Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Моя малая Родина – остров Сахалин» для детей старшего дошкольного возраста.
Викторины
Автор: Радионова Татьяна Анатольевна   
27.02.2023 06:24

Конспект НОД в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Моя малая Родина – остров Сахалин» для детей старшего дошкольного возраста.Конспект НОД в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Моя малая Родина – остров Сахалин» для детей старшего дошкольного возраста.

Ф.И. О. автора: Радионовой Т.А. Должность: Воспитатель группа: подготовительная с. Соловьевка 2023

Пояснительная записка к конспекту занятия.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).

Направленность занятия: патриотическое воспитание.

При составлении конспекта опиралась на возрастные критерии программы «От рождения до школы» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно: «Ребенок в семье и сообществе» [5, c. 55], «Ознакомление с социальным миром» [5, c. 84-85] для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Актуальность:

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают взрослых, не знают национальные праздники, мало знают о родном городе, селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким и окружающим людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким, гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился и вырос, уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Применение современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии (музыкальная пауза);
  • Информационно-коммуникационные технологии (использование мультимедийной презентации);
  • Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);
  • Игровая технология (занятие в формате интеллектуальной игры);
  • Технология критического мышления (личный опыт воспитанников);
  • Технология проблемного или развивающего обучения (вопросы, практические задания).

Результаты:

Формирование чувства сопричастности с жизнью страны, села, области, заботы о малой Родине, бережное отношение к природе, отзывчивости по отношению к близким, друзьям.

Расширение кругозора, получение знаний о своей малой Родине в разных аспектах (патриотическом, экологическом, познавательном).

Активизация диалогической и монологической речи, грамматического строя речи, связной речи, мышления, памяти, воображения.

Цель: углубление и обобщение представлений детей о своей малой Родине – остров Сахалин.

Задачи программного содержания.

Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания детей о селе, его достопримечательностях, узнавать на фото знакомые объекты, знать их названия;
  • формировать систему представлений о малой родине – острове Сахалин, его природе;
  • закрепить представления детей о сахалинских детских писателях;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающие:

  • разивать логическое и образное мышление через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, город, село, остров);
  • развивать связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полным развернутым ответом, отстаивать свою точку зрения.
  • создавать условия для использования в речи, раннее полученных знаний о родном крае.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства любви к малой родине через ценности родного села, острова Сахалин;
  • воспитывать навыки сотрудничества, способность внимательно слушать и слышать сверстников и воспитателя, умение работать в команде.
  • желание беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект).

Тип занятия: тематическое, занятие – конкурс.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная.

Методы и технологии обучения.

  • наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.
  • словесные: вопросы воспитателя и ответы детей, беседа, инструкции, объяснения.
  • практические: предметно-практические и умственные действия.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, черный ящик, атрибут (флаг Сахалина), фотографии села и города Южно-Сахалинска, животных Сахалина, растений и ягод Сахалина, птиц Сахалина.

Предварительная работа: экскурсия в «Пожарную часть» с. Соловьевка, экскурсия в музей с. Соловьевка, отгадывание тематических загадок: животные, растения, ягоды и птицы острова, беседы. Чтение художественной литературы сахалинских писателей: Л. Сапрыкина-Антипина «Киу-киу», Е.М. Долгих «Забавные животные».

Методическое обеспечение.

  1. Приказ Минобразования и науки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273; ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30. 08. 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Сан Пин. 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов из опыта работы педагогов МАДОУ «Теремок» в рамках муниципальной опорной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
  6. Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников.
  7. Журнал педагогический мир / http: //pedmir. ru/
  8. Занимательное краеведение — Сахалинская областная детская библиотека / https: //sakhodb. ru/local-history/zanimatelnoe-kraevedenie/
  9. Центр профессиональных инноваций / http: //cvsoci. ru/

План занятия.

Этапы занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Создание мотивации (художественное слово, получение звание «знатоков»).

3-5 минут

Основная часть

Сектор 1

Сектор 2

Сектор 3

Сектор 4

Сектор 5 (музыкальная пауза)

Сектор 6

Сектор 7

2-3 минуты

20-25 минут

Заключение

Награждение. Подведение итогов.

3 минут

Ход занятия.

Вводная часть.

Приглашаю детей встать в круг для объявления темы занятия.

В.: Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вам поиграть со мной в интеллектуальную игру, которая называется «Что? Где? Когда?». Как вы уже, наверное, догадались, вам надо будет отвечать на вопросы и выполнять различные задания. Но о чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Дети: еще не знаем.

