Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Культура родительства и семейные ценности в современном мире.
Праздник "День Семьи"
Автор: Дробязко Анжелла Давидовна   
15.07.2024 22:45

Культура родительства и семейные ценности в современном мире.Культура родительства и семейные ценности в современном мире.

Дробязко Анжелла Давидовна Воспитатель МАДОУ МО г.Краснодар «Центр – детский сад №204», г.Краснодар

Аннотация. Статья рассматривает важность семейных ценностей и культуры родительства в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Семья считается фундаментом общества, и ее влияние на формирование личности ребенка невозможно переоценить. Статья исследует, как семейные ценности влияют на духовно-нравственное развитие детей, подчеркивая важность сохранения и передачи семейных традиций. Авторы обращают внимание на роль дошкольных образовательных учреждений в содействии в формировании семейных ценностей у детей и подчеркивают необходимость сотрудничества между педагогами и семьями. Статья также рассматривает методы и средства, которые можно использовать для обогащения опыта детей в сфере семейных ценностей, такие как игры, мероприятия, тематические занятия и проекты. В заключение, статья подчеркивает важность укрепления семейных ценностей и культуры родительства как фундаментальных элементов в воспитании нового поколения и строительстве более гармоничного общества.

 

Ключевые слова: семейные ценности, культура родительства, дошкольное образование, духовно-нравственное развитие, воспитание детей, семейные традиции.

В современном мире, где социокультурные динамики и изменения оказывают глубокое воздействие на все сферы человеческой жизни, вопросы культуры родительства и семейных ценностей становятся более актуальными и важными, особенно в контексте дошкольного образования. Семья, как первая и наиболее важная социокультурная среда для ребенка, играет ключевую роль в его становлении и формировании ценностей. В данной статье мы исследуем значение культуры родительства и роли семейных ценностей в современном мире. Наше исследование направлено на понимание того, как семейные ценности влияют на формирование социально-нравственной культуры детей дошкольного возраста и как образ семьи, культура родительства и семейные традиции влияют на процессы воспитания и обучения в современных дошкольных образовательных организациях.

Ориентация на семейные ценности представляет собой неотъемлемый компонент процесса духовного и нравственного развития детей дошкольного возраста. Семья, в свою очередь, выступает как постоянное руководство в формировании каждой личности и играет ключевую роль в поддержании стабильности и эффективного функционирования общества, а также в воспитании будущего поколения.

Поскольку семья имеет такое важное значение в современном обществе, у каждого индивида формируется свое собственное представление о семье с самого раннего возраста. Это включает в себя отношения между родителями, отношения с более старшими поколениями и общую атмосферу в доме. Следовательно, с первых дней жизни ребенка важно, чтобы его окружали комфорт, доброта, уважение, любовь, понимание и радость. Эти аспекты семейных ценностей оказывают положительное воздействие на воспитание детей.

Семейные традиции также играют важную роль в формировании семейных ценностей. Они включают в себя образ жизни, привычки и рутины каждого члена семьи. Дети берут на себя пример от своих родителей и воспринимают их взгляды на мир. В семьях существуют различные традиции, такие как занятия спортом, совместные прогулки на природе, воскресные встречи, совместные приемы пищи и многое другое.

Однако, сегодняшний мир стал свидетелем динамических социокультурных изменений, которые, к сожалению, не всегда положительные. Индивидуализм и самореализация иногда превалируют над традиционными ценностями семьи, такими как взаимопомощь, благотворительность, альтруизм и сострадание. Взрослое поколение показывает, что оно чаще придерживается собственных целей и интересов, которые не всегда соответствуют семейным ценностям. Вера в самостоятельное достижение успеха и иногда эгоизм становятся доминирующими чертами.

