Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»
Праздник "День Семьи"
Автор: Суханова Елена Владимировна Жолнерчук Наталия Александровна Торгашева Татьяна Анатольевна Шаповалова Анастасия Николаевна   
12.07.2024 10:46

Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»Познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья»

Паспорт проекта «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» В.В. Путин

2024г.

Пояснительная записка

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

Самая большая ценность любого человека – это его семья. Семья – это отдельный мир со своими уникальными традициями, которые создают неповторимую атмосферу в каждой семье. В семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка с раннего возраста. В семье воспитание детей должно строиться на личном примере родных и близких. Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, очевидно, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

 

Скачать проект

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нем говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.

Проблема

  • Недостаток знаний у детей о своей семье.
  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Актуальность проекта:

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.

Реализуя этот проект мы поможем детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить чувство привязанности к семье и дому. И самое главное, проект «Моя семья» будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

 

Тема проекта

«Моя семья»

Разработчики и

исполнители проекта

Торгашева Т.А., воспитатель

Суханова Е.В., воспитатель

Шаповалова А.Н., воспитатель

Жолнерчук Н.А., воспитатель

База реализации проекта

МАДОУ Детский сад №5 «Рябинка»

Срок реализации проекта

январь 2024г. март 2024г.

Участники проекта

Дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Классификация проекта

ü  по характеру создаваемого продукта: социально-значимый

ü  по тематике: познавательно-творческий

ü  по количеству создателей: коллективный

ü  по составу участников: групповой

ü   по продолжительности: краткосрочный


Особенность проекта

ü Опора на личный опыт детей, полученный в семье.

ü Доступность материала для детей младшего дошкольного возраста.

ü Максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями.

ü Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Методы

ü наглядный

ü словесный

ü  практический

Цель проекта

 Формирование  у детей понятие «семья»; осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям

 

Задачи проекта

ü  Формировать первичные ценностные представления о

семье, семейных традициях.

ü  Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

ü  Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

ü  Развивать партнерские отношения с семьями воспитанников.

Предполагаемые результаты проекта

ü  Формирование у детей представления  о своей семье: о членах     семьи, традициях.

ü  Осознание детьми собственного статуса в семье и понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

ü  Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

ü  Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.

ü  Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.

ü  Повышение активности участия родителей в мероприятиях ДОУ.

Направления работы

ü с педагогами

ü с воспитанниками

ü с родителями (законными представителями)

Предполагаемый

продукт проекта

ü  Фотовыставка «Я и Моя семья» (творческие работы семей)

ü  Картотеки игр, пословиц, загадок, чистоговорок, стихов, физкультминуток, пальчиковых игр о семье.

ü  Атрибуты для сюжетно-ролевых игр о семье.

ü  Итоговое мероприятие. Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»


Этапы реализации

проекта

1 этап. Подготовительный

Педагог:

ü  разрабатывает план мероприятий по теме проекта.

ü  информирует родителей о целях и задачах проекта

«Моя семья», дает рекомендации родителям по участию в проекте.

ü  опрос детей «Что я знаю о семье?».

ü  подбирает художественно-познавательную литературу, наглядно – дидактические пособия, иллюстративный материал.

ü  составляет план работы со специалистами ДОУ.

ü  рассматривают с детьми семейные фотографии, иллюстрации, открытки.

ü  папка передвижка «Крепкая семья –залог стабильности и процветания общества»

 

Родители, педагоги, музыкальный руководитель:

ü  знакомятся с целями, задачами проекта «Моя семья»,

включаются в его реализацию.

ü  подбор музыкально-литературного репертуара для детей к празднику.

ü  консультации и рекомендации для родителей.

 

Проблема:

Модель трех вопросов:

1.   Что мы знаем? Мы дети. У нас есть родители.

2.   Что хотим узнать? Что такое семья? Кто о нас заботится? Где работают мои родители? Какая у меня семья?

3.   Как мы узнаем?

 

2 этап. Практический (реализация проекта)

Педагог:

ü  консультации для родителей: «Что такое семья для ребенка?», «Роль семьи в воспитании ребенка»,

«Совместные игры с детьми», «Традиции семейного воспитания».

ü  буклеты: «Воспитание ребенка начинается в семье»

«Правила общения в семье»

ü  беседы о семье, чтение рассказов и стихотворений о семье.

ü  оформление информационно - поздравительного стенда

«С праздником дорогие мамы!».

ü  разучивание с детьми песен, стихотворений к празднику

ü  игровая, трудовая, продуктивная и другие виды


 

деятельности с детьми

ü  организация выставки детских рисунков «Моя семья»

ü  родительское собрание:«Игры в семье»

Мастер-класс «Я – семья – род – народ»

Мастер-класс  «Семья- это самое главное в жизни каждого из нас!»

Квест игра с родителями и детьми «Страна моя – Семья моя!»

Дети:

ü сотворчество с родителями:

«Зимние фантазии»

ü рисунки, поделки к тематическим выставкам

ü  участие в сюжетно-ролевых играх

ü разучивание песен, танцев, стихотворений к празднику

 

Родители:

ü  совместное изготовление с детьми атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Больница»,

«Магазин».

ü  выставки: «Семейные увлечения»

«Моя мама рукодельница».

