Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии Л.В. Свирской «Детский совет» для формирования ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников
Коммуникация
Автор: Надеждина Наталья Анатольевна   
01.12.2021 20:32

Использование технологии Л.В. Свирской «Детский совет» для формирования ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольниковИспользование технологии Л.В. Свирской «Детский совет» для формирования ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников

Надеждина Наталья Анатольевна воспитатель МБДОУ д/с 88 г. Белгород

В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который требует условий для позитивной социализации ребенка и его личностного развития, поддержку индивидуальности и инициативы через создание условий для свободного выбора детьми вида деятельности, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, актуализируется использование технологии Л.В. Свирской «Детский совет».

«Детский совет» представляет собой технологию обучения, объединяющую детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, т.е. предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых [1].

 

Скачать конспект

Данная технология выступает современным эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников.

Компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная [2].

Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности [2].

В основе коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой) лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты: познавательный аспект образа сверстника включает знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками; дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого); знание и понимание эмоций другого человека; знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации [3].

Нами разработана система мероприятий педагога с детьми с применением технологии А.В. Свирской «Детский совет», направленная на развитие у старших дошкольников личностных качеств, позволяющих организовывать свою самостоятельную деятельность совместно с другими детьми в рамках самостоятельно организованной деятельности, объединившую совместной единым интересом.

Ключевая цель, которую мы ставили перед собой заключалась в формировании ключевых социальных и коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет».

Для достижения цели были определены следующие задачи.

Организационно-методической направленности:

  1. Определение направлений, разработка задач и отбор содержания по вопросам внедрения в деятельность группы технологии «Детский совет».
  2. Отбор форм и методов, направленных на формирование у старших дошкольников социальных и коммуникативных компетентностей.

В организации сотрудничества с родителями воспитанников:

  1. Привлечение родительской общественности к проблеме развития детского сообщества, поддержке детской инициативы и интересов дошкольников при организации того или иного вида деятельности, формировании социальных компетентностей, как одно из условий развития личности дошкольника и будущего школьника.
  2. Увеличение числа «включенных» родителей в образовательный процесс, направленный на формирование у старших дошкольников социальных компетентностей.
  3. Обучение родителей эффективным формам, методам и приемам поддержки интересов и инициатив детей, развития коммуникативной деятельности ребенка, его социализации в обществе.

В организации образовательной деятельности педагога с детьми:

  1. Развитие познавательной активности ребенка (любознательности).
  2. Развитие мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий в окружающей действительности, умения вступать в диалог и поддерживать его.
  3. Создание условий в группе для объединения детей по интересам и видам деятельности в небольшие микро-группы.
  4. Развитие у детей потребности в общении со сверстниками, стремлении обмениваться опытом друг с другом.
  5. Развитие таких личностных качеств как внимательность, терпимость, сопереживание, уважение личности другого, умение договариваться, слушать друг друга, избегать конфликтов друг с другом.

«Детский совет» проходит утром (перед началом образовательной деятельности) и вечером – в завершении дня.

Структура «детского совета» (Рис. 1):

Рис. 1. Структура «детского совета»

Длительность проведения детского совета зависит от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Все будет зависеть от того, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирования или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

При ведении детского совета взрослый является его модератором: поддерживает интерес в итоговом сборе, задает детям вопросы, побуждающие их делиться между собой впечатлениями от прошедшего дня, строить выводы. Главная задача педагога – услышать желание каждого ребенка выступить, поделиться, высказаться.

Используемые методы и приемы во время проведения утреннего и вечернего группового сбора. Приемы активизации детей в диалоге:

  • снятие напряжения и стеснения: «волшебный сундучок» (от каждого молчуна по 1 вещице), «секретки» (взрослый кооперируется с ребенком)
  • договаривание воспитателем мысли за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. Не стоит «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»

- приведение примера воспитателем проявления детьми сочувствия по отношению к сверстникам в трех фазах: сочувствие – констатация (я вижу, что ему плохо); сочувствие–переживание (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо) и сочувствие–действие (я помогу, я постараюсь помочь).

Основными методами в организации видов деятельности:

  • практический (обязательно ребенок должен действовать с чем-либо, чтобы ответить на свои вопросы)
  • наглядный (ребенок взаимодействует с предметами и объектами, рассматривает их)
  • словесный (ребенок должен объяснять, спрашивать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, спорить, строить умозаключения и выводы, рассуждать)

- игровой (для того, чтобы дети ближе узнали друг друга, необходимо воспитателю организовывать игры творческие игры с правилами).

Основным приемом, побуждающим детей к деятельности и к его активному участию являются вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы, помогающие прояснить ту или иную ситуацию, а также прием «Сюрпризный момент»: волшебный мешочек, волшебный клубочек, волшебный цветок, свеча, фонарик и другие атрибуты, поддерживающие детский интерес к участию в групповом сборе.

Подводя итоги, пришли к заключению, что технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО, в частности формировать ключевые социальные и коммуникативные компетентности старших дошкольников. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным делом. У детей формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

Библиографический список

  1. Москалева Л.Ю., Дарченко М.В. Технология «детский совет» — технология «субъект-субъектного» взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 10. С. 206-210.
  2. Утро радостных встреч: метод. пособие / Л. Свирская. М., 2010.
  3. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие детской коммуникативной дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. М., ВЛАДОС, 2014. 78 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год