Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста». |
Развивающие занятия | |
Автор: Ежова Анастасия Алексеевна | |
28.03.2025 17:17 | |
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет сенсорный опыт. Профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного образования и воспитания, начиная с самых истоков, уделяли сенсорному воспитанию значительное внимание, зачастую выделяя его как центральный момент педагогического процесса. В первые годы жизни уровень развития восприятия связан с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятием и другими. Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребенка, вопросы рациональных способов освоения общечеловеческого опыта остаются открытыми и сейчас, на современном этапе.
Изучение педагогами и психологами вопросов сенсорного развития и воспитания детей показало, что развитие восприятия — сложный процесс, включающий в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами исследования объектов. Сенсорное восприятие должно быть направлено на обеспечение этих задач. Умение рассматривать и воспринимать предметы и явления успешно развивается только тогда, когда дети ясно понимают, для чего им нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать тот или иной звук. Поэтому при обучении восприятию различных предметов и явлений необходимо четко разъяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятным детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотреть предмет, то его трудно изобразить или сконструировать. В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим главная задача сенсорного воспитания — сформировать у детей такие умения, навыки восприятия и представления предметов и явлений, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, работы в натуре и т. д. Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с различными видами деятельности. Было бы неправильно думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает необходимое направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть, когда мы обучаем детей рисовать, конструировать и т. п., нам нужно оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построений, но главным образом по тому умственному багажу, который приобрели дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков красивый дом, но педагогический процесс организован таким образом, что ребенок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития. Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, учитель должен одновременно уделять особое внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т. п. В связи с этим продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети приобретают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие остается практически на том же уровне; в другом случае, наряду с навыками рисования, конструирования и т. д., они приобретают навыки восприятия, сравнения, обобщения. И именно потому, что в последнем случае дети обучаются мышлению, их умения и навыки в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими и творческими, чем в первом случае. Дидактическиеигры:
Цель: Учить ребенка чередовать предметы по размеру Оборудование: Четыре большие и маленькие бусины (примерно 2 и 1 см) одного цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзинка. Процесс: Педагог показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла в гости к малышу и что-то принесла в корзинке. Затем педагог ставит куклу на стол и, доставая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там большие и маленькие бусины и ниточка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусины, педагог обращает внимание ребенка на то, что бусины можно нанизывать по-разному. Сначала педагог показывает, как собирать бусины, а затем предлагает это сделать ребенку. Важно начинать чередование с большой бусины, так как если чередовать бусины наоборот, т. е. сначала брать маленькую, потом большую, то ребенку будет сложно справиться с заданием, так как его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие бусины ему достались.
Цель: Научить детей различать и называть игрушки, а также различать их размер; развивать слуховое восприятие, улучшать понимание речи. Оборудование: Большие и маленькие собаки, машинки, коробки, мячи, чашки, кубики, матрешки. Ход: Педагог показывает ребенку игрушки и предметы и просит назвать их, отмечая их размер. Затем дает ребенку следующие задания:
Если ребенок ошибается, собака или матрешка проявляет свое недовольство (рычит или отворачивается).
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме Оборудование: Четыре круглые и четыре квадратные глиняные бусины одного цвета (диаметр 2 см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзинка. Ход: Проводится так же, как и игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизываются круглые и квадратные бусины. Педагог просит ребенка потрогать руками каждую бусину на нити, акцентируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик...».
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. Оборудование: Коробка с мозаикой, куда помещены шесть желтых элементов и один белый. Ход выполнения: Педагог показывает детям игрушки: белую курицу, а за ней желтых цыплят (или картинку). Затем белый элемент мозаики и говорит: «Это будет наша курочка. Она белая». Показывает желтый элемент мозаики и объясняет: «Цыплята будут желтыми». Педагог вкладывает в отверстие в панели белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет вот такой белой, а после белой мозаики кладет одну желтую мозаику, говоря, что цыплята такого цвета. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и просит найти еще одного цыпленка и положить его после наседки. После того, как все цыплята будут найдены и расставлены «гуськом», за наседкой ребенок самостоятельно повторяет задание.
Цель: Учить детей выбирать предметы заданного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев рук. Оборудование: Коробка с мозаикой, в которой десять красных элементов и по пять желтых и зеленых элементов. Ход работы: Педагог показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, подчеркивая, что медведю нравятся только спелые красные ягоды. Далее педагог достает из коробки красный элемент мозаики (ягоду), вставляет его в панно и предлагает детям также собрать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые красные ягоды. Когда все красные ягоды будут собраны в «корзинке», медведь благодарит детей. Игры и упражнения с предметами В воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста очень важно обогащать и совершенствовать сенсорный опыт в процессе деятельности. Характерная для этого возрастного этапа деятельность — предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что она имеет исключительное значение для формирования важных качеств психики ребенка. В процессе деятельности у детей развиваются мышление, сообразительность, сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом в течение некоторого времени. Предметная деятельность важна и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. В процессе действий с предметами у детей 2–3 лет развиваются учебные качества: концентрация взгляда на предмете, торможение движений, сохранение определенной позы, эмоционального настроя. Действия с такими предметами, как развивающие игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он пытается достичь результата — собрать башню, сложить матрешку и т. д. Таким образом постепенно формируется целеустремленность. Некоторые развивающие игрушки требуют определенной последовательности действий и подбора деталей для выполнения игрового задания. Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребенка, приводят к образованию связей в работе глаз (чаще уха) и рук, обеспечивают освоение пространства.
|