Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер- класс для родителей и детей. «Занимательное путешествие в страну Сенсорику».
Развивающие занятия
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна   
05.06.2025 23:23

Мастер- класс для родителей и детей. «Занимательное путешествие в страну Сенсорику».Мастер- класс для родителей и детей. «Занимательное путешествие в страну Сенсорику».

Педагоги:

  • Степанова Наталья Геннадьевна
  • Постнова Ольга Анатольевна
  • Соколова Юлия Александровна
  • Смекалова Надежда Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» г. Череповец 2025г.

Актуальность:

В начале каждого учебного года мы проводим диагностику уровня знаний детей по разным образовательным областям. На основании полученных данных мы составляем для себя план работы с родителями и детьми на предстоящий учебный год. Ничего удивительного в том, что в раннем возрасте сенсорное развитие является основополагающим звеном для всестороннего развития малышей. Несомненно, что для высоких успехов в обучении дошкольников можно достичь лишь при постоянном взаимодействии родителей и педагогов.

 

Скачать конспект

По результатам анкетирования мы выяснили, что многие родители имеют недостаточные знания о сенсорных эталонах воспитания своего ребенка. Чтобы решить проблему разработали и провели мастер-класс «Занимательное путешествие в страну Сенсорику», где представили игры сделанные педагогами для работы с детьми в детском саду, а так же показали родителям какие игры и материалы можно использовать в домашних условиях.

Цель: расширение и углубление знаний родителей дошкольников о

целенаправленной работе по развитию мелкой моторики и

сенсорному развитию детей в детском саду и в домашних условиях.

Задачи:

  1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
  2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, используемыми педагогами в детском саду, рассказать о пособиях, которые можно организовать в домашних условиях.
  3. Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей, развивать творческие способности детей и родителей.

Предварительная работа с родителями: анкетирование; информация в раздевальной комнате «Сенсорное развитие дошкольников дома и в детском саду»; выставка игр для родителей по сенсорному развитию, используемых в детском саду в работе с детьми; памятки — буклеты «Развиваемся, играя!»

Оборудование: музыкальная колонка; флешка; дидактические игры, изготовленные воспитателями; подручные материалы, которые можно использовать для игр дома; звездочки и медали для детей.

1. Вводная часть

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители.

Сегодня вместе с детьми, мы предлагаем вам отправиться на автобусе в увлекательное путешествие в страну Сенсорику.

Во время путешествия мы будем останавливаться на разных станциях, остановка всего пять минут, поэтому задания нужно слушать внимательно и быстро их выполнять.

За правильно выполненные задания выдаются красивые звездочки, а если этих звездочек будет много, вы получите медаль «Любознайка».

На столах разложены игры, родителям и детям необходимо выбрать по желанию. Дети с родителями делятся на небольшие группы, поэтому посещают наши станции — «Разноцветная», «Геометрические фигуры», «Величина», «Составь по образцу» по очереди, но в течение путешествия успевают побывать на каждой из этих станций. На остальных станциях все дети и родители играют вместе.

2. Основная часть

Включается песня – игра.

«Автобус». (Авторы Сергей и Екатерина Железновы)

(Выставляются стулья парами друг за другом, впереди стул для водителя и руль)

Вот мы в автобусе сидим,

Все сидим, и сидим.

Из окошечка глядим,

Все глядим и так далее.

Станция «Познавательная». Блиц — опрос для родителей.

Воспитатель: «Как вы думаете, что такое сенсорное развитие? Что нужно развивать у детей младших групп?»

(Примерные ответы родителей.)

«Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники?» (Цвет, форма, величина, пространственное положение).

Сенсорное развитие ребенка это: развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе, тактильных ощущениях.

Воспитатель: — Почему важно сенсорное развитие? (Примерные ответы родителей.)

Воспитатель: — Да. Вы правы, именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка.

Есть ли у вас дома игры по сенсорному воспитанию?

Кто дома играет с ребенком в игры? (Примерные ответы родителей)

Воспитатель: В основе нашей работы с малышами лежит игра. Для каждого ребенка это способ познания мира.

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в игры, сделанные нами самостоятельно. А также расскажем о том, что вы сможете сделать дома для сенсорного развития своего малыша.

Спасибо за то, что вы хорошо понимаете важность темы нашего мероприятия.

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение

(Песня «Автобус»)

Станция «Разноцветная».

Воспитатель:

Радуга устроена, как пирог слоенный:

Красный слой, оранжевый, желтый и зеленый,

Голубой и синий — рядом с фиолетовым.

