Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Прекрасен будь душою…»
Коммуникация
Автор: Петрова Ксения Ярославовна   
14.03.2022 20:23

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Прекрасен будь душою…»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Прекрасен будь душою…»

на основе сказки В. Лунина «Про Шушуню и Шишимору»

Автор: Петрова К.Я., воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 58

Цель педагогической деятельности: организация дружественного социума в группе для развития социальных навыков и позитивной социально-коммуникативной активности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Цель детской деятельности: помочь детям развить способности анализировать, изучать, проецировать на себя поступки героев и получить знания о добре, честности, вежливости и взаимоотношениях со сверстниками.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать у детей человеческие качества: доброту, доброжелательность, отзывчивость, честность, потребность в дружеских взаимоотношениях
  • помочь выработать правила, позволяющие развивать в себе волевые и нравственные качества
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Образовательные:

  • формировать представление о том, что доброта, есть проявление души
  • расширять знания детей о человеческих качествах, поступках, выходах из ситуаций
  • совершенствовать познавательную активность.

Развивающие:

  • стимулировать развитие связной речи через полные ответы, мыслительные способности детей
  • развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать
  • способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
  • развивать умения коллективно обсуждать и получать от этого удовольствие.
  • развивать способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Предварительная работа:

  • чтение сказки В. Лунина «Про Шушуню и Шишимору»;
  • рассматривание иллюстраций к сказке;
  • пересказ запомнившихся эпизодов, разучивание диалогов сказки;
  • организация предметно-пространственной среды: изготовление кукол Шушуня и Шишимора;
  • театрализация эпизодов из сказки;
  • рисование «Любимый персонаж сказки»;
  • составление детьми рассказов из личного опыта;
  • прослушивание песен и стихов о добре и дружбе;
  • разучивание пословиц о доброте, вежливости, честности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Рефлексивный круг.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть, предлагаю сейчас нам с вами поздороваться друг с другом. Согласны?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй друг,

Здравствуй, весь наш общий круг.

Все на месте, все мы здесь.

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

(Дети повторяют движения по показу воспитателя в соответствии с текстом).

Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас с вами будет хорошее настроение на весь день!

Ребята, скажите пожалуйста, а чем вы любите заниматься? Что вам нравится делать больше всего?

(Ответы детей)

Воспитатель: Очень интересно! А вы любите слушать сказки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Здорово, я тоже очень люблю сказки. В сказках герои совершают хорошие и плохие поступки. А хотите знать правила, которые помогут вам развивать в себе качества доброты, честности и знать, что в дружбе важно? Я помогу вам в этом.

(Включается музыка «Шум леса», и в это время открывается ширма, дети видят свои рисунки).

Воспитатель: Ребята! Это ваши рисунки по сказке В. Лунина «Про Шушуню и Шишимору». Давайте рассмотрим их.

Дети рассказывают о том, что нарисовали они дома.

Воспитатель: Какие интересные у вас получились рисунки. А главное, вы смогли отразить в них действия и поступки сказочных персонажей.

II Основная часть.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте вспомним главных героев сказки.

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте полностью произнесем имя – ШУШУНЯ.

- Как звучит это имя? (Дети: мягко, нежно, спокойно, тихо).

- А теперь произнесем имя – ШИШИМОРА.

- А это имя, как звучит и какие ощущения нам передает?

Ответы детей

(Имя шипит, настораживает, звучит твердо, тревожит, мы чувствуем опасность, неприятность)

Воспитатель: А кто из вас догадается по звучанию имени и своим ощущениям, какой характер у Шушуни?

Ответы детей

(Добрый, мягкий, уступчивый, трудолюбивый, уважительный, заботливый)

- А у Шишиморы?

Ответы детей

(Злой, коварный, неприятный, пакостный, недружелюбный)

- Воспитатель: Ребята, давайте вспомним поступки Шушуни. Приведите примеры.

(дети вспоминают и рассказывают эпизоды сказки).

Например,

  • Шушуня строит для Шишиморы дом
  • сажает сад, ухаживает за огородом
  • белит стволы деревьев от гусениц

-привозит из деревни швейную машинку, общается со всеми лесными жителями и т.д.)

Воспитатель: а поступки Шишиморы?

