Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра — викторина по финансовой грамотности «Юные финансисты» для старших дошкольников
Вязание
Автор: Метлина Ульяна Александровна   
19.04.2025 16:34

Дидактическая игра — викторина по финансовой грамотности «Юные финансисты» для старших дошкольниковДидактическая игра — викторина по финансовой грамотности «Юные финансисты» для старших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №34 с.п. Селекционной станции

Методические рекомендации к игре — викторине по финансовой грамотности «Юные финансисты» для старших дошкольников

Воспитатель: Метлина У.А. Селекционная станция, 2025 год.

Актуальность: ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

 

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Экономическое воспитание — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

  • загадки
  • пословицы
  • сказки
  • экономические задачи
  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • занятия.

Главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Обобщить, закрепить знания детей о финансовой грамотности, полученные ранее на занятиях.
  • продолжать развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
  • развивать умение работать в команде
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Планируемые результаты:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений
  • воспитание доброжелательности, уважения к мнению других
  • воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • оценка правильности выполнения действий
  • адекватное восприятие предложений товарищей

Игра состоит: из лототрона, включающего 48 кубиков, разделенных на 6 раундов по 8 вопросов. Каждый раунд – это новая цветовая гамма текста на кубиках, добавляющая визуальное разнообразие.

В финальных 5 и 6 раундах усложняем задачу, предлагая задания, представленные как текстом, так и визуальными изображениями. Это стимулирует креативное мышление и умение анализировать информацию в разных форматах.

Для каждой команды предусмотрен стильный кошелек, отличающийся по цвету и эмблеме. За каждый правильный ответ команды награждаются монетами, добавляющими элемент соревнования и вознаграждения за знания. Готовьтесь к увлекательному путешествию в мир знаний и стратегического мышления!

Правила игры: Игра начинается с представления команд и краткого объяснения правил. Ведущий подчеркивает важность финансовой грамотности в современном мире и настраивает участников на увлекательное соревнование.

Первый раунд начинается с выбора кубика из лототрона. Команды внимательно слушают вопрос и обсуждают варианты ответов. Время на размышление ограничено, что добавляет азарта. За каждый правильный ответ команда получает определенное количество монеток, которые складываются в общую копилку.

По мере продвижения по раундам сложность вопросов возрастает, требуя от участников более глубоких знаний и умения применять их на практике.

В заключительном раунде команды демонстрируют свои знания, отвечая на самые сложные вопросы.

После подсчета монеток объявляется команда-победитель. Участники получают призы и поздравления, а главное – ценные знания и навыки, которые пригодятся им в будущем.

Перед каждым раундом в лототрон закладываются кубики с заданиями из данного раунда. Один человек подходит и выбирает кубик с заданием.

Перед началом вспоминаем правила игры:

  • Слушать внимательно вопрос.
  • Обсуждаем и даем ответ.
  • Не кричим — это главное правило.
  • За полный, правильный ответ зарабатываем монету.
  • Побеждает та команда, у которой больше монет.

«Знакомство с командами»

В нашей викторине принимают участие две команды. Капитаны представляют свои команды.

1раунд

Загадки по финансовой грамотности.

Каждой команде по очереди необходимо отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.

Использование загадок в образовательном процессе позволяет не только развивать интеллектуальные способности детей, но и формировать у них навыки коммуникации, сотрудничества и уважения к мнению других. Разгадывание загадок становится увлекательным и познавательным занятием, которое способствует всестороннему развитию личности ребенка.

1. Чтоб хранить свои доходы,

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

(Копилка)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (Товар)

3. Это крупный магазин

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке

От одежды до булавки. (Супермаркет)

4. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

5. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

6. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

7. На товаре быть должна обязательно… (Цена)

8. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)

2 раунд

Пословицы и поговорки о труде.

Разучивание пословиц и поговорок — это развитие интеллектуальных, и творческих способностей детей, выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи, речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;

На кубиках в лототроне написаны часть пословицы, воспитатель ее читает, а дети должны продолжить.

-Труд человека кормит, а лень… (портит).

-Дерево сильно корнями, а человек … (трудами).

-Землю солнце красит, а человека… (труд)

-Делу время потехе … (час)

-Скучен день до вечера, когда делать (нечего)

-Дело мастера… (боится)

3 раунд

«Доход и расход»

Игра «Доход и расход» проводится для закрепления понятий.

Доход — это материальные ценности или средства, полученные в результате какой-либо деятельности. Например, заработная плата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия.

Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Например, покупка продуктов в магазине, оплата коммунальных услуг, детского сада.

Этот раунд посвящен доходам и расходам. Воспитатель читает фразу на выбранном кубике из лототрона, а ребята из команды вы заканчивают фразу. Определяя к доходам или расходам относиться, ситуация.

- Мама получила зарплату… (доход)

- Папа заболел… (расход)

- Выиграли приз… (доход)

- Потерял телефон… (расход)

- Бабушка продала помидоры… (доход)

- Заплатили за квартиру… (расход)

- Нашли деньги… (доход)

- Купили машинку… (расход)

За каждый правильный ответ команда получает монетку.

4 раунд

«Вопрос -ответ».

«Вопрос -ответ». На каждый вопрос нужно отвечать очень быстро.

  1. Деятельность, направленная на получение прибыли – это (бизнес, предпринимательство)
  2. Что проверяют, не отходя от кассы? (деньги)
  3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
  4. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
  5. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
  6. Натуральный обмен одной вещи на другую – это.? (бартер)
  7. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
  8. Лицо торговой точки это что? (витрина)
  9. раунд

Ответить на вопрос, заданный на кубике с помощью картинок подсказок.

  1. Где люди держат свои деньги и кредитки (кошелек, банкомат, кастрюля с деньгами, банка с деньгами)
  2. Чем нельзя расплатиться за товар (деньги, карты, купюры, картон)
  3. Что не является жизненно- важной потребностью (вода, телевизор, игрушка, еда)
  4. Что нельзя купить за деньги (дружба, семья, диван, отдых)
  5. Найдите средство электронного платежа (золото, купюры, монеты, карта)
  6. За что выдают зарплату (катание на тюбинге, сон, работа, учеба)
  7. Что нужно вставить в банкомат, чтобы получить деньги. (фото, карта, билет, деньга)
  8. Что проверяют, не отходя от кассы (деньги, продукты, карту, игрушку)
  9. раунд

«Угадай профессию по трём предметам».

На кубике есть картинки с предметами, ваша задача отгадать какой профессии принадлежатэтипредметы.

  1. Весы, прилавок, товар (продавец)
  2. Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар)
  3. Краска, кисти, побелка (маляр)
  4. Небо, самолет, аэродром (летчик)
  5. Банк, кредит, счет в банке (банкир)
  6. Экономия, доход, расход (экономист)
  7. Мел, доска, учебник (учитель)
  8. Градусник, белый халат, лекарства (врач).

Пришло время подвести итоги и объявить победителей. Ведущий благодарит всех участников за проявленный интерес и активное участие.

Победители награждаются ценными призами и дипломами, подтверждающими их высокий уровень финансовой грамотности. Но главное – все участники получили ценный опыт и знания, которые помогут им принимать взвешенные решения в финансовой сфере.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год