Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Викторина «Зимние тайны»
Викторины
Автор: Решетнякова Любовь Васильевна   
07.01.2018 06:44

Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Викторина «Зимние тайны»Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Викторина «Зимние тайны»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Расширять и закреплять знания детей о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  2. Расширять и закреплять знания детей о многообразии лесных птиц и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  3. Закреплять знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
  4. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам.

II. Развивающие:

  1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.
  3. Развивать связную и образную речь.
  4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
  5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  2. Воспитывать любовь к родной природе.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа: атмосфера, водяной пар, гайно, тетерев-косач, пихта, кедр, метель, вьюга, пурга, снегопад, поземка.

В развивающей среде: наборы наглядно-демонстрационных картинок по теме «Зима», «Зимующие птицы», «Деревья»; книги, энциклопедии, игры и т.д.

Оборудование:

Презентация к теме «Зимние тайны», музыкальное оформление, эмблемы для участников команд «зайчики», «белочки», столы, стулья для команд, набор картинок: ветки и кусочки коры деревьев, еловые и сосновые шишки; рисунок «Чьи следы?», рисунок с контурами птиц. Мольберты. Картинки зимующих и перелетных птиц. Медали для награждения.

Предварительная работа

  1. Рассматривание набора иллюстраций «Деревья наших лесов», чтение и рассматривание энциклопедии «Растительный мир».
  2. Беседа о бережном отношении к растительному и животному миру нашего края.

I. Мотивация к деятельности:

Воспитатель включает тихо музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима».

(Воспитатель делает музыку по громче, чтобы привлечь внимание детей, чтобы они спросили: «А что мы будем делать сейчас?)

Воспитатель предлагает присесть детям на стульчики и послушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель (В.). Много тайн и загадок хранит зима.

- Вы бы хотели сейчас разгадать их и ответить на вопросы, которые нам приготовила зимушка-зима? (Ответы детей)

- Вы хотели бы поиграть со мной в викторину? (Ответы детей)

Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на две команды.

Как нам это можно сделать? (предложения детей)

Выбираем один из предложенных (путем голосования).

Так, ребята, здорово, у нас есть две замечательные команды. Но нет названий команд? Название должно быть связано с природой.

Что будем делать? (придумаем название команды)

(Каждая команда предлагает свое название, если дети не могут выбрать название, необходимо голосование).

Я предлагаю вам проголосовать, кто за название «……» хлопните в ладоши, кто за название команды «…» поднимите руки.

И, так, представляю вам 1 команда, например «Зайчики» и 2 команда «Белочки». Капитаном будет тот, кого вы выберите сами. Дети выбирают капитана.

Ребята, слушайте правила игры:

  1. Команда должна сообща и быстро искать ответ.
  2. Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.
  3. Не перебивать друг друга.
  4. Когда отвечают игроки одной команды, другие молчат.

- Ребята, вы запомнили правила? Команды готовы?

- Тогда начинаем викторину!

Воспитатель показывает презентацию

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав)

В.: Внимание! Внимание! Начинаем викторину!

Проведем разминку капитанов. За каждый правильный ответ команда получает в свою копилку 1 бал, т.е. 1 шишку.

Вопросы капитану команды «зайчики»:

  1. Что получиться, когда вода замёрзнет? Лёд.
  2. Что получиться, когда пар попадет на холодную поверхность? Вода.

Вопросы капитану команды «белочки»:

  1. Что получиться, когда лед растает? Вода.
  2. Что из себя представляет вода в атмосфере? Водяной пар, облако, туман, снег.

В. Какие молодцы капитаны, ответили на все вопросы.

Команды будьте внимательны!

Задание 1. «Бывает – не бывает»

В. Всем нужно послушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает. Будьте внимательны, если команда не ответит, то помогают ей игроки другой команды и получают в свою копилку 2 бала.

Вопросы для команды «Зайчики»

  1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? Не бывает.
  2. А бывает так, чтобы зайцы ели семена из шишек, когда очень холодно? Не бывает.
  3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Не бывает.
  4. Бывает так, что сорока живет в дупле? Не бывает.
  5. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть? Не может.

Вопросы для команды «Белочки»

  1. Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? Не бывает.
  2. В январе медведь выходит на прогулку, так бывает? Не бывает.
  3. А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? Не бывает.
  4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет? Не бывает.
  5. А бывает так, что у птиц как бы растут косички? Бывает: хвост тетерева-косача похож на пучок косичек.

