центр, телевизор, принтер, планшет, сканер, магнитофон, фотоаппарат, телефон, флешкарта, видеокамера.

Начав использовать презентации в работе с детьми, мы заметили, что интерес детей вырос, занятия стали намного информативнее, красочнее. Легкая и интересная подача материала на мультимедийных НОД помогает детям быстрее и лучше запомнить изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для дошкольников, игра не перегружает их ни умственно, ни физически.

При ознакомлении детей с лексической темой «Рабочие машины» основной целью мы видим обеспечение коррекции развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами ИКТ.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Обучающие:

  • закреплять умения детей в использовании ИКТ
  • формировать навыки составления рассказа на основе событий
  • продолжать учить детей планировать свою деятельность, осуществлять выбор, создавая машины.

2. Коррекционно-развивающие;

  • содействовать развитию познавательной активности
  • создавать условия для активизации мыслительных операций (проблемная ситуация, установление причинно-следственных связей)
  • совершенствовать умение строить связные высказывания, развивать зрительное внимание, память, зрительно-моторную координацию, вызвать положительные эмоции.

3. Воспитывающие:

  • одобрять самостоятельность детей, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать адекватной самооценке детьми своих результатов.

В работе с детьми мы используем сериал о приключениях Смешариков – шарообразных существ, которые живут в Стране Смешариков большим дружным коллективом, занимаются различными повседневными делами, иногда попадают в необычные ситуации. Особенно дети любят Пингвина – Пина. Он инженер, изобретатель, который никогда не будет сидеть на одном месте, он способен собрать из груды обычного металла множество необычных вещей, некоторые изобретения совершенно бесполезны, но это не огорчает создателя. Пин мечтает сделать жизнь всех Смешариков более комфортной. Мы использовали для просмотра видеописьма Пина. В нашей группе работает центр конструктивно-модельной деятельности «Мастерская Пина», здесь дети внимательно смотрят и выслушивают просьбы и задания Пина, после чего приступают к решению проблемной ситуации, ищут ответ, принимаются различные варианты решений, делают выводы. Так осуществляется взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью, где у детей в игре формируются социально-коммуникативные навыки.

Музыкальное сопровождение обогащает педагогический процесс, создает положительный, эмоциональный настрой у детей, обеспечивает снятие напряжения, развивает память, наблюдательность, совершенствуются двигательные навыки, пространственная ориентировка и координация.

В нашей группе собраны мультфильмы по теме «Рабочие машины» из серии «Мамино солнышко», автор С. Литвинов. Использование анимации привлекает интерес детей своей новизной, активизирует познавательную деятельность дошкольников, усиливает усвоение материала.

Активно применяется в работе принтер, в присутствии детей мы распечатываем раздаточный и демонстрационный материал. Дети учатся составлять рассказы по картинкам, рассказывают о своих впечатлениях, используют распространённые предложения, что способствует развитию образной речи.

Бонусные карты используются детьми для прохождения в «Мастерскую Пина». Они вставляются в электронный игрушечный сканер, который издаёт звук при проведении карточки. На обратной стороне ставятся штампы, при подсчёте которых дети оценивают свои возможности, стремятся к получению положительного результата.

Планшет используется в подгрупповой и индивидуальной работе, т. к. он предоставляет спектр разнообразия игр на развитие психических процессов и таких анализаторов, как зрительный, слуховой, тактильный. На планшетах дети выбирают не только модели, материал для будущих построек, но и обследуют, подбирают недостающие детали, конструируют даже несуществующие модели, доказывают, что они могут быть необходимы в быту, в строительстве, в сельском хозяйстве.

Сотовый телефон способствует моделированию различных ситуаций, дети очень любят использовать «звонок другу», когда им необходима какая-либо помощь. Наши дети умеют обратиться за помощью и вовремя оказать её, используют звуковые сигналы телефона для своих машин, охотно фотографируют себя и друзей.

Фотоаппарат используется для фиксации результата, дети анализируют свою поделку при просмотре фото на планшете, высказывают свои умозаключения, делают выводы, что помогает им в самореализации и самовыражении. Через проведение аналитической деятельности у детей воспитывается адекватная самооценка и предвосхищающая оценка: «в следующий раз я сделаю лучше», «я попробую по-другому, думаю, что у меня всё получится» [3].

Флешкарта – это незаменимое средство в обмене информации, она многообразна, качественна, доступна. Мы их используем в организации любой деятельности, например: при просмотре презентации в ходе изучения новой темы, как итоговый материал, при работе с родителями. Родители обращаются за советами, за консультациями, мы делимся с ними различной информацией, предлагаем видео-презентации, аудио-загадки, рекомендации по воспитанию детей. В работе с семьями воспитанников мы используем ИКТ для оформления наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мастер-классов. Проведя анкетирование родителей наших воспитанников, мы пришли к выводу, что использование ИКТ способствует установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания детей, созданию атмосферы взаимопонимания, повышению интереса взрослых к получению наглядной информации учебного и методического материала.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании информационно-технических средств в сочетании с традиционными методами эффективность коррекционно-развивающегося обучения значительно повышается.

Список литературы

  1. Афанасьева, О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе / О.В. Афанасьева. М., 2010.
  2. Беляков, Е.В. Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе / Е.В. Беляков. М., 2009. 3. Виноградова, Н.А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М., 2004.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год