«Использование мнемотехники в формировании элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста». |
Занятия по Экологии | |
Автор: Замахина Юлия Владимировна | |
26.11.2024 14:54 | |
«Использование мнемотехники в формировании элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста». Аннотация. В данной статье представлен опыт работы воспитателя МАДОУ детского сада № 369 «Калейдоскоп» Замахиной Ю.В.. по использованию мнемотехники в формировании элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важный этап в становлении экологической этики воспитанника. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и к окружающему миру. В этом возрасте дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии с природой, в осознании неразрывности с ней. При помощи — этого возможно формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Главной целью моей педагогической деятельности, является создание условий для целостного развития дошкольника с учетом их особенностей физического и психического состояния. Для плодотворного решения задач по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста, использую метод мнемотехники. Мнемотехника – система специальных приёмов, обеспечивающих успешное освоение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи и мышления. Приёмы данной техники позволяют совершенствовать сенсорные представления (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние, вкусовые ощущения), которые содействуют формированию экологических представлений дошкольника и понятий, гарантируют успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Этот метод прост тем, что никакой значительной предварительной работы он не требует. Самое главное, что важно знать педагогу, что при использовании данного метода, нельзя ограничиваться проведением только одного занятия, необходима системность и постоянство.
Ознакомление детей с мнемотехникой простравиваю в игровой форме, постепенно усложняя, от более простого к сложному. Начинаю ознакомление с данной системой простых мнемоквадратов, с раннего дошкольного возраста. Мнемоквадрат — обозначает либо одно слово, либо простое предложение. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей накоплен основной словарный запас, начинаю строить свою деятельность с дошкольниками уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. Мнемодорожки – состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются рассказы. Суть мнемотаблиц, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому ребенку стоит запомнить больший объем информации, который легко усваивается. Когда мои воспитанники смотрят на картинку и слышат слова, которые относятся к этой картинке, у них образовывается взаимосвязь образов. Память запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда дети ассоциативно вспоминают по одному из образов, то память сразу же воспроизводит все ранее сохранённые образы. При использовании мнемотехники учитываю индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Одному ребенку достаточно один раз прочитать и показать картинку, и он все запомнил, а другому стоит читать много раз для запоминания. В таких случаях предлагаю раскрасить мнемодорожку или мнемотаблицу, и в процессе раскрашивания прочитывать текст. Мнемотаблица «Осень». Наступило время года осень. На небе часто появляются тучи, из которых идет дождь. Дует ветер, с деревьев летят листочки. Улетают птицы в теплые края. Рис. 1 Рис. 2 Мнемотехника, для детей 4 – 5 лет должна быть цветной и красочной, так как это привлекает внимание. Таблицы — служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, смотря на который ребенок понимает, в какой очередности, о чем нужно рассказать. Мнемотаблицы можно также использовать, как загадки на экологическую тематику. Я предлагаю воспитанникам поиграть, загадать любой природный объект (овощ, фрукт, животное и т.д.), опираясь на таблицу, дошкольник про него рассказывает, а сверстники отгадывают. В своей практической деятельности с воспитанниками я использую мнемотехнику в качестве дидактического материала. За свою профессиональную деятельность создала картотеки мнемотаблиц: составление описательных рассказов о временах года, птицах, насекомых, диких и домашних животных, овощах и фруктах, растениях, «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе), «Превращения лягушонка», «Превращение бабочки», «Правила поведения в лесу (на водоеме)» и д.р. Для воспитанников старшего дошкольного возраста таблицы рисую в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений, мнемотаблицы использую для составления описания природных объектов (солнце, вода), где дети самостоятельно определяют главные свойства и признаки рассматриваемого природного объекта. Условные схематические изображения признаков временного сезона помогают сформировать у дошкольника обобщенное представление об основных сезонных изменениях в течении календарного года, что способствует развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления. Постепенно изображение объектов идет на усложнение – зарисовываю в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета и т.д.). Количество квадратов в мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, от возраста и от индивидуальных особенностей детей. Познавательное отношение к природе, желание узнать о ней, как можно больше, необходимо воспитывать у детей всех возрастных групп. Бережное и заботливое отношение к среде флоры и фауны начинаю с формирования знаний о растениях и животных, а также навыков умений по уходу за ними. Красота окружающего мира раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому, так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства. Во время прогулки, по территории детского сада, в разное время года, воспитанники учатся наблюдать и сравнивать объекты живой и неживой природы. Дети ориентируются на местности, знакомятся с особенностями окружающей среды, в которой они живут. Привыкают к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. После наблюдения за природными объектами родного города, старшие дошкольники самостоятельно составляют в группе мнемотаблицу. Этапы создания мнемотаблицы:
Мнемотаблица «Описание и сравнение птиц родного города». Рис. 3 Мнемотаблица «Весна в нашем городе». Солнце стало греть теплее и ярче Тает снег и на крышах много сосулек Появляются лужи Дети в ручьях пускают кораблики На ветках деревьев набухают почки Распускаются первые цветы С тёплых краёв прилетают перелётные птицы. Рис. 4 На основе данных таблиц создаем мнемоигры: «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето». Эти игры помогают моим воспитанникам в свободное от занятий время, продолжать изучать особенности, каждого времени года в родном городе. Ребята более тщательно рассматривают картинки, привязывают их к местности проживания. Информация о сезонных явлениях отображённая в мнемотаблицах, помогает сравнивать с явлениями природы, значительно улучшает знания о родном крае, его неповторимой красоте. Работа в данном направлении облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность, позволяет систематизировать свой опыт с опорой на память, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивается творческие способности. Список использованной литературы:
|