Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эффективное решение проблемы адаптации и социализации детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания детей.
Адаптация
Автор: Цырульникова Ирина Александровна, Малахова Светлана Валентиновна   
30.06.2021 09:10

Эффективное решение проблемы адаптации и социализации детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания детей.Эффективное решение проблемы адаптации и социализации детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания детей.

  • Цырульникова Ирина Александровна, заведующий МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 25»;
  • Малахова Светлана Валентиновна, воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 25».

Аннотация: в статье приводится опыт работы в группах кратковременного пребывания детей 1,5 — 3 летнего возраста, выполняющих адаптационные функции перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение на полный день, пути решения образовательных и оздоровительных задач с детьми 1,5 — 3 летнего возраста.

Ключевые слова: дошкольники, группа кратковременного пребывания, адаптация, дошкольное учреждение, образовательная деятельность.

 

Дошкольное учреждение – это один из первых социальных институтов, с которым вступает в контакт семья с ребёнком. В детском саду есть возможность у детей взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми людьми. К сожалению, поле общения многих «домашних» детей имеет весьма четкие границы: это только их родители или родственники. Со сверстниками они ещё общаться не научились, общение с незнакомыми взрослыми доставляет им большой дискомфорт. Проживание в современном мире требует выполнение определённого ряда правил, обязательным уважением прав других людей, и наша задача – научить детей безусловно понимать и принимать всё это.

Современная система дошкольного образования постоянно совершенствуется и развивается. Мы считаем, что создание групп кратковременного пребывания детей 1,5 — 3 лет — это наиболее эффективное направление для решения проблемы социализации и успешной адаптации детей раннего возраста. Ребёнок не может стать личностью в изоляции от людей, ему нужно научиться быть человеком в общении с ними. Без сомнений, группы кратковременного пребывания детей 1,5 — 3 лет способствуют снятию социальной напряженности, связанной с большой очередностью в дошкольные образовательные учреждения. Наше дошкольное учреждение для детей раннего возраста имеет свою специфику и свои особенности, заключающиеся в том, что дети к нам приходят на 1 год. При достижении ими возраста 3-х лет, они переходят в другие детские сады. Поэтому в нашем МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 25» 8 лет назад была введена вариативная форма получения дошкольного образования — открыта одна группа кратковременного пребывания детей 1,5 — 3 лет. Для организации работы данной группы было оборудовано специальное помещение, подготовлена развивающая предметно — пространственная среда, которая стимулирует развитие познавательной активности детей раннего возраста и способствует проявлению активного общения между малышами и взрослыми. График работы данной группы кратковременного пребывания: с понедельника по пятницу с 7.00 по 11. 00 часов.

При поступлении в детский сад в адаптационный период все дети переживают стресс, в их жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей, строгий режим дня, совершенно новые требования к их поведению, постоянно неизбежный контакт со сверстниками, новое незнакомое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой и не привычный им стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризам, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста весьма ограничены, поэтому нельзя делать резкий переход малыша в новую для него социальную ситуацию. Длительное пребывание в таком стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребёнка. Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии.

Для нашего педагогического коллектива проблема адаптации детей к дошкольному учреждению является очень актуальной, т к. ежегодно в группы кратковременного пребывания детей 1,5 – 3 лет в наше МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 25» поступают 10 малышей.

Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. Конечно, родители очень волнуются: как малыш отреагирует на перемены в его жизни, с какими реальными проблемами, возможно, придется столкнуться, как сделать процесс адаптации более мягким.

Через руки наших воспитателей и педагога-психолога каждый год проходят десятки малышей. Все они очень разные, и у всех адаптация проходит по-своему. Мы заметили, что есть явные признаки готовности ребенка к детскому саду: малыш может остаться без родителей; легко знакомится со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес и может занять себя игрой. Наши воспитатели ежегодно условно делят адаптационный период на 3 этапа:

I этап – подготовительный (домашний) начинается за 1 — 2 месяца до приема ребенка в детский сад и подразумевает формирование таких стереотипов в поведении ребенка и навыков самостоятельности, которые помогут ему безболезненно приобщиться к условиям, являющимися для него новыми.

II этап – основной, включает в себя создание положительного образа воспитателя. Многие наши родители понимают важность этого этапа и стараются установить с воспитателем доброжелательные отношения, а дети в свое время начнут доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап – заключительный, проходит с девизом: «Главное – постепенность!». Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит.

Для успешной адаптации малыша 1,5 -3 летнего возраста к условиям пребывания в ДОУ, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку, яркое и обязательно положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, первоначально, от воспитателей, от их желания и умения создавать атмосферу уюта и тепла.

Цель группы кратковременного пребывания – это, в первую очередь, создание условий для организации психопрофилактической поддержки и раннего сопровождения детей от 1,5 до 3 лет, способствующих мягкой адаптации, формированию положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению.