Задание 2. «Путаница»

В. Ребята, посмотрите, у вас на мольберте висят картинки. Нужно найти то, что принадлежит данному дереву: листик, кора, плод. Думаем, советуемся! Предоставляем слово команде «зайчиков» …, а теперь расскажут нам «белочки»

В. Молодцы, ребята, вы получаете по 1балу.

В. А сейчас «Зайчики» и «Белочки» игровая пауза п/и «Птичья полечка».

Правила игры: зазвучала музыка и вы все начнете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это птица, которая зимой живет с нами, вы присаживаетесь на корточки, если улетает в теплые края, вы стоите на месте.

Итак, играем! Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу В. Музыка прекращается, и он называет птицу: воробей – дети стоят на месте, опят звучит музыка, дети танцуют, В. –скворец, клест, соловей, ворона, ласточка.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

В. Дети, вы молодцы, присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу викторину.

Задание 3. «Отгадайте загадки» (поочередно).

Команда «Белочки»

1. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

Команда «Зайчики»

2. Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Команда «Белочки»

3. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Команда «Зайчики»

4. Щиплет уши, щиплет нос,
Брызнешь в воду – упадет,
Лезет в варежки мороз.
Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Команда «Белочки»

5. Без досок, без топоров.
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Команда «Зайчики»

6. Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Команда «Белочки»

7. Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Команда «Зайчики»

8. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Задание 4. «Чьи следы?»

В. Каждая команда получает карточку с изображением следов (1 команда: лиса, волк, медведь, дикая утка, голубь, цапля, орел; 2 команда: волк, лиса, заяц, белка, собака, цапля, орел.)

И снова игровая пауза «Воздух, Вода, Земля, Ветер»

Дети становятся в круг. Воспитатель ходит в нутрии круга и говорит одно из четырех слов (воздух, вода, земля, веете) – и считает до пяти. Тот, к кому подошла В., должен за это время назвать, в зависимости от слова, которое ему задано, птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Победит тот, кто останется в кругу.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 5. «Вопрос — ответ»

Команда «Белочки»

  1. Кто выводит птенцов под снегом в январе? Клест.
  2. Кого называют санитарами леса? Птиц, муравьев.
  3. Кто из зверей в лесу зимой спит? Медведь, барсук, еж.
  4. Как называется гнездо белки? Гайно.
  5. У каких деревьев иголки как у ежа? У елки, пихты, кедра.
  6. Как деревья живут зимой? Летом деревья запасают в стволах и ветках крахмал (питательные вещества). Зимой движение соков прекращается, и деревья впадают в спячку.

Команда «Зайчики»

  1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Хвост помогает прыгать с дерева на дерево и служит «рулем» и «парашютом». В холодные дни во время сна белка закрывает им нос и живот.
  2. Какие природные явления бывают зимой? Метели, вьюги, пурга, снегопады.
  3. Как ведут себя рыбы в зимнее время? Дремлют, зарываются в ил.
  4. Что можно дать птицам на обед? В зависимости от вида птицы. Воробьям, голубям – крошки, зерно. Синицам — семечки, сало.
  5. Чем выделяется береза среди других деревьев? Цветом ствола.
  6. Как готовится заяц к зиме? Меняет шубку.

Задание 6. «Сосчитайте птиц»

В. А теперь попробуйте сосчитать, сколько птиц спряталось на рисунке. Вы должны не только сосчитать, но и назвать их. Воспитатель вывешивает картинки с заданием для обеих команд.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 7. «Найдите ошибку»

Команда «Зайчики»

На столе картинки перелетных птиц (среди них 1-2 картинки зимующих птиц)

Команда «Белочки»

На столе картинки с зимующими птицами (среди них 1-2 картинки перелетных птиц)

Задание 8. «Добавь словечко»

Команда «Зайчики»

  1. Лес может быть густым, а может и … редким.
  2. Волк зверь большой, а еж … маленький.
  3. У синички грудка желтая, а у снегиря … красная.
  4. Бежит по снегу, а следу нет... поземка.
  5. Елочка колючая, ивушка … плакучая.

Команда «Белочки»

  1. У лисы нора, а у волка … логово.
  2. След зайца — … заячий.
  3. Волк хищное животное, а лось … травоядное.
  4. Зимой вьюга – летом … ненастье.
  5. Январь год начинает, а декабрь … кончает.

Рефлексия:

Вы, ребята, сегодня все были молодцы.

  • Какой вопрос вас поразил или удивил?
  • А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о зиме?
  • Какие новые слова запомнили?

Ответы детей.

- Сегодня мы с вами закрепили знания о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям. Каждый из вас может загадать загадки о зиме, животных и растениях своим родным.

Жюри подводит итоги (подсчитывает количество шишек).

Награждение команд.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год