Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Совместный педагогический проект: «Тили-тили тесто»
Поделки из соленого теста
Автор: Болилая Татьяна Фёдоровна   
07.07.2017 22:05

Совместный педагогический проект: «Тили-тили тесто»Совместный педагогический проект: «Тили-тили тесто»

Воспитатели: Болилая Татьяна Фёдоровна, Палкина Александра Геннадьевна МБДОУ «Полазненский детский сад №7» Пермский край, п.Полазна.

Совместный проект: «Тили-тили тесто»

Тип: педагогический.

Участники: педагоги, родители, дети.

Сроки реализации: 2016-2017 год /октябрь-апрель/.

«Истоки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев…»
В.А. Сухомлинский.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребёнка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

Скачать конспект

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому очень важно уже с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику.

Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей детей. а также развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Осознанное включение родителей в совместный педагогический процесс способствует более активному взаимодействию взрослых и детей. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать родители. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения …».

Однако, у родителей и детей очень часто нет общих занятий, увлечений и дел, отсутствуют семейные традиции, родители уделяют недостаточно внимания совместным играм с детьми, нередко не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями по развитию речи детей и поэтому необходимо научить родителей приёмам и методам совместной деятельности.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе лепки из солёного

теста.

Задачи:

  1. Познакомить участников проекта с солёным тестом, его свойствами и приёмами лепки.
  2. Развивать тонкую моторику рук, способствующей развитию речи детей.
  3. Способствовать развитию творчества и воображения дошкольников через занятия лепкой из солёного теста;
  4. Повысить уровень педагогической компетентности родителей, способствовать возникновению семейных традиций;
  5. Обогатить предметно-развивающую среду группы (изготовление атрибутов для сюжетно — ролевой игры «Магазин»)

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Социально-коммуникативное;
  4. Художественно-эстетическое развитие.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап /октябрь/.

Круглый стол: «Знакомство с проектом «Тили-тили тесто».

2. Формирующий /октябрь-апрель/.

3. Обобщающий /апрель/.

Самопрезентация «Наши умелые ручки»

/выставка поделок из солёного теста/

Результат:

  1. Появление интереса у участников проекта к работе с солёным тестом.
  2. Развитие тонкой моторики рук.
  3. Развитие творческих способностей воспитанников.
  4. Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
  5. Обогащение предметно-развивающей среды группы
  • изготовление атрибутов для сюжетно — ролевой игры «Магазин»
  • пополнение библиотеки книжками-малышками
  • создание альбома «Тили –тили тесто»
  • изготовление поделок из солёного теста для центра творчества.

Список литературы:

  1. Ирина Хананова. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли, — Москва, «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2007г.
  2. Наука и жизнь №1, 2007 «Тили-тили тесто» стр. 102
  3. Румянцева Е.А. Солённые фантазии г. Москва «АЙРИС-пресс», 2007г.
  4. Силаева К. В. Солёное тесто. – Москва, «Эксмо», 2003г.
  5. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008
  6. Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007

Приложение 1.

История возникновения солёного теста.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.

Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста.

На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” — сделанные из ржаного теста.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.

В Германии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.

В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.

В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.

В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.

Старинный русский народный промысел – лепка из солёного теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из солёного теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

В России на Рождество пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли — так возникло солёное тесто.

Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", — так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Мукосол — это не только забавные фигурки из солёного теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме — символ богатства, благополучия и достатка в семье. Это со временем фигурки из солёного теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Приложение 2.

Консультация для родителей "Чудеса тестопластики"

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Дошкольники приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей – солёное тесто. Этому виду творчества придумали современное название – “Тестопластика”. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из солёного теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.

Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке позволяют заняться изготовлением художественных изделий из солёного теста буквально каждому.

Мы пользуемся одним рецептом приготовления теста:

2 чашки соли, 2 чашки муки (пшеничной), 3/4 чашки воды, 1 ст. ложка обойного клея (консистенции густой сметаны).

Тесто должно быть хорошо вымешано, чтобы оно стало мягким, однородным и эластичным.

Изделия мы выполняем на небольших кусочках плотной бумаги. Это позволяет без нарушения изделия перекладывать его с места на место.

Изделие из теста мы сушим на воздухе или в духовке при температуре не выше 200 градусов.

После того, как изделие высохло, мы с детьми раскрашиваем его гуашью или глазируем. Также тесто можно окрасить с помощью пищевых красителей, их можно добавить как в муку, так и в готовое тесто.

Когда изделие полностью готово его покрывают лаком (делают это без присутствия детей). Мы используем жидкий бесцветный лак для деревянных изделий. Работы, покрытые таким лаком, выглядят более привлекательно.

Для того, чтобы укрепить готовые изделия на основе, мы используем клей сильной фиксации.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский интерес.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Для окрашивания теста нужно приготовить пищевые красители или краски (гуашевые, акриловые). Удобнее сразу приготовить несколько цветов.

Поделки из солёного теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики:

скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год