«Мир открытий. Игровые приемы в сенсорном развитие детей раннего возраста» |
Развивающие занятия | |
Автор: Тарусова Ирина Владимировна | |
15.05.2025 14:01 | |
Воспитатели: Тарусова И.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 99 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Уфа 2025 Сенсорное воспитание является важной частью развития ребенка, так как оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и моторики. Актуальность темы В настоящее время дети растут и развиваются в условиях информационного общества и сталкиваются с высокотехнологическими достижениями. Современные дети испытывают сложности с концентрацией внимания, им сложно долго сосредотачиваться на чем-то одном, многие демонстрируют гиперреактивность. Игра – важный этап в развитии всей личности ребенка! Ребенок рождается исследователем. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; развивается и познает мир. В раннем возрасте игры — эксперименты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы – водой, льдом, снегом, камешками, песком. Игры с природным материалом обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребёнка: возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют Проект был реализован в несколько этапов: Подготовительный этап
На этом этапе мы подготовили необходимые материалы и оборудование для проведения экспериментов и игр. Это включало в себя подборматериалов для творчества, природных объектов и специальных пособий. Основной этап Основной этап состоял из нескольких блоков занятий и мероприятий: - Эксперименты и опыты. 1. Игры с цветом – с цветными камушками. Задачи: развитие тактильных ощущений, изучение и закрепление цветов. Мы использовали 4 коробочки разного цвета с манкой и разноцветные камушки разной формы. Например, игра «Разложи камушки по цвету», где дети должны были разложить предметы по цвету в коробочки. 2. Эксперименты с песком и гидрофобном песком. Задачи: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развивать воображение, логическое мышление, умение проводить несложные эксперименты. В поисках новых материалов для исследований мы обратили внимание на гидрофобный песок. Гидрофобный песок – это песок, который не смачивается водой. Первое, что выглядит очень эффектно – это засыпание песка в воду. Первые песчинки остаются плавать на поверхности воды из-за воздуха, который их обволакивает. По мере засыпания песка набирается какая-то критическая масса и песок тонет, группируясь в воде в интересные структуры, которые тоже покрыты слоем воздуха. Ведет себя песок под водой не совсем обычно – будто пластилин. И есть ложное ощущение, что песок всё-таки намочен, раз он так прекрасно держит свою форму. Такая иллюзия создается как раз из-за воздуха, который помогает держать форму. Сенсорная игра с водой Задачи игры: запуск речи, развитие речевых навыков детей, формирование представлений об окружающем мире в игровой форме, развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия через взаимодействие с водой. Эта игра не только развлекательная, но и образовательная, способствует комплексному развитию детей через сенсорный опыт и речевую практику. Что понадобится:
- Прозрачный стакан. Ход игры:
"Что мы можем сказать об этом животном?". Это поможет закрепить лексику и развить речевые навыки. 5. Завершение игры: После того, как все картинки будут найдены, можно обсудить с детьми их любимых домашних животных и провести небольшой диалог о том, почему именно эти животные им нравятся. 3. Эксперимент «Голограмма в трапеции» Эта увлекательная игра основана на использовании современных технологий для создания эффекта голограммы. Используется специальное приложение на смартфоне, которое показывает трёхмерные изображения различных объектов, животных или даже сказочных персонажей. После этого накладывается на экран телефона специальная прозрачная трапеция, изготовленная из оргстекла или другого подходящего материала. Для проведения эксперимента нужно:
Благодаря этому простому устройству дети могут наблюдать, как картинка буквально оживает перед их глазами, создавая иллюзию объёмного изображения, парящего над поверхностью экрана. Что развивает игра: - Воображение и креативность. Видя, как плоские изображения превращаются в объёмные объекты, дети начинают фантазировать о том, какие ещё чудеса может скрывать мир вокруг них. -Любознательность. Детям интересно узнать, как работает этот эффект, почему картинка кажется объёмной, и что нужно сделать, чтобы увидеть её так. Это стимулирует их задавать вопросы и искать ответы.
- Игры с использованием новых технологий помогают детям адаптироваться к изменениям и быть открытыми к инновациям. Эксперимент в игровой форме способствует развитию внимательности, аккуратности, познавательной активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира. 4. Искусственный снег (индивидуальные занятия) Задачи: развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, воображение, закрепление представлений о зимней погоде – свойства снега, метель. Что нужно
Инструкция: Смешайте равные части крахмала и соды. Добавляем жидкое мыло, очень маленькими порциями добавляйте к сухим воду, интенсивно размешивая массу. Воды нужно совсем чуть-чуть. Из снега, который мы изготовили мы сделали небольшого снеговика. Малыши остались довольны работой, снег заинтересовал ребят. Далее можно продолжить работу, добавив сказочных персонажей и рассказать малышам удивительную зимнею историю. В ходе нашей работы мы знакомим и закрепляем знания о снеге, о его цвете и свойствах, что бывает настоящий — холодный и искусственный — теплый и в какое время он бывает. На заключительном этапе планируем провести итоги проекта, консультацию и небольшой мастер-класс для родителейи обсудить результаты с родителями. Также будут разработаны рекомендации для дальнейшего использования полученных знаний и умений детьми. В результате реализации проекта мы достигаем в будущем следующих результатов: - Развитие речи детей -У детей повышается уровень интереса к исследованию окружающей среды. - Улучшится мелкая моторика и координация движений. - Они умеют различать основные цвета, формы и размеры предметов. - Повысится эмоциональное восприятие природы и окружающих предметов. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: Один из основателей российской дошкольной педагогики сказал: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего Гидрофобный песок
|