Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Моя малая Родина – остров Сахалин» для детей старшего дошкольного возраста.
Викторины
Автор: Радионова Татьяна Анатольевна   
27.02.2023 06:24

Конспект НОД в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Моя малая Родина – остров Сахалин» для детей старшего дошкольного возраста.Конспект НОД в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» «Моя малая Родина – остров Сахалин» для детей старшего дошкольного возраста.

Ф.И. О. автора: Радионовой Т.А. Должность: Воспитатель группа: подготовительная с. Соловьевка 2023

Пояснительная записка к конспекту занятия.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).

Направленность занятия: патриотическое воспитание.

При составлении конспекта опиралась на возрастные критерии программы «От рождения до школы» образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно: «Ребенок в семье и сообществе» [5, c. 55], «Ознакомление с социальным миром» [5, c. 84-85] для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Актуальность:

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают взрослых, не знают национальные праздники, мало знают о родном городе, селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким и окружающим людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким, гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился и вырос, уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Применение современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии (музыкальная пауза);
  • Информационно-коммуникационные технологии (использование мультимедийной презентации);
  • Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);
  • Игровая технология (занятие в формате интеллектуальной игры);
  • Технология критического мышления (личный опыт воспитанников);
  • Технология проблемного или развивающего обучения (вопросы, практические задания).

Результаты:

Формирование чувства сопричастности с жизнью страны, села, области, заботы о малой Родине, бережное отношение к природе, отзывчивости по отношению к близким, друзьям.

Расширение кругозора, получение знаний о своей малой Родине в разных аспектах (патриотическом, экологическом, познавательном).

Активизация диалогической и монологической речи, грамматического строя речи, связной речи, мышления, памяти, воображения.

Цель: углубление и обобщение представлений детей о своей малой Родине – остров Сахалин.

Задачи программного содержания.

Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания детей о селе, его достопримечательностях, узнавать на фото знакомые объекты, знать их названия;
  • формировать систему представлений о малой родине – острове Сахалин, его природе;
  • закрепить представления детей о сахалинских детских писателях;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающие:

  • разивать логическое и образное мышление через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, город, село, остров);
  • развивать связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полным развернутым ответом, отстаивать свою точку зрения.
  • создавать условия для использования в речи, раннее полученных знаний о родном крае.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства любви к малой родине через ценности родного села, острова Сахалин;
  • воспитывать навыки сотрудничества, способность внимательно слушать и слышать сверстников и воспитателя, умение работать в команде.
  • желание беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект).

Тип занятия: тематическое, занятие – конкурс.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная.

Методы и технологии обучения.

  • наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.
  • словесные: вопросы воспитателя и ответы детей, беседа, инструкции, объяснения.
  • практические: предметно-практические и умственные действия.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, черный ящик, атрибут (флаг Сахалина), фотографии села и города Южно-Сахалинска, животных Сахалина, растений и ягод Сахалина, птиц Сахалина.

Предварительная работа: экскурсия в «Пожарную часть» с. Соловьевка, экскурсия в музей с. Соловьевка, отгадывание тематических загадок: животные, растения, ягоды и птицы острова, беседы. Чтение художественной литературы сахалинских писателей: Л. Сапрыкина-Антипина «Киу-киу», Е.М. Долгих «Забавные животные».

Методическое обеспечение.

  1. Приказ Минобразования и науки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273; ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30. 08. 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Сан Пин. 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов из опыта работы педагогов МАДОУ «Теремок» в рамках муниципальной опорной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
  6. Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников.
  7. Журнал педагогический мир / http: //pedmir. ru/
  8. Занимательное краеведение — Сахалинская областная детская библиотека / https: //sakhodb. ru/local-history/zanimatelnoe-kraevedenie/
  9. Центр профессиональных инноваций / http: //cvsoci. ru/

План занятия.

Этапы занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Создание мотивации (художественное слово, получение звание «знатоков»).

3-5 минут

Основная часть

Сектор 1

Сектор 2

Сектор 3

Сектор 4

Сектор 5 (музыкальная пауза)

Сектор 6

Сектор 7

2-3 минуты

20-25 минут

Заключение

Награждение. Подведение итогов.

3 минут

Ход занятия.

Вводная часть.

Приглашаю детей встать в круг для объявления темы занятия.

В.: Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я предлагаю вам поиграть со мной в интеллектуальную игру, которая называется «Что? Где? Когда?». Как вы уже, наверное, догадались, вам надо будет отвечать на вопросы и выполнять различные задания. Но о чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Дети: еще не знаем.