Семь цветов у радуги – нужно знать про это вам!

Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разнородных по цвету предметов, научить размещать цвета по наглядному образцу.

Дидактические игры: «Чей гараж?», «Что бывает зеленым?», «Угадай, чей дом?», «Подбери варежке пару», «Цвета» и другие.

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение ( «Автобус»)

Станция «Геометрические фигуры».

Педагог:

Мы встречаем их везде-

На земле и на воде,

В небесах и под землей,

Нам они нужны с тобой!

Будем их мы называть,

В окружении искать.

Треугольник, круг, квадрат,

Угадать бы каждый рад.

Различать их с вами сможем,

Мы без них никак не можем!

Воспитатель: Уважаемые родители, выберите из предложенных игр понравившуюся игру и попробуйте вместе с детьми поиграть.

Своей важной задачей считаем, учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путём зрительного и двигательного обследования, сравнения; формировать представления о свойствах предметов.

Дидактические игры: «Геометрическое лото» (учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой); «Найди пару» (учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме и цвету); «Овощи и их дольки», «Кому какая форма» (учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета, величины); «Составь предмет» (упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей — геометрических фигур).

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение ( «Автобус».)

Станция «Величина» (Конструирование).

Проходит работа над формированием понятий: длина, ширина, высота.

Дидактические игры: «Построй высокий и низкий заборчик»,

«Закрой двери домика» (по ширине), «Что на верхней полке» и другие.

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение ( «Автобус».)

Станция «Развлекательная».

Воспитатель: Дети, вы выполняли очень трудные задания, а теперь пришло время отдохнуть. Давайте, мы вместе с вашими родителями поиграем.

Музыкальная игра «С медведем» (Слова и музыка Е. Олифоровой)

По тропинке, по дорожке

Все мы к Мишке подойдем и т. д

Музыкальная игра «Раз, два, три»

Зашагали ножки весело по кругу,

Приведут нас ножки по дороге к другу и т.д.

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение «Автобус».

Станция — «Составь по образцу».

Детям и родителям предлагаются игры с использованием схем и образцов. Формирования умения действовать по образцу, учитывая признаки предметов.

Дидактические игры: «Овощи и их дольки», «Фруктовое ассорти», «Волшебные палочки», «Играем и конструируем», «Первые половинки», «На полянке», «На ферме» и другие.

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение «Автобус».

Станция – «Наши руки не знают скуки».

Педагог: — Какое значение имеет развитие мелкой моторики для малышей? (Примерные ответы родителей).

Воспитатель: Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания: как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, речь, координация, воображение, наблюдательность.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Примерные пальчиковые игры.

«Семья»

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

«Твоя ладошка»

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Две веселые лягушки,

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Необходимо сжимать руки в кулачки и класть их на стол пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и класть ладони на стол. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.)

Помимо пальчиковых игр очень полезно использовать карточки с нейрозарядкой.

Дети и родители садятся в автобус и продолжают движение ( «Автобус».)

Станция – «Игровая».

Игры, которые можно использовать дома.

Важно! Дети играют только под присмотром взрослых!

«Пуговичная страна»

Коробочка с пуговицами — выложить рисунок по образцу;

«Крупинки – придумки»

Необходимо перебрать крупу (фасоль, горох, кукуруза, гречка).

«Песочница на кухне»

Возьмите поднос с ярким рисунком. Тонким слоем насыпать манку, ребенок проводит пальчиком и получает контрастные линии – рисунок.

«Цветные макароны»

Используются разноцветные макароны, ленточки, картинки для выкладывания. Можно чередовать по цвету и комбинировать по форме.

3. Заключительная часть

Рефлексия

Родителям было предложено оценить встречу – на столе лежат три мешочка: красный, желтый и синий и такого же цвета фишки. Родителям нужно было выбрать одну из фишек и положить в мешочек такого же цвета, если полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положить красную фишку, если частично — желтую, а если не удовлетворены – синюю. Результаты оценки — родители выбрали красные фишки.

В заключение мастер-класса:

  1. Детям были выданы медали и сладкие призы
  2. Родителям были выданы памятки-буклеты «Развиваемся, играя!»

Детям дошкольного возраста для сенсорного развития и развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
  8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!»

Литература: Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

Громова О.Н. Прокопенко Т.А.: «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.

Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.

Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 — 3 лет» ТЦ М. 2011.

Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год