В.: Тогда послушайте стихотворение, и вы поймете нашу тему.

За горами синими, словно исполин,

Окружен проливами, дремлет Сахалин.

Белыми туманами сонными укрыт,

Тайну мироздания бережно хранит.

Из заливов и озер, речек ручейков

Провожает в плаванье стайками мальков.

«Возвращайтесь взрослыми из морских глубин» -

Расставаясь, просит их рыба – Сахалин.

Красками неброскими выполнен пейзаж,

Бродит под березками косолапый страж,

Сивучи ленивые тешатся волной,

Прилетают лебеди погостить весной.

Дети: об острове Сахалин.

Основная часть.

В.: Правильно, сегодня наша игра будет о нашем родном острове. А как вы думаете, почему? (ответы детей).

Остров Сахалин – наша малая родина. Это место, где мы с вами родились и живем. Это село, город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, это маленький кусочек нашей огромной страны – России. Но в эту игру играют настоящие знатоки. Я предлагаю вам «получить звание знатока», для этого вам нужно представиться: назвать свою фамилию, имя, возраст и адрес, где вы живете, согласны?

Дети представляются.

Слайд 1 (звучит торжественная музыка начала игры). Теперь прошу вас занять свои места за нашим столом (рассаживаются полукругом).

Правила игры. На столе лежат конверты с заданиями, каждый под своим номером. Вы будете разгадывать их в порядке возрастания числового ряда первого десятка. Для ответа на вопрос, нужно будет поднять руку, только тогда ваш ответ будет засчитан. Вы готовы? Тогда начинаем.

Сектор 1 (слайд 2). С вами играет руководитель школьного музея с. Соловьевка Половинко Надежда Павловна. Она подготовила для вас несколько фотографий. Вам нужно внимательно посмотреть и назвать, что на них изображено.

Слайд 3 (площадь с. Соловьевка) – правильно, дальше.

Слайд 4 (школа с. Соловьевка) – молодцы.

Слайд 5 (Дом культуры с. Соловьевка) – пока без ошибок, дальше.

Слайд 6 (это мы были в музеи с. Соловьевка) – молодцы, вспомнили? Нас приглашали с вами в гости.

Слайд 7 (Пожарная часть с. Соловьевка, мы были там на экскурсии) – правильно. Молодцы, остался только один вопрос, что же можно назвать достопримечательностью нашего села?

Дети: площадь с орлом.

В.: Почему вы так решили?

Дети: Достопримечательность – это место, которое заслуживает особого внимания.

В.: Абсолютно верно. Это особенное место, по которому можно узнать село, город, страну. Это визитная карточка того места, о котором мы хотим рассказать. (Кратко напоминаю историю села). Наше село находится на берегу Анивского залива, основано в 1881 году и названо в честь полковника Соловьева, т.е. нашему селу в этом году исполнилось 139 лет со времени основания. Наш остров и наше село в 1890 году посетил известный русский писатель А.П. Чехов (слайд 8). После этого он написал книгу «Остров Сахалин». В городе Южно-Сахалинск есть литературно-художественный музей А.П. Чехова – это тоже достопримечательность, но только нашего острова.

В.: Молодцы, вы справились с первым заданием. Продолжаем нашу игру.

Сектор 2 (слайд 9-после видеовставок, 2 щелчка мышью для перехода на следующий слайд). Вопросы от деда-краеведа Игната Матвеевича. Он прислал вам видеообращение. Внимание на экран.

В.: Давайте ответим на первый вопрос Игната Матвеевича. Почему Сахалин – это остров?

Дети: потому что со всех сторон он окружен водой.

В.: Конечно. И еще наш остров похож на рыбу (на стене висит макет Сахалина – можно предложить детям еще раз обратить внимание на его контуры). А теперь давайте отгадаем загадки. Сначала о растениях Сахалина (слайд 10-14). Теперь загадки про ягоды Сахалина (слайд 15-19). Трудные загадки приготовил для вас дед-краевед? Тогда отгадайте и про животных Сахалина (слайд 20-24).

В.: Какие вы молодцы! Правильно ответили на все загадки деда-краеведа. Продолжим нашу игру? Тогда следующий игровой сектор какой? (три). Сектор 3 (слайд 25).

В этом секторе собраны задания от сахалинских детских писателей. Первая писательница – Елена Михайловна Долгих. Она приготовила для вас загадки о птицах, готовы? Слушайте внимательно. Дети отгадывают загадки (слайды 26-28).

