Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»
Праздник "День Семьи"
Автор: Просекова Елена Михайловна   
26.12.2016 22:58

Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Выполнила: воспитатель Просекова Елена Михайловна Новокузнецк, 2016

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

*.. самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Алан Фромм (из книги «Азбука для родителей»)

 

Скачать проект

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями. Она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольной образовательной организации, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам и специалистам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе дошкольной образовательной организации, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

Цель программы: создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  1. Объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, социальных структур в обогащении духовного мира детей и взрослых.
  2. Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержания работы и форм организации.
  3. Обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей.
  4. Разработать формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьёй.
  5. Использовать опыт других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями.
  6. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  7. Изменить позиции родителей по отношению к деятельности дошкольной образовательной организации.
  8. Привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольной образовательной организации.

Принципы к формированию Программы:

  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
  • Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
  • Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Законодательно-нормативное обеспечение Программы:

  • Закон РФ «Об образовании»,
  • Концепция дошкольного образования,
  • Семейный кодекс,
  • Типовое положение о дошкольном учреждении и другие нормативные документы международного, федерального, регионального и муниципального уровня;
  • Устав дошкольной образовательной организации,
  • Договор с родителями,
  • Положения о родительском комитете, попечительском совете, консультационной работе в дошкольной образовательной организации.

Условия, способствующие развитию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи:

  • равенство позиций партнеров
  • доброжелательность, открытость, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон, с учетом индивидуальных способностей и возможностей
  • доверительные отношения не навязываются, а проявляются как естественное желание обоих сторон.

Сведения о родителях:

В группе 30 семей, из них

  • 27 полных семей
  • 3 неполные семьи
  • 31 родитель с высшим образованием
  • 26 родителей со средним — специальным образованием.

Этапы реализации Программы:

Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Этап I «Организационный» (1 месяц)

Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

  • подбор и изучение методической литературы по теме;
  • планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
  • разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
  • определяются места проведения мероприятий;
  • продумывается техническое оснащение мероприятий;
  • изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно — просветительской направленности (памятки, буклеты).

Этап II «Основной» (9 месяцев)

Цель: реализация программных мероприятий.

Этап III «Аналитический» (1 месяца)

Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Ожидаемые результаты:

Для родителей:

  • активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей;
  • повышение степени участия родителей в разработке и отборе;
  • повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада;
  • повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.

Для педагогов:

  • обобщение и распространение опыта работы с семьей;
  • умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

С целью реализации целей и задач Программы была разработана модель организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Разработанная нами модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но совместными, конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.

В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Результативность разработанной модели взаимодействия детского сада и семьи определялась по следующим критериям:

  • создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами
  • увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно — образовательном процессе
  • улучшение качества усвоения детьми программных материалов
  • изменение общественного мнения и осознание престижности родительства
  • повышение уровня компетентности педагогов
  • востребованность другими детскими садами материалов разработанной модели партнерства.

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения педагогов и родителей стала активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» дошкольнику.

Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков, представленных на рисунке 1.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год