Часто родители ограничивают свое взаимодействие с детьми разговорами о повседневных вещах, таких как еда, школа и поведение, но важно также уделить внимание чувствам, уважению и вниманию к мнению ребенка. Современные семьи, где каждый родитель занят работой и бытом, иногда забывают, что семейные ценности и традиции оказывают непосредственное воздействие на воспитание положительных качеств у детей. Многие родители думают, что достаточно заботиться о физическом благополучии ребенка, обеспечивать его образование и развитие. Однако это недостаточно для формирования будущей семейной жизни ребенка.

Важно помнить, что образование ребенка неразрывно связано с воспитанием в семье. Поэтому взаимодействие между родителями и детьми играет важную роль. Родители должны быть примером для своих детей и способствовать формированию положительных ценностей и качеств у них.

Проблема сохранения семейных традиций приобретает актуальное значение и определяется важным вкладом семьи в формирование и воспитание моральной и социальной культуры ребенка. Семейные традиции и межличностные отношения оказывают значительное воздействие на формирование нравственных черт ребенка.

Процесс формирования семейных ценностей у детей может происходить через сотрудничество между дошкольными образовательными учреждениями и семьями, которые проводят различные инициативы, направленные на решение этой проблемы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования признает необходимость структурирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в контексте социально-коммуникативного развития. В рамках образовательных программ для дошкольников ставятся цели по формированию семейных ценностей, уважения к институту семьи и вовлечения детей в семейные дела на разных этапах их дошкольного развития.

Для детей этого возраста значимы ценности, связанные с пониманием семейных уз и связей: ощущение принадлежности к семье, значение родственных связей и семейных традиций, а также уважение семейной истории.

Большинство семейных ценностей, таких как любовь, рождение, вера, доверие и связь с предками и домом, являются практически универсальными. Основной моральной ценностью семьи являются дети, а родительская ответственность заключается в воспитании в семье нравственных, физически здоровых и духовно развитых личностей. Несмотря на разнообразие культур, семейные ценности в большинстве случаев остаются сходными.

Таким образом, семейные традиции представляют собой ценный ресурс для формирования ценностей у детей. Сотрудничество между дошкольными образовательными учреждениями и семьями играет приоритетную роль в укреплении приверженности детей к своему дому, семье, а также в формировании их понимания семейных правил, традиций и обычаев.

Семья остается основной структурой для формирования мировоззрения, моральных норм, чувств и социально-нравственной позиции детей. Она предоставляет уникальные условия для физического, психологического, эмоционального и интеллектуального развития детей на разных этапах их жизни.

Следовательно, ключевой проблемой в сохранении семейных ценностей является необходимость возрождения семейных традиций, их значимой роли в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка. Процесс формирования ценностей представляет собой личностное воспитание и результат такого воспитания. Этот процесс начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека в процессе его социального развития.

Главной задачей педагогов при взаимодействии с родителями является активизация образовательной и воспитательной работы в семье, придание ей направленного и социально значимого характера. Совместное взаимодействие всех участников процесса обучения, положительные образцы и духовные ценности способствуют формированию личности. Важное значение имеет сознательное взаимодействие с семьей и сохранение семейных традиций и ценностей.

Для воспитания и развития основных семейных принципов у дошкольников следует:

  1. Пробудить интерес у детей и родителей к семье и её истории.
  2. Увеличить значимость семейных ценностей в формировании личности ребенка.
  3. Включать родителей в работу по знакомству детей с семейными ценностями и семейной историей.
  4. Подчеркивать перед детьми важность семьи в жизни каждого человека.
  5. Предоставлять родителям теоретические знания и практические навыки по позитивному взаимодействию с детьми в различных сферах деятельности.
  6. Создавать условия для эффективного сотрудничества детского сада и семьи для знакомства дошкольников с миром семейных традиций.
  7. Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к своему дому, семье, близким и старшему поколению.

