Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Орлова Вера Игоревна   
18.05.2022 16:51

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастаРоль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит не только в окружающем его мире, но и в семье. Роль семьи в формировании и развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста всегда была и остается актуальной темой.

Вся наша жизнь состоит из общения. Общение — это одно из важных потребностей человека. С помощью общения мы передаем информацию, рассуждаем, делимся впечатлениями, опытом. Но человек не рождается с этой способностью, она формируется при его развитии. И сама важная роль развития коммуникативных навыков отводится именно семье, так как именно семья является главным общественным институтом, где ребенок растет и развивается.

 

В работе многих отечественных учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, можно увидеть проблему общения ребенка со взрослыми. Психическое развитие ребенка на разных этапах его взросления зависит от общения взрослых с ним. Оно может и ускорять, и замедлять развитие ребёнка. Взрослый является примером подражания ребенка. Дети запоминают манеру, стиль общения, мимику, действия, и пытаются их копировать. При общении ребенок получает новые знания, умения, навыки.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Самая первая форма общения ребенка ко взрослому ситуативно-личностная. Когда младенец с помощью вокализации, мимики, действий, пытается привлечь внимание взрослого. Например, когда младенец улыбается, смеется, поднимает руки или ноги, издает звуки, чтоб мама или другой взрослый человек обратили на него внимание.

Вторая форма — ситуативно-деловая. Начинается в 5-6 месяцев, когда у ребенка разрабатывается навык хватание, он пытается дотянутся от близких предметов, игрушек, дергает одежду взрослых. Теперь он смотрит на взрослого, как на делового партнера., который сможет ему помочь. Ребенок пытается мимикой, звуками, действиями показать, какой предмет ему интересен, какой нет, какой следует ему давать, какой нет. Любимых, близких игрушек они держат стойко, пытаясь не уронить, а ненужные бросают куда могут и плачут. Такая форма в год и больше может связана с стаканом воды, любимой ложкой, куклой, одеждой. Ребенок пытается говорить: «Нет», «Отдай». К концу первого года ребенок уже может говорить «Баба», «мама», «папа», т.е. уже ребенок может обращаться к близким.

В 3 года у ребенка появляется новая форма – внеситуативная. К этому времени ребенок имеет в словарном запасе 1200-1500 слов, хорошая ладная речь. Может строить простые предложения, умеет согласовывать слова разных частей речи. Это связано с тем, что ребенку к этому времени родители начинают читать сказки, рассказывать истории, начинают учить их народному искусству, фольклору. У ребенка развивается мышление (наглядно-действенное), память, внимание, воображение, восприятие Ребёнку интересно, все что находится рядом с ним, что он может воспринимать с помощью своих анализаторов.

К 4-5 годам ребенок познает окружающий мир. Активный словарь 3500 слов. В таком возрасте их называют «Почемушками», потому что они задают в день по 300-400 вопросов. Он начинает задавать вопросы о семье, обществе, природе. Ребенку интересны животные, растения, машины, как строятся дома, из чего состоит еда, откуда появляются продукты в магазине. В этом возрасте детям уже можно рассказывать о других нациях, городах, странах. Рассказывать их обычаи и традиции.

К 5-6 годам дети могут пересказывать тексты, описывать картины, придумывать собственные сценарии. Слова произносят без ошибок, умеют строят сложные предложения могут менять интонацию, говорить более выразительно и четко. Дети после появления новых знаний об окружающим мире, начинают думать о себе, друзьях, родителей, правилах поведения в обществе. Он ищет взаимопонимание и поддержку от родителей, пытается начать разговор или поддержать разговор взрослых, хотя со стороны люди считают, что ребенок решает разваривать.

Важнейшая функция семьи — психологическая. Тесные взаимоотношения в семье создают условия для взаимной открытости, снимают необходимость в психологической защите, обеспечивает самоуверенность, уверенность в защите, открытое самовыражение и взаимное сопереживание. Семья является первой ступень овладения ребенком родным разговорным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, и формирует его как интеллектуальную гармонично развитую личность. Речь является одним из необходимых компонентов общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности малыша является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению искреннего желания активно участвовать в речевом общении. Речь малыша формируется в процессе индивидуального общения, коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, мышление, воображение. Пользуясь языком как средством общения, маленький гражданин приобщается к сокровищнице национальной культуры, к человеческому слову. С помощью разговорной речи малыш познаёт окружающий мир, осваивает своё место в нём, усваивает нормы и правила социального взаимодействия с окружающими людьми. Речь малыша формируется в общении с внешним миром. Взрослые должны понимать, что они несут полную ответственность за восприятие и развитие речи ребёнка в первые годы жизни.

Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Культура речи во многом зависит от родителей, от их образования, воспитания, культурного уровня (речевого, интеллектуального, психического эмоционального).

При активном общении с взрослыми и сверстниками дети учатся слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Находясь в социуме, малыши активно развивают умение составлять, простейшие по смысловой нагрузке и содержанию фразы и предложения, грамматически и фонематически правильно строить их, овладевают монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В младшем дошкольном возрасте пассивный словарный запас ребенка преобладает над активным, общение побуждает постоянно увеличивать активный словарный запас, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Обучение ребенка родному языку в раннем возрасте в дальнейшем облегчит пользование им. При общении и обучении необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи побуждать желание вступать в контакт. Для положительного эмоционального состояния и обучения активной речи ребенку необходимо слышать речь близких людей. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Развитие речи ребенка, эмоционального восприятия окружающего в большей степени зависит от уровня его среды, от социальных обстоятельств, норм и правил, установленных в его социуме. У ребенка может быть хорошо развита речь, но оказаться среди чужих людей на первых порах страшно, видя доброжелательное к себе отношение, ребенок успокаивается и начинает общаться, он может объяснить, что он хочет в этот момент, что его тревожит. Адаптировать ребенка в группе сверстников можно любым способом, используя различные средства.

Следует сказать, что игра является ведущей деятельностью у дошкольников и отличным способом для формирования коммуникативных навыков ребенка. Игры помогают решить многие проблемы, возникающие у дошкольников, воздействуют на становление личности, на их социализацию, на развитие взаимоотношений в детском коллективе.

Игра — основная и любимая деятельность дошкольников. В течении всего дня пребывания в детском саду игра сопровождает детей. Утром игра помогает пережить расставание с родителями, на протяжении дня хороводные, подвижные, сюжетные игры поднимают настроение, способствуют сближению, развитию самостоятельности, развивают речь, активность. Игра формирует положительное эмоциональное состояние, помогает самоутвердиться, корректирует коммуникативные проблемы маленького человека.

Игра для маленьких детей — основная форма и содержание образовательных и развивающих ситуаций. В игре дети моделируют различные жизненные ситуации, отображают игровые и бытовые ситуации «Праздник дня рождения», «Кукла заболела», «Искупаем малыша». Развитию творчества и воображения способствуют имитационные игры, в этих играх дети принимают образ котят, собачек, зайчиков, птичек — в игре передают характер, имитируют голосовое звукоподражание. В игре дети следуют определенным игровым правилам. На свежем воздухе дети играют с игрушками, бросовым и природным материалом, в игре обогащается опыт, расширяется представление различных свойствах и качествах предметов, их использовании в быту и назначении, пробуждают интерес к экспериментированию, развивается познавательная деятельность.

Для активного речевого, умственного, психического, эмоционального развития ребенка, необходимо научить детей играть, то есть подражать близким взрослым, отражать то, что они видят и воспринимают, предоставлять детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности и общению. Дети в игре сами себе определяют партнеров по складу характера, по темпераменту. Игра позволяет раскрыть индивидуальные возможности и особенности малыша, его творческий потенциал.

Это может быть «Ролевая игра», где дети и родители берут на себя социальные роли и исполняют их. Обычно это бывают «Мама и дочь», «Врач и пациент», «Клиент и продавец». Игра-драматизация, где ребенок, с помощью игрушек может устроить театральные постановки, мини-спектакли. Игра «По правилам» в данном случае играют не только дети, но и взрослые. Особенно эта игра помогает сбавить агрессию, непослушание, диктаторство. Еще есть игры, упражнения для невербальной речи, где с помощью жестов, мимики взрослые и дети играют. Это такие игры, как «Угадай кто», «Иностранец», «Сломанный телефон».

Следует отметить, что с помощью литературных произведений, устного народного творчества мы можем расширить умственный кругозор ребенка. Воспринимая художественные произведения, малыш обогащает словарный запас, развивает художественный вкус, включается в творческую деятельность, эмоциональную сферу. Первые познания, первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, слушая мамины попевки и потешки, опираясь на близких людей, воспринимает их как эталон поведения. Поэтому для маленького человечка очень важны ценностные ориентиры его семьи, его родителей. Малыши любят слушать песенки, считалки, скороговорки, потешки, стихи — мелодичность звучания привлекает их внимание. Они очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием и мелодичностью родного языка. В дальнейшем восприятие фольклора перерастет в любовь к литературе и искусству.