Еще одна сахалинская писательница Людмила Степановна Сапрыгина – Антипина. Мы с вами читали ее замечательную книгу «Киу-киу». Давайте, вспомним сказку «Кто в дупле поселился?». Вопросы по содержанию сказки. Дети отвечают на вопросы и выполняют задание (слайд 29-Л. С. Сапрыгина-Антипина; слайд 30-дятел; слайд 31 – овсянка; слайд 32 – конек).

В.: Мы познакомились с вами со сказкой «Новогодние подарки», поэтому приготовьтесь выполнить задание по этой сказке (слайд 33-35).

Дети находят подарки для животных (лисе-хвостик, оленю-рога, зайчику-варежки, кабарге-мешочек). Молодцы, вы очень внимательно слушали сказки. Какой следующий сектор? (сектор 4).

Сектор 4 «Музыкальная пауза» под песню И. Николаева «Человек влюбленный в Сахалин» (слайд 36 – на время можно отключить проектор, чтобы звучала одна музыка или использовать колонку).

Все его любили (обнять себя руками)

А потом забыли (покачать головой)

На земле остался он один (руки в стороны развести)

И идет по склонам, по траве зеленой

Человек, влюбленный в Сахалин (шагаем на месте).

И идет по склонам, по траве зеленой

Человек, влюбленный в Сахалин (приседаем правая рука вперед, левая назад-плавные движения).

Он нашел свой дворик в городке у моря

И без всяких видимых причин,

Растревожив память (левая рука на поясе, правая вверх от левой)

Начал тихо плакать, человек, влюбленный в Сахалин (в другую сторону, поменять руки).

Растревожив память (повороты в стороны-разводим руки)

Начал тихо плакать, человек, влюбленный в Сахалин.

Последний куплет (предлагаю детям придумать свои движения).

Вот мы с вами отдохнули, теперь продолжим нашу игру. Какой по счету сектор у нас играет?

Дети: пятый сектор.

Сектор 5, с вами играет Дим Димыч со своими друзьями из мультфильма «Фиксики». Он прислал для вас видеообращение, давайте посмотрим (слайд 37).

В.: Какие города Сахалина вы знаете?

Дети: Корсаков, Анива, Южно-Сахалинск, Оха, Долинск, Невельск, Холмск.

В.: А какой же город самый важный?

Дети: Южно-Сахалинск, он столица нашего острова.

В.: А где же Фиксики могут покататься на скейтах?

Дети: на скейтах в парке культуры и отдыха. А на сноубордах можно покататься на Горном воздухе. Там даже проходят соревнования для спортсменов.

В.: Правильно. Кто не успел побывать на Горном воздухе, посмотрите, пожалуйста короткое видео (слайд 38).

В.: Какие вы молодцы! Все правильно объяснили и рассказали. Какой следующий сектор?

Дети: шестой.

В.: Сектор 6 «Черный ящик» (слайд 39). Вам нужно отгадать, что находится в черном ящике. Для этого, внимательно послушайте вопрос. Этот предмет – является официальным символом Сахалинской области. Он представляет собой прямоугольное полотно цвета морской волны (синий с изумрудно-зеленоватым оттенком); в центральной части полотна – контурные изображения Сахалина и Курильских островов белого цвета. Что находится в черном ящике? (атрибут – мини флаг Сахалина).

В.: У нас остался последний сектор, в нем задания для вас приготовила – я. Сектор 7. Д/и «Найди нужные картинки».

Я предлагаю вам объединиться по два человека и получить свои задания. Нужно выбрать на соседнем столе, конверт, они под номерами. Теперь для каждой пары будут свои задания: 1 пара – выбирает только растения Сахалина, 2 пара – ягоды Сахалина, 3 пара – животные Сахалина, 4 пара – фотографии нашего села, 5 пара – птиц Сахалина и 6 пара – фотографии Южно – Сахалинска. На выполнение задания вам дается 2 минуты, советуйтесь, обсуждайте. Дети выполняют задание.

В.: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Вы все работали дружно в своих группах, советовались, слушали мнения товарища, это очень важно уважать мнение другого. Сегодня мы поговорили о культурных особенностях нашего острова, вспомнили растения, ягоды, животных нашего края, в этом нам помогли наши Сахалинские писатели. Мы можем гордиться своим островом? (ответы детей)

Конечно, я с вами полностью согласна. Мы должны уважать историю нашего острова, любить родные места, то, что принято называть «Малой Родиной», гордиться культурой, природой, достижениями своего народа и острова. Другими словами, мы должны быть патриотами своей Родины и большой, и малой, а значит соединить свою жизнь с интересами нашей страны, нашего острова; принимать участие в жизни своей малой родины, приумножать и беречь ее богатства, ценить неповторимую красоту природы, растительный и животный мир; любить свою семью, детский сад, который вы посещаете – это тоже наша большая «семья», потому что большую часть времени мы проводим вместе, играем, занимаемся, проводим праздники, рисуем рисунки.

