Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников через сюжетно — ролевую игру
Коммуникация
Автор: Лошкарёва Елена Владимировна   
31.07.2022 19:12

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников через сюжетно — ролевую игруФормирование коммуникативной компетентности старших дошкольников через сюжетно — ролевую игру

Дети дошкольного возраста, как правило, любят играть, рисовать, танцевать, охотно вступают в контакты со взрослыми и сверстниками. Однако встречаются и такие дети, которым трудно наладить отношения с воспитателями и сверстниками. Это выражается: в неспособности находить подход к партнёру по общению, адекватно демонстрировать свою симпатию к конкретному человеку; в неумении сопереживать в грусти и радоваться достижениям других людей, выражать свои чувства, мысли, ощущения (Е. О. Смирнова, Т.А. Репина, А.Б. Добрович, Н.Д. Никандрова, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, Ф. Хопкинс, Д.У. Илкинз и др). Тогда как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи, осознания своего речевого опыта, решения коммуникативных задач, овладения коммуникативными навыками (Е. А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.).

В современном образовательном процессе новым подходом в оценке качества образования, является компетентностный подход, при котором главной целью образовательного учреждения является овладение ребёнком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению всякого рода задач жизнедеятельности (Е. А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.).

 

Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие исследователи, такие как: Л.В. Свирская, Г.А. Федотова, А.В. Хуторской, выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом учёные рассматривают компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмете деятельности».

М.В. Крулехт, рассматривая понятие компетентность, относительно дошкольного периода, предлагает следующее определение – «это когда ребёнок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности».

Одной из важных составляющих компетентностного подхода является «коммуникативная компетентность». По мнению В.Н. Кунициной «коммуникативная компетентность это – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций».

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что, несмотря на широкий научный интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности однозначного ее определения авторы не дают. Коллективом нашего детского сада было принято решение провести исследование с целью выявления уровня коммуникативной компетентности дошкольников. Для нашего исследования значимым является определение С.Е. Максимовой, которая рассматривает коммуникативную компетентность дошкольников, как совокупность умений: умение пользоваться речью и знанием норм и правил; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации; умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение; умение слушать собеседника, необходимых для эффективного общения.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности дошкольников является игра. Вербальные контакты детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в сюжетно-ролевой игре. Ее влияние на формирование коммуникативных умений заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, ребёнок знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения между людьми.

На наш взгляд особый интерес для исследования представляет старший дошкольный возраст, так как приобретаемая ребёнком коммуникативная компетентность в дошкольном детстве влияет на успешность учёбы, адаптацию в обществе, эмоциональное благополучие не только на сегодняшний день, но и его будущей взрослой жизни.

Наше исследование проходило на базе МБДОУ № 71 г. Ельца, в эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

На начальном этапе ставились следующие задачи:

  • Проанализировать педагогическую документацию на предмет выявления сведений о проведении работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, беседу с воспитателями
  • Выявить уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников
  • Проанализировать развитие игры старших дошкольников.

Для решения вышеперечисленных задач мы использовали следующие методы:

  • теоретический анализ литературы
  • наблюдение
  • беседа
  • методики: В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой «диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников и Р.Р. Калининой «диагностика уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Дети по большей части высказываются не по собственному желанию, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Ребята не всегда дают высказаться друг другу, не поднимают руку, выкрикивают с места, перебивают воспитателя, не умеют вступать в диалог, поддерживать беседу. Высокий уровень коммуникативной компетентности выявлен у 15% детей, средний уровень — у 50% детей, низкий уровень выявлен у 35% исследуемых. Ведущий уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников – средний, дети участвуют в общении чаще по инициативе других, умеют слушать, понимают речь собеседника, умеют пользоваться формами речевого этикета, но часто вступают в конфликтные ситуации, и не умеют самостоятельно их разрешить, с обидой воспринимают успехи других детей, не дают другим детям высказать свое мнение.

Анализ игровой деятельности дошкольников показал, что -большинство детей свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнёром — сверстником, но игры детей не отличаются творческим развитием сюжета, бедны по содержанию, игровая тематика однообразна, в самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий, большую часть времени дети играют в сотовые телефоны, карманные приставки.

Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность старших дошкольников мы использовали сюжетно-ролевую игру: «Поликлиника», «Библиотека», «Семья», «Феи Винкс»; обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью; включение игровых ситуаций коммуникативной направленности.

Заключительный этап эксперимента доказал, что использование сюжетно-ролевых игр коммуникативной направленности повысило на 5% уровень сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год