Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Арт – терапия, как средство развития детей с ЗПР»
Развивающие занятия
Автор: Саханчук Мария Викторовна   
11.11.2024 06:10

«Арт – терапия, как средство развития детей с ЗПР»«Арт – терапия, как средство развития детей с ЗПР»

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг

В современное время с каждым годом распространённость детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Многочисленную группу составляют дети с различными нарушениями психики и дети с нарушением интеллекта. Большого внимания заслуживают дети с отставанием в развитии психических функций, то есть, с задержкой психического развития.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно только при активном решении ряда задач психолого-педагогической науки и практики.

 

Учеными-дефектологами установлено, что жизненное благополучие ребенка зависит не от дефекта самого по себе, а от его социальных последствий, от социально-психологической реализации человека.

Одним из самых интересных и творческих разделов работы с детьми с задержкой психического развития можно назвать арт-терапию.

Как образование или педагогическая практика, арт-терапия связана с развитием личности, ее психических функций. В педагогическом направлении арт-терапия позволяет рассматривать не только художественное воспитание в рамках специального или дополнительного образования, но и развитие, обучение, формирование основ художественной культуры ребенка, овладение им практическими навыками и умениями.

Существует большое количество литературы, посвященной использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира. Наиболее полно в нашей стране она освещена такими известными психологами как А.И. Копытин, Б.Д. Карвасарский, Л.Д. Лебедева. Отечественный опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Т.А. Добровольской, С.Г. Рыбаковой.

Однако в литературе высказываются различные точки зрения на то, как следует применять арт-терапию в педагогической деятельности, должны ли педагоги иметь специальные знания об арт-терапии или достаточно поверхностного ознакомления с ее методами.

В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания.

В переводе с английского арт-терапия – лечение изобразительным искусством. Мы можем помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны — метод художественной рефлексии; с другой стороны — технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны — арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый участник от работы.

Работая с детьми с задержкой психического развития, я выбрала такое направление, как изо — терапия. Разработала и внедрила долгосрочный проект «Изо – терапия», целью которого явлетсядостижение положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии детей с задержкой психического развития.

Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество (абстракция, выражающая чувство), дополнительное рисование (каждый участник группы дополняет основной рисунок), свободное (каждый участник группы рисует что хочет на заданную тему), коммуникативное (совместный рисунок двоих участников группы без вербального контакта) и совместное (совместный рисунок двоих участников группы на одном листе) рисование. Занятия проводятся в игровой форме, как индивидуально, так и в группе. Дети с удовольствием включаются в работу. Для достижения поставленной цели, так же провожу работу с родителями, подготовалваю консульиации, брошюры и организую совместные занятия.

Ожидаемые результаты: создание положительной мотивации, преодоление страхов детей перед трудностями, создание ситуации успеха, а также воспитания чувства взаимопомощи, взаимовыручки для дальнейшей успешной социализации и усвоению программы начального образования массовой общеобразовательной школы.

М.В. Саханчук, воспитатель

МБДОУ Детский сад № 59 «Золушка»,

Г.Норильск, Красноярский край

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год