В.: Тогда послушайте стихотворение, и вы поймете нашу тему.

За горами синими, словно исполин,

Окружен проливами, дремлет Сахалин.

Белыми туманами сонными укрыт,

Тайну мироздания бережно хранит.

Из заливов и озер, речек ручейков

Провожает в плаванье стайками мальков.

«Возвращайтесь взрослыми из морских глубин» -

Расставаясь, просит их рыба – Сахалин.

Красками неброскими выполнен пейзаж,

Бродит под березками косолапый страж,

Сивучи ленивые тешатся волной,

Прилетают лебеди погостить весной.

Дети: об острове Сахалин.

Основная часть.

В.: Правильно, сегодня наша игра будет о нашем родном острове. А как вы думаете, почему? (ответы детей).

Остров Сахалин – наша малая родина. Это место, где мы с вами родились и живем. Это село, город, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, это маленький кусочек нашей огромной страны – России. Но в эту игру играют настоящие знатоки. Я предлагаю вам «получить звание знатока», для этого вам нужно представиться: назвать свою фамилию, имя, возраст и адрес, где вы живете, согласны?

Дети представляются.

Слайд 1 (звучит торжественная музыка начала игры). Теперь прошу вас занять свои места за нашим столом (рассаживаются полукругом).

Правила игры. На столе лежат конверты с заданиями, каждый под своим номером. Вы будете разгадывать их в порядке возрастания числового ряда первого десятка. Для ответа на вопрос, нужно будет поднять руку, только тогда ваш ответ будет засчитан. Вы готовы? Тогда начинаем.

Сектор 1 (слайд 2). С вами играет руководитель школьного музея с. Соловьевка Половинко Надежда Павловна. Она подготовила для вас несколько фотографий. Вам нужно внимательно посмотреть и назвать, что на них изображено.

Слайд 3 (площадь с. Соловьевка) – правильно, дальше.

Слайд 4 (школа с. Соловьевка) – молодцы.

Слайд 5 (Дом культуры с. Соловьевка) – пока без ошибок, дальше.

Слайд 6 (это мы были в музеи с. Соловьевка) – молодцы, вспомнили? Нас приглашали с вами в гости.

Слайд 7 (Пожарная часть с. Соловьевка, мы были там на экскурсии) – правильно. Молодцы, остался только один вопрос, что же можно назвать достопримечательностью нашего села?

Дети: площадь с орлом.

В.: Почему вы так решили?

Дети: Достопримечательность – это место, которое заслуживает особого внимания.

В.: Абсолютно верно. Это особенное место, по которому можно узнать село, город, страну. Это визитная карточка того места, о котором мы хотим рассказать. (Кратко напоминаю историю села). Наше село находится на берегу Анивского залива, основано в 1881 году и названо в честь полковника Соловьева, т.е. нашему селу в этом году исполнилось 139 лет со времени основания. Наш остров и наше село в 1890 году посетил известный русский писатель А.П. Чехов (слайд 8). После этого он написал книгу «Остров Сахалин». В городе Южно-Сахалинск есть литературно-художественный музей А.П. Чехова – это тоже достопримечательность, но только нашего острова.

В.: Молодцы, вы справились с первым заданием. Продолжаем нашу игру.

Сектор 2 (слайд 9-после видеовставок, 2 щелчка мышью для перехода на следующий слайд). Вопросы от деда-краеведа Игната Матвеевича. Он прислал вам видеообращение. Внимание на экран.

В.: Давайте ответим на первый вопрос Игната Матвеевича. Почему Сахалин – это остров?

Дети: потому что со всех сторон он окружен водой.

В.: Конечно. И еще наш остров похож на рыбу (на стене висит макет Сахалина – можно предложить детям еще раз обратить внимание на его контуры). А теперь давайте отгадаем загадки. Сначала о растениях Сахалина (слайд 10-14). Теперь загадки про ягоды Сахалина (слайд 15-19). Трудные загадки приготовил для вас дед-краевед? Тогда отгадайте и про животных Сахалина (слайд 20-24).

В.: Какие вы молодцы! Правильно ответили на все загадки деда-краеведа. Продолжим нашу игру? Тогда следующий игровой сектор какой? (три). Сектор 3 (слайд 25).

В этом секторе собраны задания от сахалинских детских писателей. Первая писательница – Елена Михайловна Долгих. Она приготовила для вас загадки о птицах, готовы? Слушайте внимательно. Дети отгадывают загадки (слайды 26-28).

