Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы «ПРОдетей»
Коммуникация
Автор: Сабирова Полина Анатольевна   
07.04.2022 14:20

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы «ПРОдетей»Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы «ПРОдетей»

Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность.

Образовательный процесс строится на собственной активности детей, что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.

В программе «ПРОдетей» детской игре отведено особое место, причем большое внимание уделяется роли взрослого в поддержке игры с целью формирования ее развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Д. Б. Эльконин отмечал планирование как отличительную черту развитой формы игры, описывая игру старших детей как преимущественно состоящую из развернутых обсуждений, кто, что и когда будет делать в течение последующего относительно короткого периода проигрывания задуманного. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого.

 

В программе «ПРОдетей» дети учатся планировать свои действия перед тем, как начать играть, а воспитатель оказывает им педагогическую поддержку, основанную на принципах амплификации и скаффолдинга.

Сначала воспитатель спрашивает каждого ребенка, во что он хочет играть и какую роль исполнять, поощряя детей к обсуждению друг с другом игровых сценариев и образов. Старшим детям педагог задает более конкретные вопросы, касающиеся их сценария: какой игровой материал им понадобится, чем они могут заменить недостающие предметы и пр.

Делая планирование обязательным, воспитатель помогает ребенку концентрироваться на роли и связанных с ней правилах. С младшими детьми планирование часто происходит в устной форме. Однако оно более эффективно в случае, когда дети пытаются изобразить свой план в форме рисунка или пробуют записать его. Во-первых, пока ребенок рисует, он уделяет своему плану больше внимания и лучше продумывает детали игрового сценария. Во-вторых, наличие плана в виде изображения, символов или букв напоминает ребенку о его намерениях и помогает регулировать собственное поведение, а также поведение партнеров по игре. Например, если ребенок нарисовал себя со стетоскопом и подписал свое имя, другому ребенку легче согласиться, что сегодня роль доктора уже занята и ему стоит выбрать другую. Кроме того, наличие рисуночных планов помогает воспитателю своевременно заметить потенциальный конфликт и принять меры по его предотвращению (например, если два ребенка одновременно хотят играть роль доктора, воспитатель может предложить им роли разных докторов — например, окулиста и хирурга). По мере того как игра приобретает более развитую форму, необходимость в педагогической поддержке планирования постепенно снижается и дети начинают самостоятельно обсуждать свои роли и действия. В результате игра становится продолжительной, с более разнообразными сценариями. Старшие дошкольники создают развернутые планы, дети зарисовывают или записывают последовательность эпизодов, диалогов персонажей Формы педагогической поддержки планирования игры могут представлять собой демонстрацию того, как можно использовать полифункциональный и неоформленный игровой материал, примеры ролевой речи, присущей различным персонажам, обсуждение вариантов развития игрового сценария и др.

Организуя и поддерживая игру в программе «ПРОдетей», воспитатель выполняет несколько педагогических задач. Основной из них является формирование у детей умения играть, которое включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. В частности, к их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Для формирования развитой формы игры важно, чтобы дети обладали достаточными знаниями о той или иной теме. Для этого воспитатель проводит реальные или виртуальные экскурсии, читает книги, показывает видеосюжеты, приглашает гостей, которые делятся увлекательными историями. Чтобы обеспечить успешное применение в игре новой информации, воспитатели проводят групповую драматизацию, в ходе которой учат детей использовать ролевую речь и жесты, присущие тому или иному персонажу. Подобно любому скаффолдингу, групповые драматизации проводят чаще в период, пока игра у детей не развита. По мере развития игры необходимость в групповых драматизациях сокращается и в конце концов отпадает.

Стоит отметить, что в случае присутствия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также двуязычных детей групповые драматизации следует проводить чаще, поскольку это поможет максимальному вовлечению в игру всех детей, в т. ч. тех, у которых есть трудности с игрой, связанные с социальной ситуацией их развития. Выбор темы игры осуществляется воспитателем и детьми совместно, при этом воспитатель помогает найти такую тему, которая бы учитывала интересы детей (чему отдается приоритет) и способствовала развертыванию ролевой игры, но при этом соответствовала бы возрасту детей. Так, например, интерес детей к динозаврам редко выливается в развернутую ролевую игру: детский опыт в этой области лаконичен и сводится в основном к сюжетам мультфильмов или кинофильмов. Воспитатель может дополнить знания о динозаврах, уже имеющиеся у детей, информацией о раскопках и профессии палеонтолога.

Другим вариантом может быть игра в музей. Дети делятся на три группы и играют различные роли: экскурсоводов, музейных дизайнеров, которые создают экспозицию, и посетителей музея, пришедших на экскурсию и задающих вопросы о динозаврах. Младшим дошкольникам лучше начать с тем, связанных с их непосредственным опытом, поскольку многим из них трудно одновременно и овладевать игровыми навыками, и осваивать новую информацию.

Дети постарше уже способны строить игровой процесс на основе отвлеченного и вымышленного материала — играть в космонавтов или в игру, основанную на сюжетах волшебных сказок и др. Удачный вариант игры старших дошкольников — истории с продолжением (как серии книг), в которых одни и те же герои попадают в различные ситуации. В этом случае у старших детей появится богатый материал для игровых сценариев. Организуя и поддерживая игру детей, воспитатель учитывает несколько педагогических задач, при этом основной является задача формирования у детей умения играть. Это умение само по себе достаточно сложное и включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. К их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Особого внимания воспитателя требует подбор материалов для игр. Дети могут использовать материалы, имеющиеся в центрах активности, а также игровой материал, соответствующий конкретной теме.

Для развития у детей навыков планирования мы используем в группе линейный календарь. Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Нами он используется для планирования сюжетно-ролевых игр. Например, на утреннем круге мы обсуждаем с детьми интересные сюжеты для наших игр. Записываем все варианты. А затем все вместе составляем календарь. Например, в понедельник мы организуем сюжетно-ролевую игру «Керамический завод», в ходе которой дети играют роль директора, бухгалтера, рабочих, которые делаю поделки из глины, товароведов, которые организуют поставку товаров в магазины и т.д. Во вторник по этому же типу организуем игру «Кирпичный завод», в ходе которой дети делают кирпичи из глины, а потом их разукрашивают и продают строителям. В среду, продолжая тему строительных профессий организуем игру «Строительство многоэтажного дома из картона и деревянных блоков со всеми коммуникациями: мусоропроводом, водопроводом, электричеством в форме ниточных проводов, канализацией». В ходе такой игры дети узнают, как устроен многоквартирный дом. В четверг, продолжая тему коммунального хозяйства дети выполняют постройки и нанимают рабочих, которые выполняют роль сантехников, электриков, мастера ЖЭУ, мусорщиков, дворников, плотников и т.д. В пятницу дети играют в сюжетно-ролевую игру «Дача» с пластилином и с пластилиновыми фигурками людей.

Организация игровой деятельности требует умелого руководства. Поэтому игры организуем по подгруппам по двое-трое человек. Замечено, что чем меньше детей в подгруппе, тем легче у них идет организация игр, отсутствует борьба за распределение ролей и ресурсов, детям легче договориться между собой. Группы между собой могут контактировать, «ходить в гости», «ходить в магазин». Воспитатель в это время может играть с одной группой детей, подавая пример для развития сюжета или для использования ресурсов. Постепенно воспитатель переходит от группы к группе и в случае необходимости играет вместе с детьми.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы научить детей играть вместе, решать задачи сообща, взаимодействовать друг с другом. Развитые игровые навыки позволят ребенку легче адаптироваться в меняющемся мире.

Список литературы

ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год