Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Аналитическая записка Санниковой Веры Витальевны, воспитателя МАДОУ д/с «Солнышко» СП № 131 о результатах педагогической деятельности
Педагогическое Эссе
Автор: Санникова Вера Витальевна   
02.03.2023 18:46

Аналитическая записка Санниковой Веры Витальевны, воспитателя МАДОУ д/с «Солнышко» СП № 131 о результатах педагогической деятельностиАналитическая записка Санниковой Веры Витальевны, воспитателя МАДОУ д/с «Солнышко» СП № 131 о результатах педагогической деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида структурное подразделение детский сад № 131

Согласовано Директор МАДОУ д/с «Солнышко» Е.В. Юрченко ____________ Нижний Тагил, 2023

Информация о конкурсанте. Санникова Вера Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» комбинированного вида. Стаж педагогической деятельности 10 лет, в том числе в должности воспитатель – 10 лет; в данном учреждении – 10 лет.

Собственную педагогическую деятельность рассматриваю как процесс, направленный на создание благоприятных условий, способствующих развитию и самореализации каждого ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. В данное время работаю с детьми 2-3лет. В группе раннего возраста № 6 воспитывается 13 детей 2020-2021 года рождения, из них 4 девочки и 9 мальчиков. Все дети в группе русскоязычные. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с «Солнышко», что даёт возможность осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей.

 Скачать конспект

Наблюдая за взаимодействием воспитанников со взрослыми и сверстниками в быту, в игре, в ситуациях нерегламентированного общения, были отмечены затруднения в умении действовать в реальных социальных условиях, анализировать, делать вводы, принимать продуманные решения. Это позволило сделать вывод о необходимости поиска современной образовательной технологии, отвечающей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

Запрос, предъявляемый к качеству первой ступени общего образования государством, обществом и семьей выражен в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В рамках непрерывности и преемственности дошкольной и школьной ступенями образования, акцентируется внимание на важности и значимости формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к универсальным учебным действиям, разделяя взгляд на миссию дошкольного образования — «Научить учиться через игру». На первый план выходит задача познавательной активности – одна из самых трудных в педагогике, как отражающая сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Сегодня актуальность проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста подтверждается выраженной ориентацией дошкольников на компьютеризацию. Результативность познания же достигается активной ролью человека в этом процессе, в связи с чем, мы говорим о том, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве обеспечивает формирование готовности ребенка учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой — развитие любознательности и познавательной мотивации детей, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Приоритетное направление — приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством использования дидактических материалов.

В соответствии с направлением решались следующие задачи:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию сенсорных предэталонов у детей раннего возраста
  • спроектировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста с помощью дидактических материалов

- повысить компетентность родителей в вопросах значимости сенсорного развития детей раннего возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность — это особая деятельность ребенка, в которой он получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

В поисках новых идей, обратила внимание на видеоролик, в котором учитель общеобразовательной школы использовал технологию «Кубик Блума». В тот момент меня поразило то, как простыми вопросами раскрывалась достаточно сложная тема. Я решила, апробировать данную технологию, применив ее использование с детьми дошкольного возраста.

«Кубик Блума» — это прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На первом этапе работы с данной технологией педагог сам формулирует вопрос в зависимости от того какой вопрос выпадает на грани куба. Например «Объясни» как ты понимаешь концовку сказки? …, или «Предложи» как бы ты поступил в данной ситуации?

На втором этапе работы с данной технологией вопросы формулируют сами воспитанники (этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка).

Изучив материалы по технологии «Кубик Блума» поняла, что она отлично подходит для доступного объяснения любого материала и детям дошкольного возраста. Ценность находки в технологии «Кубик Блума» – это простота и универсальность использования.

Дети с интересом восприняли этот прием, но и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому использовать этот прием начала на обобщающих, итоговых занятиях, когда у детей уже сформированы определенные представления по теме. Данная технология активно используется при работе в группах, так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И менее активные дети чувствую себя востребованными.

К подготовительной к школе группе воспитанники научились самостоятельно формулировать предложения, отвечая на вопросы: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». В итоге материал не только быстро запоминается, но и поддерживается стойкий интерес к самому процессу. Глядя на иллюстрации на «Кубике», ребёнок может воссоздать в памяти услышанный материал и воспроизвести его.

