Дидактическое пособие «Моя семья» как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста |
Праздник "День Семьи" | |
Автор: Ермекбаева Рахиякан Саймидиновна | |
02.06.2025 17:56 | |
Воспитатель МКДОУ д/с «Рябинка» Ермекбаева Р.А. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Воспитание патриота своей Родины начинается с раннего возраста, а именно с воспитания любви и уважения к членам своей семьи. Развитие ребёнка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей третьего и четвёртого года жизни. Поэтому и возникла идея воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии. Дидактическое пособие — игрокуб по патриотическому воспитанию «Моя семья» предназначено для детей от 3 до 4 лет. Цель: формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о своей семье. Задачи:
Методические рекомендации
Игрокуб «Моя семья» – это многофункциональное пособие, рассчитанное на детей младшего дошкольного возраста. Состоит это пособие из 6 граней. Каждая грань куба – это отдельная игра. Данное пособие — прекрасный способ подать большое количество имеющейся информации в игровой форме, весь материал способствует саморазвитию детей, повышению их познавательной активности. Для того, чтобы задания были интересны, и дошкольники выполняли все поставленные задачи, необходимо познакомить их с содержанием каждой игры. Во время игры с дидактическим пособием я всегда стараюсь быть рядом, объяснять, помогать. По мере усвоения той или иной игры дети начинают играть самостоятельно или по подгруппам. Пособие безопасно, мобильно и легко в использовании привлекает детей ярким разнообразием содержимого. Внутри пособия содержатся следующие игры: 1. «Играю в театр» (фото № 1) Пальчиковый театр Цель: формирование представлений о членах семьи, развитие мелкой моторики; (пальцы ребенка зажаты в кулак) Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки) Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки) Этот пальчик – папочка (отгибается средний палей руки) Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки) Этот пальчик – я (отгибается мизинчик) Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак) В данной игре стихотворный текст сопровождается не только движениями пальцев рук, но и использованием игровых персонажей, изображающими членов семьи на каждом пальце. 2. Варежковый театр Цель: продолжать формировать представления о членах семьи, обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство. Воспитатель рассказывает о члене семьи с одновременным показом движений с помощью персонажа (члена семьи), ребёнок сначала смотрит, затем совместно со взрослым говорит о членах своей семьи. 3. «Играю и конструирую» (фото №2, 3) Цель: продолжать обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство; воспитывать любовь к маме и к другим членам своей семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость к близким людям; Ребёнок сначала играет совместно с педагогом, затем в самостоятельно, конструирует, или собирает кубики по картинке-образцу, затем сопровождает свои действия пояснениями о членах своей семьи. 4. «Поиграю и расскажу о доме, в котором я живу» (фото 4) Цель: продолжать обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство; воспитывать любовь к маме и к другим членам своей семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость к близким людям; Воспитатель рассказывает ребёнку о том, что у него есть мама и папа, бабушки и дедушки, сопровождая показом соответствующих картинок на генеалогическом дереве. В ходе беседы педагог предлагает рассказать, как зовут его маму и папу, знакомят с тем, что у мамы и папы тоже есть свои родители – бабушки и дедушки соответственно, сопровождая беседу и рассказ показом картинок на древе (может выполнять сам ребёнок). В данной игре могут использоваться и настоящие фотографии членов семьи. На каждого ребёнка собран конверт с фотографиями его членов семьи. 5. «Поиграю, полистаю, речь развиваю» (фото5) Цель: продолжать обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство; воспитывать эмоциональную отзывчивость к близким людям; формировать представления о семейных ценностях, традициях, об обязанностях каждого члена семьи. Развивающий альбом на липучках, предназначенный для формирования патриотизма у детей раннего возраста. В ненавязчивой форме дети познают о семейных традициях, о семейных праздниках, об обязанностях каждого члена семьи, о семейных досугах, формируется первоначальные представления о семье, о близких людях. Как показала практика, использовать Игрокуб могут сразу несколькодетей, что, несомненно, является достоинством данного пособия. В ходе занятий и игр с Игрокубом у детей развивается логическоемышление,память, зрительноевосприятие, речь, математическиеспособности. А также решается главная цель, для решения которой былосоздано данное пособие: у детей формируется представление о семье, опрофессиях и занятиях членов своей семьи, о родственных связях, воспитывается чувство любви и уважения к своей семье. Вдетскомсаду, вкаждойвозрастной группе, должныбытьразнообразные игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь неозначает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, непозволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. Ив этом случае мне на помощь приходит моё пособие. Казалось бы – пособие одно, а игры разнообразны. Созданное нами пособие «Игрокуб «Моя семья»:
Формат куба позволяет компактно хранить и использовать игры, неперегружая внимания детей и предметно-пространственную развивающуюсреду.
|