Заключительная часть.

Вы достойно справились со всеми испытаниями.

А какие задания были самыми сложными? Какие показались для вас самыми простыми? Какие вам больше всего понравились? В начале занятия вы «получили звание знатоков», теперь, когда вы прошли достойно все испытания, я хочу наградить вас медальками «Юные патриоты Сахалина» (слайд 40, звучит торжественная музыка).

Список использованной литературы

  1. Приказ Минобразования и науки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273; ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30. 08. 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Сан Пин. 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов из опыта работы педагогов МАДОУ «Теремок» в рамках муниципальной опорной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
  6. Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников.
  7. Журнал педагогический мир / http: //pedmir. ru/
  8. Занимательное краеведение — Сахалинская областная детская библиотека / https: //sakhodb. ru/local-history/zanimatelnoe-kraevedenie/
  9. Центр профессиональных инноваций / http: //cvsoci. ru/

Самоанализ НОД.

Тема занятия: Моя малая Родина – остров Сахалин.

Возраст детей: 6-7 лет.

Количество детей: 12 из них 6-мальчиков, 6-девочек.

Задачи программного содержания.

Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания о селе, его достопримечательностях, узнавать на фото знакомые объекты, знать их названия;
  • формировать систему представлений о малой Родине – острове Сахалин, его природе, детских писателях.
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающие:

  • развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, город, село, остров);
  • формировать связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полным развернутым ответом, отстаивать свою точку зрения.
  • создавать условия для использования в речи, раннее полученных знаний о родном крае.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства любви к малой Родине через ценности родного села;
  • воспитывать навыки сотрудничества, способность внимательно слушать и слышать сверстников и воспитателя, умение работать в команде.
  • желание беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект).

Тип занятия: тематическое, занятие – конкурс.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная.

Методы и технологии обучения.

  • наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.
  • словесные: вопросы воспитателя и ответы детей, беседа, инструкции, объяснения.
  • практические: предметно-практические и умственные действия.

Применение современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии (музыкальная пауза);
  • Информационно-коммуникационные технологии (использование мультимедийной презентации);
  • Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);
  • Игровая технология (занятие в формате интеллектуальной игры);
  • Технология критического мышления (личный опыт воспитанников);
  • Технология проблемного или развивающего обучения (вопросы, практические задания).

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, черный ящик, атрибут (флаг Сахалина), фотографии села и города Южно-Сахалинска, животных Сахалина, растений и ягод Сахалина, птиц Сахалина.

Предварительная работа: экскурсия в «Пожарную часть» с. Соловьевка, экскурсия в музей с. Соловьевка, отгадывание тематических загадок: животные, растения, ягоды и птицы острова, беседы. Чтение художественной литературы сахалинских писателей: Л. Сапрыкина-Антипина «Киу-киу», Е.М. Долгих «Забавные животные».

Представленное занятие построено в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих и совместных действий воспитателя и детей)
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей)
  • принцип доступности и поэтапности (соответствие возрастным особенностям)
  • принцип системности (интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»)
  • принцип дифференцированного обучения (индивидуальная и групповая работа)
  • принцип психологической комфортности.

Для создания интереса к занятию, в водной части, было использовано художественное слово, определяющее тему занятия.

Применение инновационных технологий – использование аудиозаписи, видеозаписи и презентации.

Для создания мотивации – вступление в знатоки.

В основной части занятия давалась наглядная информация, что способствует более успешному восприятию материала. В начале основной части – более легкие вопросы. Потом чуть сложнее, но с опорой на наглядность и выбор вариантов ответа. Для выполнения последующих заданий необходимо было «включить» личный опыт и память.

На протяжении занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности (наглядная, музыкальная, игровая, просмотр, предметно-практическая).

Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме «Моя малая Родина – остров Сахалин».

Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую активность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей – подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне.

Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалоге с воспитателем и товарищами, внимательно слушали и выполняли задания педагога и героев.

Дидактическая цель, на мой взгляд достигнута. Занятие можно считать продуктивным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год