Эта технология оказалась универсальным средством обучения для решения задач всех образовательных областей: при объяснении нового материала и его закреплении, при пересказе, составлении описательного рассказа и загадок, помогает решать конфликтные ситуации, используется в совместной деятельности на занятиях по художественно эстетическому развитию. На занятиях по физическому развитию в завершающей части, также использую данную технологию. «Объясни, как нужно правильно совершить прыжок в длину с места?», «Придумай игру, которой завершиться наше занятие?»

На утреннем круге при обсуждении «минутки безопасности» дети активно используют «Кубик Блума». Задают вопросы: «Объясни, почему так говорят:

«Спички детям не игрушка!», «Предложи, как бы ты поступил, если к тебе подойдет незнакомый человек?», «Почему весной опасно ходить под крышами?».

«Кубик Блума» применяю при описании природных явлений, погодных условий. Занятия получаются интересные и увлекательные. В составлении описания педагог идёт от детей, слегка направляя их. Дети сами бросают кубик и отталкиваясь от вопроса на нем описывают не только то, что происходит на самом деле, но и то, что они чувствуют и думают «Поделись, какое твое любимое время года?», «Назови признаки осени (зимы).

Наблюдение показали, что использование технологии «Кубик Блума» позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, любознательности, умение думать, анализировать и делать выводы. Развивается критическое мышление.

Использование технологии конструирования (И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бондарь.) Разработала и реализую дополнительную общеобразовательную программу «Радуга» для детей от 2 до 3 лет. Цель Программы — создание благоприятных условий для развития у воспитанников первоначальных конструкторских умений, возможностей творить самому на основе электронного конструктора «Знаток». Работа с данным конструктором позволяет воспитанникам получить первые сведения о мире электричества и электроники, знакомит детей с механизмами управления созданной схемы: звуковое, сенсорное, световое, магнитное, водяное. Программа объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, и, тем самым, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности.

Разработала познавательную составляющую: фото-видео-материалы, энциклопедические выдержки и презентации по теме собираемого объекта. Для плавного перехода к условным обозначениям деталей, сложных для детского восприятия, разработала ряд анимированных презентаций, позволяющих с первого занятия собирать схемы. Занятия по программе предоставляют детям возможность в процессе деятельности развивать любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества; через осознание «я умею, я могу» повышается самооценка; происходит снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Использование технологии проектной деятельности. (Веракса Н. Е. Веракса А. Н) Метод проектов содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. В детском саду были реализованы проекты познавательной направленности: "Мастер-архитектор", "Строитель — мое призвание", "Юные пожарные», проекты исследовательской направленности «Точно прочно?», «Почему пузыри всегда круглые?», «Откуда у березы появляются чечевички?», а так же творческие проекты: «День рождение деда Мороза», «День флага».

Использование ИК-технологии. Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога. Для эффективной организации образовательного процесса и совершенствования развивающей среды группы детского сада активно использую информационно-коммуникационные технологии. В период пандемии в короткий срок решила задачу по организации дистанционного образования воспитанников.

Владение на высоком уровне ИКТ позволило повысить качество образовательной среды группы, а именно: организовать образовательный процесс в дистанционном формате; создавать иллюстративные образовательные инструменты; разрабатывать и оформлять рабочую, методическую, информационную документацию воспитателя, информационные стенды; осуществлять коммуникации с родителями воспитанников и педагогическим сообществом: в WhatsApp – группах, скайпе, Zoom; реализовывать проекты; использовать аудио-и-видео-материалы в режимные моменты: зарядка, физкультминутки, музыкальное сопровождение разных видов детской деятельности; использовать мультимедийные презентации, интерактивные игры и другое.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс технологии «Кубик Блума», элементов информационно-коммуникационных технологий, технологии конструирования и проектной деятельности позволило развить познавательную активность детей, способствовало развитию любознательности. Воспитанники демонстрируют самостоятельность в поиске решения проблемных задач; задают вопросы на интересующие их темы; демонстрируют наблюдательность, умение основ анализировать, сопоставлять, классифицировать; у детей наблюдаются значительное развитие речевой активности и качественные проявления воображения и фантазии.

Совершенствования развивающей предметно- пространственной среды. Оформление групповых помещений, зонирование пространства, продуманное наполнение центров детской активности имеют большое значение для развития воспитанников.