Игра играет важную роль в формировании семейных ценностей. В работе педагогов по этой теме можно использовать разнообразные методы, такие как психологические игры, ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия и др. Например, ребенку можно предложить создать сказку о семье, где он будет рассказывать о вымышленных персонажах, их профессиях и увлечениях. Для успешной работы с семьями по формированию семейных ценностей могут быть использованы следующие методы:

  1. Презентации, такие как «Полезное блюдо моей семьи», «Профессии в нашей семье», «Как мы проводили лето».
  2. Проекты, в том числе семейные художественные и творческие проекты, например «Семейный герб», «Семейное генеалогическое древо», «Самый счастливый день в нашей семье», «Мой ребенок с самого детства».
  3. Мини-выставки семейных реликвий, например «Стираем старину», «Рождественские украшения наших родителей», «Секреты старого чердака».
  4. Выставки семейного творчества, такие как «Моя мама – мастер на все руки», «Папа – творческий гений», «Искусство создания чудесных вещей из ненужных предметов».
  5. Фотоколлажи, представляющие жизнь семьи в будни и во время праздников, связи с родственниками, друзьями и близкими, и здоровый образ жизни.

Чаще всего, если не уделять должного внимания процессу формирования семейных ценностей, они могут стать «неполноценными». Пропуская определенные аспекты, родители могут вызвать у детей чувство отчуждения, ограниченности и беспокойства. Дети дошкольного возраста уже способны давать определенную оценку себе и окружающим, анализировать взаимоотношения внутри семьи и отношение окружающих к себе. Часто взрослые члены семьи не осознают, что их взаимодействие с ребенком может быть неправильным. Поэтому целенаправленное формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста становится неотъемлемой необходимостью. Таким образом, основной целью образовательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций является закрепление у детей вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения и любви к родным и близким.

Создание представления о семье у дошкольников наиболее эффективно достигается при совместных усилиях педагогов и родителей. Важнейшим средством приобщения ребенка к ценностям семьи становится специальная воспитательная работа и проведение совместных мероприятий с родителями разной направленности, способствующих формированию у детей культурно-исторического идеала семьи:

  1. Составление семейных альбомов и создание семейных видеороликов (с последующим их просмотром в групповой комнате).
  2. Оформление выставок и создание групповых газет, таких как: «Это моя семья», «По секрету от всего мира», «Весело играть вместе», «Семейный теремок», «Папа, мама, я – умелая семья», «Семейные праздники».
  3. Создание семейных музыкальных библиотек (с последующим ознакомлением во время совместного досуга детей и родителей).

Одним из направлений этой деятельности могут быть тематические консультации для родителей с целью привлечения их к дальнейшей практической работе, такие как: «Родословная – традиция русской культуры», «Как создать свое семейное древо», «Значение имени», «Термины родства», «Создание семейного музея», «Домашний кинотеатр — с чего начать?».

Для детей и их родителей может быть интересной формой работы проведение совместных мероприятий, направленных на формирование базовых представлений о семье. Например, при создании семейных альбомов можно проводить тематические фотовыставки и фотоконкурсы, такие как: «Мой ребенок», «Семейный портрет», «День семьи», «Воспоминания о лете», «Любимое блюдо моей семьи», «Семейное занятие спортом», «Юный репортер». Детей можно побудить к созданию семейных проектов по истории своей семьи, таких как: «Мое генеалогическое древо», «Древо моей семьи», «Идеальный образ моей семьи», «Эмблема моей семьи».

Усовершенствование интереса к семейным традициям и наследию может быть достигнуто через участие в совещаниях детских и семейных клубов, которые позволяют детям изучать и понимать понятия семейных фотоальбомов, предметов, писем, хранящих память о семейном прошлом. Создание тематических зон для семейных развлечений также способствует укреплению у детей чувства привязанности и любви к своим близким, помогая им почувствовать гордость за свою семью. Для этого можно организовывать игровые мероприятия вместе с родителями и другими близкими для детей, такие как: «Самые дорогие», «Я и моя семья», «Чудесные слова» и другие. В ходе этих мероприятий важно пробудить интерес членов семьи к определенным традициям и поощрить их желание сохранить и передать эти ценности внутри семьи.

