Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка По оптимизации детско-родительских отношений (дошкольный возраст) Детско-родительское сообщество «Семья в фокусе»
Праздник "День Семьи"
Автор: Тюрина Полина Леонидовна   
26.01.2025 19:02

Методическая разработка По оптимизации детско-родительских отношений (дошкольный возраст) Детско-родительское сообщество «Семья в фокусе»Методическая разработка По оптимизации детско-родительских отношений (дошкольный возраст) Детско-родительское сообщество «Семья в фокусе»

Разработала: Тюрина Полина Леонидовна Тьютор, педагог-психолог

Аннотация

Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

 

Скачать конспект

Работа с родителями — одно из важнейших направлений деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Существует две формы взаимодействия с родителями: групповая и индивидуальная. Мы полагаем, что целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий взрослых (сотрудников детского сада и родителей). Именно согласованность является важнейшим условием эффективности работы.

Следует отметить, что для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают своего ребенка только в семье, а ведь в детском саду, в коллективе сверстников он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Однако, говоря о взаимодействии родителей и психолога, следует признать, что активной стороной здесь является именно психолог. Он организует работу с родителями и предлагает им для освоения свое информационное «поле», в котором выделены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для семьи. Опираясь на рассмотренные принципы, мы считаем, что нужно начинать работу с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Сначала следует использовать знакомые и привычные способы общения (информационные методы – групповое консультирование, наглядные пособия, и т.п) а по мере возникновения доверия включать другие методы, постепенно повышая активность родителей.

Пояснительная записка

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФОП ДО) сказано о необходимости создания условий для вовлечения родителей в образовательный процесс. Одним из таких условий становится создание психолого-педагогического сообщества «Семья в фокусе».

Работа сообщества «Семья в фокусе» направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, выстраивание доверительных, партнёрских отношений, а также вовлечение родителей в коррекционно-образовательное пространство.

Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создание системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства.

Задачи:

  • активизировать работу учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, создание социально-педагогической среды «ребёнок-детский сад-семья»;
  • оказывать психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;
  • повышать психолого-педагогической культуру родителей;
  • формировать положительные установки в воспитании детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Положение о работе сообщества

«Семья в фокусе»

1. Общие положения:

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность сообщества для родителей «Семья в фокусе» .

1.2. Сообщество является дополнительным компонентом образовательной деятельности, где родители могут получать консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

1.3. Деятельность сообщества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Сообщество создано с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства.

1.4. Основными принципами работы сообщества «Семья в фокусе» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

1.5. Участниками сообщества являются: родители, дети, педагоги ДОУ, медицинский работник.

1.6. Непосредственным руководителем сообщества является педагог-психолог ДОУ.

1.7. Положение о сообществе утверждается заведующим ДОУ.

2. Основные направления деятельности сообщества «Семья в фокусе»

2.1. Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2.2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

2.3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3. Правила и обязанности участников сообщества «Семья в фокусе»

3.1. Родители – члены сообщества имеют право:

3.1.1. на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ;

3.1.2. получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

3.1.3. высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

3.1.4. давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;

3.1.5. участвовать в планировании работы сообщества.

3.2. ДОУ имеет право:

3.2.1. на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

3.2.2. внесение корректировки в план работы сообщества «Семья в фокусе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания.

3.3. ДОУ обязано:

3.3.1. планировать работу сообщества в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

3.3.2. предоставлять территорию для проведения заседания сообщества;

3.3.3. предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

3.3.4. соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4. Родители - члены сообщества обязаны:

3.4.1. уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

3.4.2. соблюдать принцип конфиденциальности в работе сообщества;

3.4.3. принимать активное участие в заседании сообщества.

4. Организация деятельности сообщества «Семья в фокусе»

4.1. Работа сообщества осуществляется на базе ДОУ.

4.2. Работа сообщества планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ.

4.3. Количество занятий в сообществе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и острой обсуждаемой проблемы.

4.4. Формы организации работы сообщества «Семья в фокусе»

4.4.1. совместные занятия родителей и детей;

4.4.2. детско-родительский тренинг;

4.4.3. мастер-класс;

4.4.4. психологические тренинги;

4.4.5. семинары-практикумы;

4.4.6. ток-шоу;

4.4.7. решение педагогических ситуаций;

4.4.8. обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5. Административная поддержка деятельности сообщества «Семья в фокусе»

5.1. Создание материально-технических условий для деятельности сообщества: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

5.2. Поддержка и участие в организации мероприятий сообщества по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

5.3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

 

Тематическое планирование

Тематика заседаний

Форма проведения

Срок

Ответственные

Участники

1.

Гармония моей семьи

Семинар-практикум

сентябрь

Педагог-психолог

Родители

2.

Счастье быть вместе

Детско-родительский тренинг

ноябрь

Педагог-психолог

Дети 5-7 лет и родители

3.

Играем с пользой

Совместное занятие родителей и детей

январь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Дети 5-7 лет и родители

4.

Мы вместе

Детско-родительский тренинг

март

Педагог-психолог

Дети 5-7 лет и родители

5.

Бесстрашный гнев

Совместное занятие родителей и детей

май

Педагог-психолог

Дети 5-7 лет и родители

1.        Общие положения:

1.1.    Настоящее Положение регулирует деятельность сообщества для родителей «Семья в фокусе» .

1.2.    Сообщество является дополнительным компонентом образовательной деятельности, где родители могут получать консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

1.3.    Деятельность сообщества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Сообщество создано с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства.

1.4.    Основными принципами работы сообщества «Семья в фокусе» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

1.5.    Участниками сообщества являются: родители, дети, педагоги ДОУ, медицинский работник.

1.6.    Непосредственным руководителем сообщества является педагог-психолог ДОУ.

1.7.    Положение о сообществе утверждается заведующим ДОУ.

 

 

 

 

 

 

2.        Основные направления деятельности сообщества «Семья в фокусе»

2.1.    Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.

2.2.    Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

2.3.    Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3.        Правила и обязанности участников сообщества «Семья в фокусе»

3.1.    Родители – члены сообщества имеют право:

3.1.1. на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ;

3.1.2. получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

3.1.3. высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;

3.1.4. давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;

3.1.5. участвовать в планировании работы сообщества.

3.2.    ДОУ имеет право:

3.2.1. на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

3.2.2. внесение корректировки в план работы сообщества «Семья в фокусе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания.

3.3.    ДОУ обязано:

3.3.1. планировать работу сообщества в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

3.3.2. предоставлять территорию для проведения заседания сообщества;

3.3.3. предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

3.3.4. соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

3.4.    Родители - члены сообщества обязаны:

3.4.1. уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

3.4.2. соблюдать принцип конфиденциальности в работе сообщества;

3.4.3. принимать активное участие в заседании сообщества.

4.        Организация деятельности сообщества «Семья в фокусе»

4.1.    Работа сообщества осуществляется на базе ДОУ.

4.2.    Работа сообщества планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ.

4.3.    Количество занятий в сообществе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и острой обсуждаемой проблемы.

4.4.    Формы организации работы сообщества «Семья в фокусе»

4.4.1. совместные занятия родителей и детей;

4.4.2. детско-родительский тренинг;

4.4.3. мастер-класс;

4.4.4. психологические тренинги;

4.4.5. семинары-практикумы;

4.4.6. ток-шоу;

4.4.7. решение педагогических ситуаций;

4.4.8. обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

5.        Административная поддержка деятельности сообщества «Семья в фокусе»

5.1.    Создание материально-технических условий для деятельности сообщества: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

5.2.    Поддержка и участие в организации мероприятий сообщества по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.

5.3.    Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год