Еще одна сахалинская писательница Людмила Степановна Сапрыгина – Антипина. Мы с вами читали ее замечательную книгу «Киу-киу». Давайте, вспомним сказку «Кто в дупле поселился?». Вопросы по содержанию сказки. Дети отвечают на вопросы и выполняют задание (слайд 29-Л. С. Сапрыгина-Антипина; слайд 30-дятел; слайд 31 – овсянка; слайд 32 – конек).

В.: Мы познакомились с вами со сказкой «Новогодние подарки», поэтому приготовьтесь выполнить задание по этой сказке (слайд 33-35).

Дети находят подарки для животных (лисе-хвостик, оленю-рога, зайчику-варежки, кабарге-мешочек). Молодцы, вы очень внимательно слушали сказки. Какой следующий сектор? (сектор 4).

Сектор 4 «Музыкальная пауза» под песню И. Николаева «Человек влюбленный в Сахалин» (слайд 36 – на время можно отключить проектор, чтобы звучала одна музыка или использовать колонку).

Все его любили (обнять себя руками)

А потом забыли (покачать головой)

На земле остался он один (руки в стороны развести)

И идет по склонам, по траве зеленой

Человек, влюбленный в Сахалин (шагаем на месте).

И идет по склонам, по траве зеленой

Человек, влюбленный в Сахалин (приседаем правая рука вперед, левая назад-плавные движения).

Он нашел свой дворик в городке у моря

И без всяких видимых причин,

Растревожив память (левая рука на поясе, правая вверх от левой)

Начал тихо плакать, человек, влюбленный в Сахалин (в другую сторону, поменять руки).

Растревожив память (повороты в стороны-разводим руки)

Начал тихо плакать, человек, влюбленный в Сахалин.

Последний куплет (предлагаю детям придумать свои движения).

Вот мы с вами отдохнули, теперь продолжим нашу игру. Какой по счету сектор у нас играет?

Дети: пятый сектор.

Сектор 5, с вами играет Дим Димыч со своими друзьями из мультфильма «Фиксики». Он прислал для вас видеообращение, давайте посмотрим (слайд 37).

В.: Какие города Сахалина вы знаете?

Дети: Корсаков, Анива, Южно-Сахалинск, Оха, Долинск, Невельск, Холмск.

В.: А какой же город самый важный?

Дети: Южно-Сахалинск, он столица нашего острова.

В.: А где же Фиксики могут покататься на скейтах?

Дети: на скейтах в парке культуры и отдыха. А на сноубордах можно покататься на Горном воздухе. Там даже проходят соревнования для спортсменов.

В.: Правильно. Кто не успел побывать на Горном воздухе, посмотрите, пожалуйста короткое видео (слайд 38).

В.: Какие вы молодцы! Все правильно объяснили и рассказали. Какой следующий сектор?

Дети: шестой.

В.: Сектор 6 «Черный ящик» (слайд 39). Вам нужно отгадать, что находится в черном ящике. Для этого, внимательно послушайте вопрос. Этот предмет – является официальным символом Сахалинской области. Он представляет собой прямоугольное полотно цвета морской волны (синий с изумрудно-зеленоватым оттенком); в центральной части полотна – контурные изображения Сахалина и Курильских островов белого цвета. Что находится в черном ящике? (атрибут – мини флаг Сахалина).

В.: У нас остался последний сектор, в нем задания для вас приготовила – я. Сектор 7. Д/и «Найди нужные картинки».

Я предлагаю вам объединиться по два человека и получить свои задания. Нужно выбрать на соседнем столе, конверт, они под номерами. Теперь для каждой пары будут свои задания: 1 пара – выбирает только растения Сахалина, 2 пара – ягоды Сахалина, 3 пара – животные Сахалина, 4 пара – фотографии нашего села, 5 пара – птиц Сахалина и 6 пара – фотографии Южно – Сахалинска. На выполнение задания вам дается 2 минуты, советуйтесь, обсуждайте. Дети выполняют задание.

В.: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Вы все работали дружно в своих группах, советовались, слушали мнения товарища, это очень важно уважать мнение другого. Сегодня мы поговорили о культурных особенностях нашего острова, вспомнили растения, ягоды, животных нашего края, в этом нам помогли наши Сахалинские писатели. Мы можем гордиться своим островом? (ответы детей)

Конечно, я с вами полностью согласна. Мы должны уважать историю нашего острова, любить родные места, то, что принято называть «Малой Родиной», гордиться культурой, природой, достижениями своего народа и острова. Другими словами, мы должны быть патриотами своей Родины и большой, и малой, а значит соединить свою жизнь с интересами нашей страны, нашего острова; принимать участие в жизни своей малой родины, приумножать и беречь ее богатства, ценить неповторимую красоту природы, растительный и животный мир; любить свою семью, детский сад, который вы посещаете – это тоже наша большая «семья», потому что большую часть времени мы проводим вместе, играем, занимаемся, проводим праздники, рисуем рисунки.