Перед нашими воспитателями группы кратковременного пребывания ставятся задачи:

  • обеспечение наибольшего охвата детей раннего возраста дошкольным образованием, реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми в виде вариативных форм
  • обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка, создание психологического комфорта
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка
  • сотрудничество с семьей для получения квалификационной психолого-педагогической помощи в организации воспитания, развития и обучения ребенка.

Одно из ведущих мест в группе кратковременного пребывания детей 1,5 – 3 лет принадлежит режиму дня. Основные компоненты режима: игры, организованная образовательная деятельность (обязательно в форме игровых ситуаций), совместная и самостоятельная деятельность, время прогулок. Ежедневная продолжительность прогулки детей в данных группах составляет 1 час. Прогулку организуют 1 раз в день – перед уходом детей домой. В летний оздоровительный период время пребывания на свежем воздухе значительно увеличивается.

Прогулка включает в себя наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность детей, индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств.

Условия построения воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста представляют собой:

  • целесообразное распределение в режиме дня разных видов деятельности
  • охват разных сфер детской деятельности, обеспечение интеграции образовательных областей
  • учитывается тематический принцип построения образовательного процесса
  • наличие благоприятного эмоционального психологического климата в общении с окружающими.

Развивающая предметно — пространственная среда в группах кратковременного пребывания обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей 1,5 – 3 лет в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Развивающая предметно — пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Организованная воспитателем деятельность детей группы кратковременного пребывания направленна на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная деятельность детей 1,5 — 3 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности в форме игровых ситуаций, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 1 часа.

Образовательная деятельность в группах кратковременного пребывания детей нашего МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 25» построена на игровых методах и приёмах. В работе с дошкольниками раннего возраста используются разнообразные приёмы показа, создания сюрпризных моментов, проговаривания, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе организованных взрослыми и самостоятельных игр дошкольников, сопряжённых и отражённых действий. На практике нашими воспитателями доказано, что приоритетными направлениями в деятельности с малышами являются: общение, игровая и художественно-творческая деятельность, двигательная активность детей.

Главным в общении является практическое взаимодействие, в ходе которого взрослый выступает как его соучастник, помогая малышу освоить то или иное действие. Воспитатель предстает перед ребенком как образец того, как нужно делать правильно.

Но не только в качестве образца действий нужен ребенку взрослый. Не менее важны для малыша поддержка и оценка его действий. У него далеко не сразу получается делать так, как воспитатель, а понять, правильно ли он выполняет то или иное действие, он тоже еще не в силах. Потребность в поддержке и оценке своих действий, умений – один из основных стимулов предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста. Доброжелательное внимание воспитателя создает благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важности его занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать свои действия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата.

Анализируя работу в группе кратковременного пребывания, мы пришли к выводу, что успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагоги и родители осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

В рамках работы группы кратковременного пребывания детей 1,5 – 3 лет учтены запросы родителей на образовательные услуги: организуется образовательная деятельность с малышами по речевому развитию, сенсорному воспитанию, физическому развитию, музыкальному воспитанию, изобразительному творчеству. Воспитателями, педагогом-психологом, старшим воспитателем и музыкальным руководителем нашего ДОУ проводятся консультации для родителей по актуальным и интересующим их вопросам воспитания и оздоровления детей раннего возраста. Образовательная деятельность организуется в детском саду согласно годовому плану работы учреждения и образовательной программе.

В целом, переоценить работу группы кратковременного пребывания детей 1,5 – 3 лет в нашем ДОУ невозможно, т.к. были получены следующие результаты:

  • обеспечен плавный переход от семейного воспитания к воспитанию в детском саду;
  • оптимизирован адаптационный период детей при поступлении детей в группы полного дня пятидневной недели;
  • совершенствуется психологическое, физическое, эмоциональное развитие детей 1,5 – 3 летнего возраста;
  • устанавливается сотрудничество между педагогами и родителями, повышается компетентность родителей в вопросах воспитания детей, укрепляются детско-родительские отношения;
  • повышен и обогащён профессиональный опыт педагогов.

Мы считаем, что создание адаптационной группы кратковременного пребывания детей 1,5 – 3 лет — это перспективная форма сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания.

Такой вариант группы является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу эмоциональный комфорт, хорошее настроение, защиту, интересную, весёлую и содержательную жизнь как в детском саду, так и дома.

В дальнейшем эти дошкольники переходят во вторые младшие группы общеразвивающей направленности других детских садов на полный день полностью адаптированными. А это значит, что свои функции группа кратковременного пребыванию выполнила полностью.

Ссылки на источники

  1. Микляева Н.В. Группы кратковременного пребывания: педагогическое сопровождение. — Москва: Сфера, 2009. — 176 с.
  2. Данилина Т.А., В. Я. Зедгенидзе Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ. — Москва: Аркти, 2006. — 319 с.
  3. Аверина И.Е. Организация и содержание работы: Группы кратковременного пребывания. Практическое пособие. — Москва: Айрис-Пресс, 2004. — 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год