Исходя из принципов, заложенных во ФГОС ДО, в групповом помещении оборудовала центр «Играй-ка!», который обогатила познавательными дидактическими играми и пособиями. Для закрепления умения детей ориентироваться в пространстве изготовила игровые карты-схемы «Шагаю по город», «В гостях у животных», «Путешествие по космосу»; дидактическую игру «Предлоги»; дидактические пособия: «Тренажёр «Право-лево».

Для определения воспитанниками состава числа изготовила дидактическое пособие «Цифровой домик». Дидактическая игра — лото «Часы» и дидактическое пособие «Чудо-часики» помогают детям учиться определять время. Основываясь на передовом педагогическом опыте разработала речевые дидактические и настольные игры: «Мой, моя, моё, мои», «Мудборд», «Собираем слово по первым звукам», «Дизайнеры помещений».

Составила картотеки-алгоритмы «Лепим поэтапно», «Пошаговое рисование» и «Упражнения на развитие памяти, внимания и мышления». Для использования детьми в самостоятельной деятельности сформировала банк шаблонов для контурного рисования и письма по стеклу. Изготовила карточки «Рисуем человека».

Центр конструирования дополнила схемами для использования воспитанниками в самостоятельной деятельности: «Строим из кубиков», «Конструкции из моделей кирпичей».

В предгрупповом помещении оборудовала новый центр «Почемучки» для фотовыставок и вернисажа детских творческих работ. Обновлён «Родительский уголок».

Постоянно обновляю и пополняю аудио и видеотеки, картотеку презентаций и интерактивных игр для организации образовательной деятельности детей. Все созданные презентации носят развивающий характер, иллюстративный материал красочный и реалистичный, интерактивность обеспечивается за счёт применения анимаций в презентациях: «Узнай животное по крику», «Что из чего сделано», «Красная книга Урала», «Ранняя или поздняя осень», «Природные явления», «Экскурсия в школу», «Полевые цветы», «Дети – герои наших дней (о детях, которым был вручен нагрудный знак «Горячее сердце» за спасение кого-то или преодоление жизненных трудностей) и другие.

Анализ эффективности созданных условий развивающей предметно-пространственной среды показывает высокую активность, возросшую инициативу воспитанников в центрах детской активности и удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством.

С целью повышения информационной компетентности родителей изготовила памятки для родителей по темам: «Возрастные особенности детей», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Здоровое питание для детей» и другие; серию буклетов «Детская безопасность».

Мастер-классы для родителей считаю одной из самых результативных форм совместной деятельности. Провела мастер-класс с родителями «Кубик Блума» в работе с детьми», где совместно с родителями учились использовать его; организовала индивидуальные консультации – рекомендации проведения игр с детьми дома с использованием «Кубика». Так же на сайте https: //shmakova131. nethouse. ru/ есть алгоритм создания «Кубика», подготовлена серия вопросов для использования в разных видах деятельности, общении.

Анализ ежегодного анкетирования родителей по вопросу «Удовлетворённость родителей оказанными услугами в детском саду» показывает положительную динамику в проявлении интереса родителей воспитанников к жизни группы и повышение их компетентности в вопросах развития и образования.

Сравнительные результаты мониторинга свидетельствуют о стабильных положительных результатах по освоению основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Солнышко». «Социально-коммуникативное развитие»  устанавливают элементарные причинно-следственные связи между 2021 – 79%, 2020 – 61%; сформированы правила безопасного 2021 – 88%, 2020 — 72%; в общении высказывают свою точку зрения, с уважением относится к мнению других: 2021 – 78%, 2020 – 69%. В области «Познавательное развитие» сформировано умение уделять внимание анализу эффективности источников информации: 2021 – 84%, 2020 – 62%; содействуют творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера: 2021 – 79%, 2020 – 61%; умеют согласовывать свои действия с действиями с участниками игры: 2021 – 78%, 2020 – 65%. В области «Речевое развитие» – при описании и высказывании используют разные части речи: 2021 – 83%, 2020 – 71%; содержательно ведут диалог, используя разнообразные языковые средства: 2021 – 84%, 2020 – 73%.

Использование «Кубика Блума» в образовательном процессе позволило успешно развивать в детях познавательную и речевую активность. Дети сотрудничают со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремятся к познавательному, интеллектуальному сотрудничеству – задают много вопросов. Большая часть детей отличается активностью и любознательностью. Умеют работать по алгоритму в разных видах деятельности. Научились строить фразу, умеют действовать с опорой на картинку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год