Ответы детей

  • не кормит кота, и он из-за этого убежал от нее в ближайшее село
  • любит ходить по гостям и не кормить мышку, которую привязала на веревку
  • прислала в бутылочке ежику болотную тину

-любит долго спать по утрам.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, будут ли помогать в общении и приобретении друзей добрый характер и хорошее отношение, такие положительные качества характера, как у Шушуни? А поведение и отношение Шишиморы, ее качества характера? Если вам встречаются люди с такими качествами характера, как у Шишиморы, то, как нужно с ними себя вести?

Ответы детей

(Осторожно, стараться держаться подальше, на него нельзя надеяться, положиться, ему нельзя доверять свой секрет, тайну).

Воспитатель: Как вы думаете, нужно ли давать таким персонажам, как Шишимора, шанс на исправление своего поведения? Что нужно сделать, чтобы помочь измениться и стать хорошим?

Ответы детей

(Знать, что ему интересно, что нравится, что приятно).

В нашей сказке лесные звери догадались, что плохой характер Шишиморы изменится, если она начнет заниматься любимым делом-шитьем.

Смогла ли изменить свое поведение и отношение к лесным жителям наша героиня сказки, когда лесные звери ей подарили швейную машинку?

А теперь давайте взбодримся! (на месте, стоя)

Физкульминутка

Чтобы не зевать от скуки,

А теперь уже гляди,

Встали и потерли руки,

Добрались и до груди

А затем ладошкой в лоб –

Постучим по ней на славу:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Сверху, снизу, слева, справа.

Щеки застучали тоже?

Постучим и тут, и там,

Мы и их похлопать можем.

И немного по бокам.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Не скучать и не лениться!

Раз, два, три, четыре, пять.

Перешли на поясницу

Вот и шея. Ну-ка живо.

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Переходим на загривок.

Хлопаем как можно выше.

А теперь давайте проверим, хорошо ли мы знаем себя и своих сверстников?

Дети выполняют движение по тексту

Игра «Узнай себя и предложи свой поступок».

Задание: Рассмотреть картинку-ситуацию. Подумать, с кем такое было? Может быть с ним самим? Кто узнал и не побоялся сознаться в неблаговидном поступке, получает черную фишку, а кто узнал себя в хорошем примере — желтую.

Картинки-ситуации:

  1. Девочка стоит и плачет, а ее подружка убегает в другую сторону с мишкой.
  2. Ветер выхватил из рук девочки шарик и девочка плачет.
  3. Приход новой девочки в детский сад.
  4. Ребенок плачет, не получается построить башенку.
  5. Дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.
  6. Все дети моют стульчики, столы, игрушки, а один ребенок сидит без дела.

Воспитатель читает стихи:

1. Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга, помириться нужно нам! Я ее не обижала, только мишку подержала.

Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»

А как поступите вы?

  1. Ответ: Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.
  2. Подарили нашей Вере шарик с красным петушком.

Ой, какой красивый шарик. Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук.

Какой поступок будет вашим?

Ответ: Так давай играть с моим.

Посмотри, цветок на нем, будем с ним играть вдвоем.

3. Ответ: Зачем ты в сторонке, ведь скучно одной! Вот наши игрушки, вот слон заводной.

4. Ответ: Вот кубики наши, мы строим дома. Ты тоже научишься строить сама.

5. Ответ: Одному не под силу – зови товарищей.

6. Ответ: Ленивый боится при деле трудиться.

По труду и награда.

Воспитатель: А теперь, давайте вместе с вами, выработаем правила, которые помогают развивать в себе качества доброты, честности и дружбы.

(Дети выбирают предложенные карточки — правила).

Правила доброты:

-помогать (слабым, больным, старым, маленьким, попавшим в беду)

  • прощать ошибки других
  • не жадничать
  • не завидовать

-жалеть друг других.

Правила честности:

  • говорить правду

-сказал -сделай!

  • не уверен-не обещай
  • ошибся — признайся
  • не выдавай чужую тайну

-не можешь сказать правду – объясни почему?

Что в дружбе важно?

  • помощь товарищу
  • быть чутким
  • не быть равнодушным
  • быть постоянным в дружбе

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мудрые пословицы и поговорки.

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

Не давши слово – крепись, а давши – держись.

Нет большего позора, как не выполнить уговора.

III Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, что важное для себя вы сегодня узнали?

Ответы детей

(Надо быть добрым и вежливым. Помогать людям, уважительно относиться к ним. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей, и ты будешь от этого чувствовать себя легко, радостно, прекрасно).

Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Спасибо вам. Наше занятие заканчивается.

Звучит песня «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» на слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год