«Развитие навыков самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в выборе способов решения путем использования игр — головоломок» |
Развивающие занятия | |
Автор: Имамвердиева Светлана | |
03.01.2025 21:31 | |
«Развитие навыков самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в выборе способов решения путем использования игр — головоломок» Аннотация. В статье рассматривается актуальность развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в выборе способов решения. Также в статье представлена значимость игр-головоломок в развитии данного качества, подобраны игры-головоломки для детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: старший дошкольный возраст, самостоятельность, игры-головоломки. Одной из актуальных тем в настоящее время является проблема развития у детей инициативности и самостоятельности. Социальный заказ государства в системе образования предполагает воспитание человека ответственного, инициативного и готового самостоятельно делать выбор в принятии того или иного решения. Согласно ФОП ДО необходимо организовать образовательную среду так, чтобы возникла необходимость побуждать дошкольников к самостоятельности и инициативности, а также создавать психолого-педагогические условия развития самостоятельности детей в различных видах деятельности.
Исследования В.Н. Белкиной, З.М. Богуславской показали, что навык самостоятельности в выборе способов решения формируется в старшем дошкольном возрасте путем использования различных игр, трудовой деятельности, экспериментирования. Также одним из средств развития самостоятельности Я.И. Мельниченко выделила использование игр-головоломок. Они представляют собой логические игры, сущность которых состоит в воссоздании на плоскости различных силуэтов предметов. Такие игры-головоломки развивают творческое воображение, геометрическую интуицию, способствуют развитию познавательного интереса, формированию умения строить от простого к сложному. Сначала дошкольники учатся решать задачи игр-головоломок с помощью воспитателя, а затем переходят решению более самостоятельному и быстрому. Важным и основным навыком для работы с играми-головоломками является навык конструирования. По мнению М.В. Драко, к играм-головоломкам для развития такого качества, как самостоятельность, относятся: «волшебный круг», «Пифагор», «Танграм», лабиринты, «Турецкие шашки», «Уголки», «Собери фигуру», «Составь слоника» и др. Таким образом, систематическое и целенаправленное применение игр-головоломок способствует не только развитию логического мышления, но и развивает самостоятельность детей в выборе способов решения. Литература:
|