ü  подготовка материалов для совместных выставок

 

Познавательное развитие

§  Беседы на тему: «Мое имя», «Мой адрес», «Моя квартира», «Я и мой папа», «Какая у меня мама?»,

«Мои бабушка и дедушка».

§  Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»

§  Рассматривание:

  сюжетные картинки по теме «Моя семья», семейные фотографии;

  иллюстрации и картинки по теме «Профессии».

§  Дидактические игры: «Моя семья», «Мои хорошие поступки», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы?».

§  Настольно-печатные игры: «Укрась платье для мамы», игра-ассоциация «Мама, папа, я», лото «Семья», «Найди пару».

 

Социально-коммуникативное развитие

§  Беседы на тему: «Дом, в котором я живу»,  «У меня есть брат (сестра)», «Как я помогаю маме».

§  Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки матери»,

«День рождения мамы (папы)», «Подарки для близких»,

«Детский сад», «В гости к бабушке», «Мама варит обед».

§  Разыгрывание ситуаций:

«Вечер в семье», «К нам пришли гости».


 

§  Игра-драматизация: «Теремок», «Колобок».

§  Настольный театр «Три медведя».

Безопасность

§  Беседы: «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».

 

Речевое развитие

§  Составление рассказов о своей семье (по фотографии, картине): «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая»,

«Мой папа – лучший в мире», «Семейные праздники», «Семья  на отдыхе».

§  Беседы на тему: «Моя семья самая…», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем».

§  Чтение художественной литературы:

В. Осеева «Сыновья», Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин

«Мамина работа»,  А. Шибаев «Кто играет?», М. Тахистова «Семья», «Мой дом»; сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

§  Заучивание (отрывок из стихотворения):

Е. Благинина «Вот какая мама», Г. Виеру «Мамин портрет», М. Морозова «Рисунок для папы», М. Дружинина «Папочка-папуля», Я.Аким «Моя родня»,

«Мама».

§  Чистоговорки: «Ша-ша-ша мама нянчит малыша» и др.(см. приложения)

§  Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.

§  Отгадывание загадок о семье.

§  Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад», «В гостях хорошо, а дома лучше».

§  Дидактические игры: «Назови ласково», «Как тебя зовут?», «Кто что делает?», «Кому что подарим»,

«Дополни предложение».

§  Выставка художественной литературы.

 

Художественно-эстетическое развитие

§  Рисование: «Бусы для мамы», «Украсим рубашку для папы», «Клубочки для бабушки», «Машина для дедушки».

§  Лепка: «Угощение для бабушки», «Мебель для моей семьи (стол)».

§  Аппликация: «Цветы для мамы», «Украсим фартук для бабушки», «Галстук для папы».


 

§  Книжки раскраски «Дружная семья», «Семья зверей»,

«Из какой сказки?».

§  Музыкально-театрализованная деятельность

   разучивание: песен «Мамочка моя милая», «Песенка про папу», песни-игры «У дядюшки Якова», хороводов, танцевальных номеров, колыбельных.

   прослушивание песен: «Песенка мамонтенка»,

«Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой»,

«Колыбельная медведицы».

 

Физическое развитие

§  Ситуативный разговор: «В здоровом теле здоровый дух», «Микробы и мыло».

§  Пальчиковые игры: «Моя семья», «Ладушки», «Кто живет у нас в квартире».

§  Физкультминутки: «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».

 

3 этап. Заключительный (результативный)

Педагог:

ü  Обработка результатов по реализации проекта.

ü  Оформление фотовыставки «Я и моя семья».

ü  Итоговое мероприятие: Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»

ü  Презентация проекта «Моя семья».

Взаимодействие с родителями:

ü  Сбор информации по итогам проекта (анкетирование, беседы, опрос, отзывы).

ü  Оценка эффективности работы в проекте.

Продукт проекта

ü  Фотовыставка «Я и Моя семья» (творческие работы семей)

ü  Методический продукт: презентация проекта «Моя семья»

ü  Итоговый продукт: Открытое НОД « В гости к кошке Мурке»

 

 

Заключение

 

Оценка результатов

Дети:

ü  Дети получили необходимую информацию о семье: что такое семья, у семьи есть история и традиции.

ü  Имеют представление о родственных отношениях.

ü  Проявляют уважительное отношение к родным и близким.


Родители:

ü  Повысился уровень компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.

ü  Возросла родительская активность в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

ü  Родители обменялись опытом семейного воспитания, семейными традициями друг с другом.

 

Педагог:

ü  Расширилось сотрудничество с родителями.

ü  Разработан консультативно - практический материал для родителей.

ü  Выработан единый стиль воспитания ребенка в ДОУ и семье.

 

 

Вывод

Подводя итог можно сказать, что проводимая работа по данному проекту благотворно повлияла на развитие нравственных установок дошкольников, способствовала установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. В результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «семья», «родные» и «близкие», узнали о семейных традициях. А родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду: с огромным интересом участвовали в конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями. В ходе реализации проекта «Моя семья» предполагаемые результаты были достигнуты.

Для успешного вхождения детей в мир социальных отношений необходимо и в дальнейшем интегрировать усилия детского сада и семьи, которые дают ребенку социальный опыт и во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год