Счастливая и сплоченная семья – это основа, которая позволяет каждому члену семьи вести полноценную и самостоятельную жизнь, расти и развиваться, наслаждаться каждым днем. Семейные ценности и традиции необходимо культивировать, беречь и передавать, потому что это самое ценное, что у нас есть. Формирование семейных ценностей – это длительный и созидательный процесс. Это процесс передачи лучших аспектов семейной культуры своих родителей в свою собственную семью: создание теплых и доверительных отношений, уважение и взаимное доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, заботливость и внимание, любовь и самоконтроль.

В заключение, можно утверждать, что семейные ценности и культура родительства представляют собой фундаментальные аспекты в дошкольном образовании, которые оказывают глубокое и продолжительное воздействие на развитие детей и формирование их мировоззрения. Семья, как основа общества, вносит важный вклад в духовное и нравственное воспитание нового поколения, а дошкольное образование играет сущностную роль в поддержании и укреплении семейных ценностей.

Сохранение и передача семейных традиций, уважение к родителям и близким, а также формирование чувства любви и привязанности к семье имеют большое значение для становления личности ребенка. Организация взаимодействия между дошкольными образовательными организациями и семьями способствует более полному и эффективному осмыслению семейных ценностей и их значимости для развития детей.

Семьи, педагоги и образовательные учреждения могут вместе сотрудничать, чтобы обогатить опыт детей и укрепить их понимание ценностей семьи. Этот взаимодействие способствует формированию у детей не только знаний о семейных ценностях, но и практических навыков, которые помогут им в будущем строить счастливые и дружные семьи. Родители и педагоги имеют потенциал оказывать сильное влияние на формирование мировоззрения детей, укрепляя основные ценности и предания, которые передаются из поколения в поколение.

Таким образом, поддержание и развитие семейных ценностей в сфере дошкольного образования – это не только актуальная задача, но и нравственная обязанность перед будущим поколением и обществом в целом. Воспитание детей с учетом этих ценностей способствует созданию более гармоничного, дружелюбного и устойчивого общества, в котором каждый индивид оценит ценность семьи и будет стремиться к собственному счастью и благополучию в ней.

Ссылки на источники

  1. Авдеева, Н.Н. Ценностные установки матерей в современных моделях родительства / Н.Н. Авдеева, И.В. Берсенева // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 163-176.
  2. Арнаутова, Е.П. Инновационный опыт развития детей в Центре семейного воспитания Института детства / Е.П. Арнаутова, И.Н. Воробьева, Н.Л. Кондратьева, Е.С. Рычагова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. – С. 279-281.
  3. Батурина, Н.В. Изменение представлений о гендерных ролях в семье (на примере Сибирского федерального университета) / Н.В. Батурина // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2020. – Т. 11, № 3. – С. 12.
  4. Коваленко, С.И. Культура родительства и семейные ценности в современном мире / С.И. Коваленко // Культура родительства и семейные ценности в современном мире: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 17 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 133-137.
  5. Культура родительства и семейные ценности в современном мире: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 17 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – 337 с.
  6. Салимова, А.Г. Трансформация семейных ценностей в современной культуре: родительство или самореализация? // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2022. – № 05. – С. 20-22.
  7. Тращенкова, С.А. Педагогические стратегии развития межпоколенных взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах: специальность 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Тращенкова Светлана Александровна, 2019. – 391 с.
  8. Феномен детства в Российском обществе: состояние, проблемы и перспективы исследований: Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2018 года / Под общей редакцией Г.В. Бариновой, С.Н. Климова. – Москва: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. – 175 с.
  9. Черняк, Е.М. Семьеведение: субкультура семьи и брака: Учебник для бакалавров / Е.М. Черняк. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 288 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год