Заключительная часть.

Вы достойно справились со всеми испытаниями.

А какие задания были самыми сложными? Какие показались для вас самыми простыми? Какие вам больше всего понравились? В начале занятия вы «получили звание знатоков», теперь, когда вы прошли достойно все испытания, я хочу наградить вас медальками «Юные патриоты Сахалина» (слайд 40, звучит торжественная музыка).

Список использованной литературы

  1. Приказ Минобразования и науки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273; ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30. 08. 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Сан Пин. 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов из опыта работы педагогов МАДОУ «Теремок» в рамках муниципальной опорной площадки по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
  6. Ястребцова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников.
  7. Журнал педагогический мир / http: //pedmir. ru/
  8. Занимательное краеведение — Сахалинская областная детская библиотека / https: //sakhodb. ru/local-history/zanimatelnoe-kraevedenie/
  9. Центр профессиональных инноваций / http: //cvsoci. ru/

Самоанализ НОД.

Тема занятия: Моя малая Родина – остров Сахалин.

Возраст детей: 6-7 лет.

Количество детей: 12 из них 6-мальчиков, 6-девочек.

Задачи программного содержания.

Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания о селе, его достопримечательностях, узнавать на фото знакомые объекты, знать их названия;
  • формировать систему представлений о малой Родине – острове Сахалин, его природе, детских писателях.
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающие:

  • развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, город, село, остров);
  • формировать связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полным развернутым ответом, отстаивать свою точку зрения.
  • создавать условия для использования в речи, раннее полученных знаний о родном крае.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства любви к малой Родине через ценности родного села;
  • воспитывать навыки сотрудничества, способность внимательно слушать и слышать сверстников и воспитателя, умение работать в команде.
  • желание беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект).

Тип занятия: тематическое, занятие – конкурс.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая, индивидуальная.

Методы и технологии обучения.

  • наглядные: демонстрация, показ, рассматривание.
  • словесные: вопросы воспитателя и ответы детей, беседа, инструкции, объяснения.
  • практические: предметно-практические и умственные действия.

Применение современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии (музыкальная пауза);
  • Информационно-коммуникационные технологии (использование мультимедийной презентации);
  • Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества);
  • Игровая технология (занятие в формате интеллектуальной игры);
  • Технология критического мышления (личный опыт воспитанников);
  • Технология проблемного или развивающего обучения (вопросы, практические задания).

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, черный ящик, атрибут (флаг Сахалина), фотографии села и города Южно-Сахалинска, животных Сахалина, растений и ягод Сахалина, птиц Сахалина.

Предварительная работа: экскурсия в «Пожарную часть» с. Соловьевка, экскурсия в музей с. Соловьевка, отгадывание тематических загадок: животные, растения, ягоды и птицы острова, беседы. Чтение художественной литературы сахалинских писателей: Л. Сапрыкина-Антипина «Киу-киу», Е.М. Долгих «Забавные животные».

Представленное занятие построено в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих и совместных действий воспитателя и детей)
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей)
  • принцип доступности и поэтапности (соответствие возрастным особенностям)
  • принцип системности (интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»)
  • принцип дифференцированного обучения (индивидуальная и групповая работа)
  • принцип психологической комфортности.

Для создания интереса к занятию, в водной части, было использовано художественное слово, определяющее тему занятия.

Применение инновационных технологий – использование аудиозаписи, видеозаписи и презентации.

Для создания мотивации – вступление в знатоки.

В основной части занятия давалась наглядная информация, что способствует более успешному восприятию материала. В начале основной части – более легкие вопросы. Потом чуть сложнее, но с опорой на наглядность и выбор вариантов ответа. Для выполнения последующих заданий необходимо было «включить» личный опыт и память.

На протяжении занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности (наглядная, музыкальная, игровая, просмотр, предметно-практическая).

Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме «Моя малая Родина – остров Сахалин».

Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую активность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей – подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне.

Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалоге с воспитателем и товарищами, внимательно слушали и выполняли задания педагога и героев.

Дидактическая цель, на мой взгляд достигнута. Занятие можно считать продуктивным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год