Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила»
Тесты, Игры, Головоломки, Фокусы
Автор: Шрейнер Татьяна Евгеньевна   
10.04.2015 12:44

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Шашечные правила»

Цель: Научить детей играть в шашки.

Задачи:

«Область познания»

  • Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.

«Область коммуникация»

  • Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.

«Область социализация»

  • Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Оборудование: шашки, игровое поле, интерактивная доска.

Ход деятельности:

(Дети заходят в зал).

В: Ребята давайте с вами присядем на волшебный ковер, который нас унесет в волшебную страну шашек.

В:- Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем детском саду будет проходить шашечный турнир среди детей, которые к нам ходят. А вы хотели бы принять участие?

Д: ответы детей.

В: Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

В: — Ребята, кто из вас знает, что такое турнир?

Д: Ответы детей (вид соревнования)

В: — Как зовут человека, который играет в шашки?

Д: Ответы детей (Шашист)

В: — А каким должен быть шашист?

Д: Ответы детей (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

В: — Что нужно для игры в шашки?

Д: Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

В: — Кто может играть в шашки?

Д: Ответы детей (Любой человек)

В: — Кто может быть партнёром для игры?

Д: Ответы детей (Любой человек)

В: — Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры?

Д: Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

В: — Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки и рассекретили все диковинные тайны волшебной доски.

(Дети садятся за столы).

В:- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.

(Слайд шашечного поля)

В:- Что вы видите на доске?

Д: Ответы детей (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

В:- Чем они похожи и чем они отличаются?

Д: Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

В: — «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …»

В: Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.

Д: Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

В: — Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?

Д: Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

В: — Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

(Слайд разных по цвету шашечных полей)

В: А как называется каждый из квадратиков или клеток?

Д: Ответы детей (Поле)

В: — Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

В: Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

(Слайд правильного расположения доски)

В: — А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

В: Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?

Д: Ответы детей (Горизонтальные линии)

(Слайд доски со стрелками по горизонтали)

В: — Сосчитайте, сколько их на доске?

Д: Ответы детей (8 горизонтальных линий)

В: — А как ребята, обозначаются горизонтальные линии?

Д: Ответы детей (Цифра ставится сбоку слева и справа от доски) (Поля без цифр на каждого ребенка)

В: — Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Д: Ответы детей (Вертикальные линии)

(Слайд шашечного поля с линиями по вертикали)

В: — Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам сравнить их по длине, а как вы это сделайте, решите сами (считают кол-во клеток и сравнивают)

Д: Ответы детей

В: — Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?

Д: Ответы детей (Линии равные)

В: ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды. И подойти каждой команде к своему столу.

В: Вот посмотрите, злой волшебник рассыпал шашечные доски, нам с вами нужно их собрать, давайте попробуем!

(Дети выполняют задание за столом)

(На столе квадраты черные и белые по 32 шт)

В: — Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! А теперь пройдемте на свои места.

В: на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.

(Слайд шашечного поля с диагональными стрелками)

В: Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.

Д: Ответы детей (Диагональные линии разные по длине)

В: Молодцы, а сколько всего диагоналей на доске.

Д: Ответы детей.

В: Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились

В: Мы с вами знаем, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – латинскими буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные?

Д: Ответы детей

В: Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

В:- А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой?

Д: Ответы детей (Клеточки – поля)

В: — Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

(Слайд пример на доске показать С4, D7, Е5)

В: А теперь что бы закрепить материал я предлагаю вам сыграть в игру.

Игра «Найди свое поле»

В: Каждый у себя на игровом поле поставьте шашку на заданное поле (раздаются карточки H2. F6. C7. d4. g8 и т.д. по кол-ву детей)

В: Молодцы ребята, Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка (музыкальная, на интерактивной доске) В:- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с помощниками. Будьте очень внимательными! И повторяйте за нашими героями.

В: — Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить?

Д: Ответы детей (о шашках)

Дети садятся на ковер.

В: — На каких квадратах располагаются шашки?

Д: Ответы детей (На чёрных)

В: — По сколько шашек предоставляется каждому игроку?

Д: Ответы детей (По 12 шашек)

В: — Как располагаются шашки в начале игры?

Д: Ответы детей (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

В: — А как определить, кому, какими играть?

Д: Ответы детей (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

В: — Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

(Каждый ребенок говорит свое правило и показывает ход)

  • Тронул – ходи.
  • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
  • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
  • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
  • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
  • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
  • Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

  • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
  • Не смеяться над проигрышем другого.
  • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

В: Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

В: — Ребята, а когда партия считается законченной?

Д: • если у соперника не осталось ни одной фишки;

  • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
  • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
  • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В.: Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

В: — Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

В: — А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек?

Д: Ответы детей (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

В: Давайте попробуем нарисовать свои шашечные доски, а дома с родителями поиграете, для этого нам нужно присесть за столы. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и простой карандаш и линейка. Приступайте к работе.

В: Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы знали нового на занятие?

Дети: Ответы детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год