Методическая разработка По оптимизации детско-родительских отношений (дошкольный возраст) Детско-родительское сообщество «Семья в фокусе» |
Праздник "День Семьи" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Тюрина Полина Леонидовна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.01.2025 19:02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая разработка По оптимизации детско-родительских отношений (дошкольный возраст) Детско-родительское сообщество «Семья в фокусе» Разработала: Тюрина Полина Леонидовна Тьютор, педагог-психолог Аннотация Приоритетами Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Существует две формы взаимодействия с родителями: групповая и индивидуальная. Мы полагаем, что целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий взрослых (сотрудников детского сада и родителей). Именно согласованность является важнейшим условием эффективности работы. Следует отметить, что для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают своего ребенка только в семье, а ведь в детском саду, в коллективе сверстников он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Однако, говоря о взаимодействии родителей и психолога, следует признать, что активной стороной здесь является именно психолог. Он организует работу с родителями и предлагает им для освоения свое информационное «поле», в котором выделены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для семьи. Опираясь на рассмотренные принципы, мы считаем, что нужно начинать работу с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Сначала следует использовать знакомые и привычные способы общения (информационные методы – групповое консультирование, наглядные пособия, и т.п) а по мере возникновения доверия включать другие методы, постепенно повышая активность родителей. Пояснительная записка Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФОП ДО) сказано о необходимости создания условий для вовлечения родителей в образовательный процесс. Одним из таких условий становится создание психолого-педагогического сообщества «Семья в фокусе». Работа сообщества «Семья в фокусе» направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, выстраивание доверительных, партнёрских отношений, а также вовлечение родителей в коррекционно-образовательное пространство. Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создание системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства. Задачи:
Положение о работе сообщества «Семья в фокусе» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность сообщества для родителей «Семья в фокусе» . 1.2. Сообщество является дополнительным компонентом образовательной деятельности, где родители могут получать консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. 1.3. Деятельность сообщества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Сообщество создано с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства. 1.4. Основными принципами работы сообщества «Семья в фокусе» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность. 1.5. Участниками сообщества являются: родители, дети, педагоги ДОУ, медицинский работник. 1.6. Непосредственным руководителем сообщества является педагог-психолог ДОУ. 1.7. Положение о сообществе утверждается заведующим ДОУ. 2. Основные направления деятельности сообщества «Семья в фокусе» 2.1. Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников. 2.2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания. 2.3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. 3. Правила и обязанности участников сообщества «Семья в фокусе» 3.1. Родители – члены сообщества имеют право: 3.1.1. на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ; 3.1.2. получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; 3.1.3. высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; 3.1.4. давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам; 3.1.5. участвовать в планировании работы сообщества. 3.2. ДОУ имеет право: 3.2.1. на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; 3.2.2. внесение корректировки в план работы сообщества «Семья в фокусе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания. 3.3. ДОУ обязано: 3.3.1. планировать работу сообщества в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста; 3.3.2. предоставлять территорию для проведения заседания сообщества; 3.3.3. предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; 3.3.4. соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания. 3.4. Родители - члены сообщества обязаны: 3.4.1. уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей; 3.4.2. соблюдать принцип конфиденциальности в работе сообщества; 3.4.3. принимать активное участие в заседании сообщества. 4. Организация деятельности сообщества «Семья в фокусе» 4.1. Работа сообщества осуществляется на базе ДОУ. 4.2. Работа сообщества планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ. 4.3. Количество занятий в сообществе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и острой обсуждаемой проблемы. 4.4. Формы организации работы сообщества «Семья в фокусе» 4.4.1. совместные занятия родителей и детей; 4.4.2. детско-родительский тренинг; 4.4.3. мастер-класс; 4.4.4. психологические тренинги; 4.4.5. семинары-практикумы; 4.4.6. ток-шоу; 4.4.7. решение педагогических ситуаций; 4.4.8. обсуждение и распространение опыта семейного воспитания. 5. Административная поддержка деятельности сообщества «Семья в фокусе» 5.1. Создание материально-технических условий для деятельности сообщества: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др. 5.2. Поддержка и участие в организации мероприятий сообщества по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями. 5.3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
Тематическое планирование
1. Общие положения: 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность сообщества для родителей «Семья в фокусе» . 1.2. Сообщество является дополнительным компонентом образовательной деятельности, где родители могут получать консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. 1.3. Деятельность сообщества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Сообщество создано с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребёнка в период дошкольного детства. 1.4. Основными принципами работы сообщества «Семья в фокусе» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность. 1.5. Участниками сообщества являются: родители, дети, педагоги ДОУ, медицинский работник. 1.6. Непосредственным руководителем сообщества является педагог-психолог ДОУ. 1.7. Положение о сообществе утверждается заведующим ДОУ.
2. Основные направления деятельности сообщества «Семья в фокусе» 2.1. Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников. 2.2. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания. 2.3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. 3. Правила и обязанности участников сообщества «Семья в фокусе» 3.1. Родители – члены сообщества имеют право: 3.1.1. на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребёнком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребёнка в ДОУ; 3.1.2. получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; 3.1.3. высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; 3.1.4. давать оценку эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам; 3.1.5. участвовать в планировании работы сообщества. 3.2. ДОУ имеет право: 3.2.1. на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; 3.2.2. внесение корректировки в план работы сообщества «Семья в фокусе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания. 3.3. ДОУ обязано: 3.3.1. планировать работу сообщества в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста; 3.3.2. предоставлять территорию для проведения заседания сообщества; 3.3.3. предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; 3.3.4. соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания. 3.4. Родители - члены сообщества обязаны: 3.4.1. уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей; 3.4.2. соблюдать принцип конфиденциальности в работе сообщества; 3.4.3. принимать активное участие в заседании сообщества. 4. Организация деятельности сообщества «Семья в фокусе» 4.1. Работа сообщества осуществляется на базе ДОУ. 4.2. Работа сообщества планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ. 4.3. Количество занятий в сообществе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и острой обсуждаемой проблемы. 4.4. Формы организации работы сообщества «Семья в фокусе» 4.4.1. совместные занятия родителей и детей; 4.4.2. детско-родительский тренинг; 4.4.3. мастер-класс; 4.4.4. психологические тренинги; 4.4.5. семинары-практикумы; 4.4.6. ток-шоу; 4.4.7. решение педагогических ситуаций; 4.4.8. обсуждение и распространение опыта семейного воспитания. 5. Административная поддержка деятельности сообщества «Семья в фокусе» 5.1. Создание материально-технических условий для деятельности сообщества: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др. 5.2. Поддержка и участие в организации мероприятий сообщества по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями. 5.3. Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
|