Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
Праздник "День Семьи"
Автор: Кудинова Ирина Борисовна   
13.01.2017 01:06

Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностейСказкотерапия как средство формирования семейных ценностей

В современном мире людям приходится сталкиваться с множеством изменений, которые в свою очередь, не могут не отразиться на их психологическом состоянии. Социальные перемены затрагивают и семьи, так как эта малая группа наиболее сильно зависит от социально-экономической ситуации в стране. Как следствие этого мы все чаще сталкиваемся с такими проблемами, как обеднение содержания общения в семье, дефицит времени и внимания, которое родители уделяют детям, отсутствие общих интересов и совместного досуга[1].

Все больше времени современные дети проводят перед экранами компьютеров, телефонов, планшетов, отгораживаясь от своих родителей. К сожалению, такую же картину мы видим и со стороны молодых родителей, проводящих больше времени в интернете, и не уделяющих внимания взаимодействию с ребенком. Все это приводит к психологической дезадаптации детей.

 

По мнению большинства специалистов, российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Многие педагоги говорят о падении ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, увеличении числа разводов и снижении рождаемости. В связи с этим демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является необходимым для нормального развития ребенка. Именно это чувство дает ребенку возможность взаимодействия с внешним миром без страха и опасений, а так же расширяет его личные границы. Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта, и именно благодаря им дети учатся определенным моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка[3].

Для гуманизации внутрисемейных отношений, нормализации уклада жизни, развития педагогической компетентности родителей нужна не только педагогическая поддержка, но и комплексный психолого-педагогический подход в работе с семьей. Универсальным психолого-педагогическим средством формирования семейных ценностей, на наш взгляд, является использование метода сказкотерапии.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно, на подсознательном уровне. Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы с семьей.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при межличностном взаимодействии. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок у детей происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь им определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок может встать на путь личностного развития. Зачастую именно благодаря сказкам мы находим выход из той или иной ситуации[5].

Также особое внимание при чтении сказок уделяется развитию речи: активизации и обогащению словарного запаса детей, введение новых понятий, формирование связной речи.

Таким образом, сказкотерапия позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказка разворачивает для ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт[2].

Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя[4].

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – это главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и мы, взрослые. И, несмотря на то, что мы живем в трудный век, когда произошли кардинальные изменения в системе ценностей людей, важно помнить, что именно семья является тем самым местом, где зарождаются базовые ценности.

В завершении, хотелось бы вспомнить английскую пословицу «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, все равно он вырастет похожим на вас». Когда ребенок видит заинтересованность родителя, в нем самом просыпается интерес. Так как наш проект еще не завершен, и мы продолжаем его реализовывать, мы не можем в полной мере судить о его эффективности, но на наш взгляд мы добились главного – родители стали больше времени проводить с детьми за совместным досугом, у детей появился интерес к художественной литературе, сказкам. И мы очень рады, что «Радужные сказки» помогают детям и взрослым подружиться и почувствовать, какое это счастье — жить в семье полной тепла, уюта и взаимоуважения.

Кудинова И.Б.

Список литературы

  1. Бережная, М. Сказкотерапия как воспитательная система [Текст] / М. Бережная// Искусство в школе. — 2008. — N 2. — С. 60-62.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.
  3. Калинина Р. Р. Прикоснись к душе ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
  4. Кудряшова, А. Совместное размышление над сказкой. Сказкотерапия в работе с дошкольниками/ А. Кудряшова // Искусство в школе. — 2010. — N 6.
  5. Ульянова, О. В. Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками с ОНР / О. В. Ульянова // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 9.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год