Большую роль играет литература в обогащении духовного мира и мировоззрения ребенка. Чтобы малыш с интересом и огромным желанием воспринимал и слушал, родителям с раннего возраста необходимо прививать ребенку любовь к книге. Совместно рассматривать иллюстрации, рассказывать сказки по иллюстрациям. В отличие от телевидения, книга является «кладовой для развития речи, мышления, воображения». К сожалению, многие родители предпочитают включить малышу телевизор. Ребенок, слушая сказку, сопереживает героям, живет с ними одной жизнью. В семье необходимо установить так, чтобы ребенок ждал того момента, когда родители начнут читать или рассказывать сказки, стихи, рассказы, когда он будет слышать родной спокойный голос, когда он будет спокойно сидеть или лежать рядом, усваивать то, о чем ему ведают, когда он сможет с близкими говорить о том, что услышал, переносить себя в сказку, преломлять все через свой жизненный опыт. Семейное чтение должно быть ритуалом, приятной традицией. В подобных чтениях формируется культура речи ребенка, культура его мышления. В этих чтениях и беседах не допустим официальный тон, ребенок должен чувствовать, что родители понимают и принимают мир его фантазий, мир его сказки, мир его переживаний и чувств. Дети подсознательно ждут от родителей активного участия в их жизненных проблемах. Родители, которые занимаются с ребенком ручным трудом, устраивают домашние концерты, сочиняют сказки, устраивают соревнования — выявляют интересы и наклонности своих детей, не склоняются к давлению, исподволь дают направление и ориентируют свое чадо в жизни. В дальнейшем таким детям будет легче общаться с другими детьми, проще утверждать себя в социуме.

Некоторые родители не хотят, чтоб ребенок «влезал в разговор», задавал много вопросов, постоянно расспрашивал о мире. Это самая главная ошибка родителей, не стоит пытаться «заткнуть» ребенка при этапах развития коммуникативных навыков, потому что в дальнейшем это может отразиться на его образе жизни. Он станет очень тихим, запуганным, возможно будут нарушение с речью, как недоразвитие и заикание. Речь полностью связана с развитием психический процессов ребенка, при нехватке речи будет еще и задержка психического развития.

Рекомендуется родителям:

  1. Поощрять ребенка;
  2. Использовать минимальные вознаграждения;
  3. Говорить комплименты, приятные слова;
  4. Не упрекать и поминать прошлые ошибки при звукопроизношении;
  5. Перед ним разговаривать четко, точно, выговаривая каждый звук, потому что ребенок с детства подражает манере речи родителей;
  6. Принимать ребенка, каким он есть;
  7. Не говорить с ребенком, когда вы злые или уставшие, пытаться показывать свою заинтересованность в общение;
  8. Не стоит запрещать ребенку то, что позволяли в прошлом;
  9. Не стоит сравнивать ребенка с окружающими детьми;
  10. Отдавать его в те кружки, где ему интересно;
  11. Быть последовательными в воспитании.

Таким образом, проблема развития коммуникативных навыков всегда была популярна и будет. Важно научить ребенка не только говорить, но и развить умение слушать, не перебивать, давать возможность высказаться другим людям. Когда взрослые выслушивают малыша, они дают понять то, что его выслушивают. В жизни разговорная речь сопровождает человека во всех видах деятельности. Речь развивается в процессе общения в социуме, в котором живет ребенок, чем больше разнообразных событий и мероприятий в жизни ребенка, тем шире активный словарь малыша. Дошкольнику необходимо расширять круг общения, посещать театр, музеи, выставки, показывать разнообразие окружающей жизни. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки.

Задачи родителей — расширить круг общения ребенка. Ребенок получает радость общения при совместном времяпровождении, при возможности обсудить увиденное. Для ребенка важно, что бы рядом были родные и близкие люди, которые умеют и желают общаться с ним. Ведь именно с родителей ребенок берет пример. Благодаря им у него появляются представления о себе и об окружающем мире.

Список литературы

  1. Баталова, Ф. Р. Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Ф. Р. Баталова, Ф. С. А. Ганиева // Шаг в науку: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов, Грозный, 15 октября 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2021. – С. 213-215. – EDN CSUFTU.
  2. Логоша, Г. Е. Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка / Г. Е. Логоша, С. Ф. Ходеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 478-481.
  3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. 286 с
  4. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Козлова [и др. ]; под редакцией С. А. Козловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 168 с
  5. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 163с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год